Поясните фразу п монсона отклонения в поведении изначально заложены в общественные структуры
Обновлено: 04.11.2024
Рассмотрение социологии как науки на основе работы Пера Монсона "Лодка на аллеях парка", своеобразного вступления в курс социологии во многих зарубежных университетах. Анализ подхода, получившего название структуралистского направления социологии.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | эссе |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.02.2011 |
Размер файла | 9,1 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
В свои восемнадцать лет я приняла решение стать социологом и посвятить свою жизнь изучению общества. Взаимоотношения людей в повседневной жизни, скрытые силы, которые исподволь управляют нашими мыслями и поступками, наконец, само общество в его динамике и развитии - всё это показалось мне предметом, достойным изучения.
Но, начав обучение по выбранному профилю, я была вынуждена задаться вопросами, которые прежде не приходили мне в голову. Что такое социология как наука? Можно ли объективно изучать общество? Какова роль социолога в современном обществе?
В своей книге П. Монсон большое внимание уделяет двум основным традициям, сложившимся в социологии. Основоположником первой традиции можно считать Эмиля Дюркгейма. Э. Дюркгейм полагал, что общество в целом независимо от отдельно взятых индивидов, а потому не может быть объяснено сквозь призму их индивидуальных действий. Напротив, поступки людей следует объяснять влиянием общества. Такой подход получил название структуралистского направления социологии.
Противоположную точку зрения высказал Макс Вебер. Согласно М. Веберу, социология является наукой о "социальных действиях" людей, и в круг задач этой науки входит также попытка понять роли людей, которые те исполняют в соответствии с социальными нормами своего общества. Это направление социологии принято называть экзистенциональным.
Кроме того имели место попытки различных социологов "перекинуть мост" между концепциями Дюркгейма и Вебера. Так, американский социолог Толкотт Парсонс выдвинул комбинации "структурного функционализма" и "теории действия". По мнению Т. Парсона, культурная система общества управляет поступками индивидов посредством социальных норм и оценок, которые, тем не менее, предоставляют людям выбор образа действий.
Помимо этого, П. Монсон значительное внимание уделяет традиции в социологии, связанной с именем Карла Маркса. Это направление признаёт и наличие социальных структур, и значимость отдельных индивидов. Отношения между структурами общества и поступками отдельных людей составляют основную область исследования в марксистском направлении. Общество рассматривается в качестве непрерывной череды процессов изменения, где люди в рамках постоянно существующих социальных отношений воспроизводят или преобразуют эти процессы.
На основе этих моделей Пер Монсон отвечает на вопросы, касающиеся права социологии называться наукой, её роли в создании объективной картины действительности и социологической методики создания оной, которые ставит на страницах своей книги.
Первостепенный вопрос, без положительного ответа на который вся последующая дискуссия теряет смысл, звучит так: является ли социология наукой? социология наука пер монсон
Для того, чтобы ответить на этот главный вопрос, требуется ответить на три вспомогательных вопроса, носящих научно-теоретический характер и необходимых для анализа социологии как науки.
Во-первых, необходимо понять, что конкретно изучает социология, а если быть более точным, что собой представляет общество? Различные направления социологии по-разному отвечают на этот вопрос. Одни исследователи утверждают, что общество - это сверхличностное единство, которое следует своим собственным законам и игнорирует волю отдельного индивида. Другие говорят, что общество - это культурное единство, и главными являются как раз действия и поступки людей.
Второй вопрос, требующий ответа, заключается в следующем: как мы можем утверждать, что что-то знаем об обществе наверняка? Данный вопрос является эпистемологическим и напрямую относится к теории познания.
И, наконец, третий вопрос: что нужно сделать для получения достоверного знания об обществе и как убедиться в его правильности? На этот вопрос призвана ответить социологическая методология, в обязанности которой входит гарантия научности получаемых результатов.
Ответы на эти вопросы оживлённо дискутируются различными социологическими школами, и, по мнению П. Монсона, именно эти дебаты и гарантируют существование и дальнейшее развитие социологии как науки.
Теперь, когда мы убедились в том, что социология является полноправной научной дисциплиной, я бы хотела поговорить о возникновении и становлении социологии.
Бытовые размышления о человеческих взаимоотношениях существовали задолго до появления социологии в том значении, в каком мы понимаем её теперь. Однако возникновение социологии как научной дисциплины следует относить к рубежу XV-XVI веков (время перехода от средневековья к новому времени). Представления о том, что человек обязан наследовать социальное положение своей семьи, как дарованное Богом, отошли в прошлое, им на смену пришли понятия об обществе и индивиде, а также усиление географической и социальной мобильности. Новый тип общества породил проблематику взаимоотношений общества и индивида, а следствием этого стало зарождение "науки о социальном", основным назначением которой стало построение модели лучшего общества. Примерно в это же время стали предприниматься попытки исследования фундаментальных законов развития человеческого общества. Родиной социологии по праву можно считать Францию. Не лишним будет упомянуть имя француза, одним из первых попытавшегося создать концепцию правового общества, - граф Анри Сен-Симон.
Впоследствии социология вышла за рамки упражнений отдельных эрудитов и оформилась как настоящая научная дисциплина.
Важно отметить, что весь путь развития, пройденный социологией, тесно связан с глубинными изменениями, происходившими в индустриальном обществе. По образному выражению Йорана Тербурна, социология - это наука "двух революций - буржуазной и пролетарской".
Теперь мне кажется уместным коснуться следующего вопроса, рассмотренного в "Лодке на аллеях парка", а именно изучения общества посредством социологии. Пер Монсон говорит о том, что новые общественные отношения привели к возникновению новой науки в силу наличия трёх способов отношений человека с окружающим его миром. Человек может стремиться объяснить явление, происходящее на его глазах; понять значение данного явления для себя самого и других людей; либо изменить происходящее в ту или иную сторону.
Известный немецкий социолог Юрген Хабермас пытался систематизировать данные способы взаимодействия по способу связи с изучаемым предметом. Ю. Хабермас выделил три вида познавательных интересов, которыми может руководствоваться наука. Первый познавательный интерес немецкий социолог назвал технически-манипуляционным. В основе данного интереса лежит стремление исследователя открыть объективные законы изучаемого объекта с целью их дальнейшего использования для управления им. Другой интерес получил название герменевтического, или разъясняющего интереса. Данный интерес более применим к культурологическим наукам, нежели к естественным, и целью его является не столько раскрытие объективных социальных законов, сколько построение теорий, позволяющих понять мотивы действий других людей, другие общества и эпохи. Наконец, третий, критически-эмансипаторский познавательный интерес ставит перед наукой задачу освобождения человека от природных и социальных оков. Но поскольку природой управляют непреложные объективные законы, данный подход также более приемлем для культурологических дисциплин.
Таким образом, объяснить общество, понять общество, изменит общество - это три направления современной социологии. Кроме того, это ещё и три способа взаимодействия исследователя с объектом изучения, а именно социолога с изучаемым обществом.
Моя работа приближается к концу, и пришло время уделить внимание наиболее важному с практической точки зрения вопросу, который напрямую касается моего дальнейшего будущего в качестве социолога. Этот вопрос звучит так: что может социология и для чего она нам нужна?
В настоящее время социология является институционализированной общественно-научной дисциплиной, являющейся также составной частью нашего общества. Она вносит свой штрих в картину окружающей нас действительности, отвечает на фундаментальные вопросы человеческого бытия. Социология отвечает на эти вопросы сквозь призму пересечения нашей индивидуальной экзистенции и коллективного существования, то есть, показывает нам человека таким, каков он есть в своей социальной среде. Я придерживаюсь мнения, что частное обретает свой подлинный полный смысл лишь в целостной картине, а поскольку человек неотделим от общества, не может существовать вне его границ, изучение человека в обществе позволяет лучше понять его природу.
Подведём итоги. Изучив работу Пера Монсона "Лодка на аллеях парка", я вынесла для себя следующие выводы. В настоящее время социология стала полноправной научной дисциплиной, прошедший трудный путь становления и развития, обладающей собственной методологией, ставящей перед собой специфические, не характерные для других областей знания, вопросы. При помощи социологии можно не только объяснить и понять общество, но и внести в его структуру определённые коррективы. На мой взгляд, это наиболее опасная сфера деятельности для социологов. Предлагая те или иные модели изменения структуры общества, настоящий социолог не должен забывать, что его исследования могут повлиять на жизни многих людей.
Подобные документы
Представление о социологии по работам Пера Монсона и Питера БергераСравнительная характеристика книг Пера Монсона "Лодка на аллеях парка: введение в социологию" и Питера Бергера "Приглашение в социологию". Суждение и размышления авторов о социологии как науке. Краткий обзор общих черт и отличий в этих двух работах.
реферат [13,6 K], добавлен 15.12.2012
Взаимосвязь социологии с другими науками. Определения предмета социологии, предыстория и социально-философские предпосылки ее возникновения. Основные черты и направления развития европейской и американской социологии. Парадигмы современной социологии.
контрольная работа [44,1 K], добавлен 04.06.2011
Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.
контрольная работа [137,6 K], добавлен 27.05.2012
Анализ различных подходов к структуре социологии. Трехуровневая модель социологии и ее роль в развитии науки. Основы структурирования социологического знания. Основные категории и функции социологии. Место социологии в системе общественных наук.
реферат [36,9 K], добавлен 08.06.2010
Предыстория социологии. Античный период. Средневековье и Новое время (XV-XVIII вв.). Становление и развитие классической западноевропейской социологии. Развитие социологии в России: зарождение и современное состояние. Развитие социологии в США.
реферат [36,2 K], добавлен 23.11.2007
Сущность и принципы социологии как самостоятельного научного направления, история и основные этапы ее становления. Выдающиеся представители и достижения науки на различных периодах ее развития. Изменения в мировоззрении людей, повлиявшие на социологию.
презентация [267,1 K], добавлен 15.09.2015
Ознакомление с основами социологии О. Конта. Рассмотрение периода развития науки в Англии и Франции (конца XIX-начала XX вв.). Социологическая традиция Германии: Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер. Теория марксизма. Основные школы западной социологии.
Читайте также: