Поясни смысл фразы монастырь колыбель культуры
Обновлено: 05.11.2024
С этой обителью связана вся наша история. Золотая Орда и зарождение именитых боярских родов, царственные фамилии — Годуновы и Сабуровы, подвиги и победы в Смутное время, колыбель новой монаршей династии, венчание на престол первого Романова, расцвет и процветание под высоким покровительством, разруха в советские годы и символичная дата начала возрождения обители — 1000-летие Крещения Руси… Все это — Ипатьевский монастырь.
Основание монастыря: от легенды — к истории
Легенда первая. XIV век. До Куликовской битвы — пятьдесят лет. Влиятельный вельможа, татарский мурза Чет направляется из Золотой Орды в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. Держит путь по Волге, по дороге тяжело заболевает. Кораблям приходится причалить к берегу. Место удобное и красивое: дубовая роща, место впадения реки Костромы в Волгу. Мурза — при смерти. Но тут ему в чудесном явлении предстают Пресвятая Богородица, святой апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский. Чет усердно молится Божией Матери и святым, получает исцеление от недуга и принимает крещение с именем Захарии. На месте видения он основывает монастырь, строит в нем каменную церковь во имя Живоначальной Троицы, а в память своего чудесного исцеления повелевает написать икону, изображающую удивительное явление. До революции это была широко распространенная версия (см. Описание Костромского Ипатьевского монастыря. М., 1832).
Легенда вторая представляет основание обители немного иначе. Тот же Чет, знатный мурза, принял крещение еще в Орде от рук митрополита Петра (впоследствии причисленного к лику святых) и уже потом, прознав, что великий князь Московский собирает в свое княжество на службу именитых людей, отправился по рекам в Москву к Ивану Калите. Не доезжая до Костромы, очарованный пейзажами, причалил к берегу передохнуть. Место его остановки — Мерский стан (от названия местных племён — «меря»). Здесь случилось Чету-Захарии видение Богородицы и святых Филиппа и Ипатия, и, желая просветить светом Христовой веры местных язычников, он основал здесь обитель.
Существуют и другие версии, например, что мурза получил крещение и благословение на основание монастыря уже в Москве. И даже такое: не был Чет никаким мурзой, а был или одним из местных — костромским мерянином, или русским боярским сыном, прибывшим на Кострому из галицких земель.
В 40-х годах прошлого века известный историк, академик С. Б. Веселовский подверг сомнению эти легенды. Он утверждал, что Чет — фигура мифическая, а основан монастырь был в конце XIII века — скорее всего, костромским князем Василием Ярославичем, братом князя Александра Невского (см. Веселовский С. Б. Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Александровича Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы) // Исторические записки. Т.18. М., 1946).
Некоторые современные историки полагают, что монастырь основали новгородцы и еще раньше — в первой половине XIII века. Обосновывают это, в частности, тем, что на тот момент нигде на Руси, кроме Великого Новгорода, не было храмов в честь святого Ипатия Гангрского, значит, считают они, монастырь, скорее всего, основал какой-то богомольный новгородский боярин.
«Преименитая Лавра»: от деревянной обители — к каменной крепости
После кончины костромского князя Василия Ярославича (он не оставил наследников) Костромское княжество было упразднено и его земли вернулись в состав Владимирского княжения. Иными словами, ими отныне владели великие князья — старшие среди всей княжеской братии Северо-Восточной Руси. А в XVI столетии Ипатьевский монастырь попал под покровительство Годуновых, которые считали обитель своей «фамильной». Годуновы были щедрыми жертвователями — дарили монастырю деревни и села, крупные суммы денег. В итоге небольшая еще в XIV–XV веках обитель к концу XVI в. стала одним из четырех крупнейших в стране монастырей-землевладельцев. Годуновы жертвовали в монастырь серебряные сосуды, драгоценную церковную утварь из золота и позолоченную, пополняли ризницу и библиотеку монастыря. Вкладные иконы, рукописи, рукописные книги в серебряных и позолоченных окладах, с миниатюрами и украшениями — многие из тех даров сейчас хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля.
Деревянные строения в монастыре сменились каменными. На месте деревянной церкви Живоначальной Троицы в 1560 году поставили пятиглавый каменный Троицкий собор с приделами во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Строились церкви и звонницы. Дубовую ограду в 1586 году заменили на каменные монастырские стены толщиной около полутора метров с пятью въездными воротами, шестью башнями-стрельницами, потайными ходами и надвратными церквями. Монастырь превратился в настоящую крепость, преграждавшую неприятелю путь по Ярославской дороге.
В конце XVI века Ипатьевский монастырь, который приобрел колоссальный вес в политической жизни страны и становился одним из главных ее духовных центров, называли уже «Преименитой Лаврой».
Михаил Романов: от Смуты — к новой династии
Смута стала для Ипатьевского монастыря тяжелым испытанием. В 1608 году один из отрядов Лжедмитрия II захватил обитель. Спасителями стали ополченцы, прибывшие из Галича. Они вырыли вокруг монастырских стен осадный ров, грамотно организовали осаду и выбили захватчиков из монастыря. Правда, надвратные церкви, монастырская стена и Троицкий собор серьезно пострадали от взрыва, произошедшего во время решающего сражения.
И вот наступил ключевой, переломный момент в русской истории. Самозванцы изгнаны, интервенты побеждены, семибоярщину свергли, Россия выбирает нового царя. Боярство московское выдвигает Михаила Федоровича из рода Романовых. Земский Собор в 1613 году присягает в Москве шестнадцатилетнему Романову. Но сам избранник в это время не в столице — он в селе Домнине, в костромской своей вотчине. Из Москвы на север, в Кострому, отправляется Великое посольство: волеизъявление народа нужно донести до будущего монарха.
XVII век: от расцвета — к закату
Продолжала пополняться монастырская библиотека. Только теперь книги писали уже в стенах монастыря: создавались и рукописные Евангелия, и собрания житий святых, и синодики, помянники — небольшие книжки или тетради с записанными в них для молитвенного поминовения именами живых и усопших. Туда записывались родословные Годуновых, Романовых и других исторических лиц.
Именно в Ипатьевском монастыре, в ризнице Свято-Троицкого собора сохранилось великое сокровище русской культуры — Ипатьевский летописный свод, частью которого является знаменитая «Повесть временных лет» — русская летопись, составленная в Руси Киевской на заре XII века и переписанная для Ипатьевского свода в начале XV века. Документ, рассказывающий самую древнюю историю Руси и вообще историю от сотворения мира. В какое время и каким образом эта драгоценная рукопись попала в обитель, неизвестно. Здесь она хранилась до XIX века. Историк Н. М. Карамзин при написании первых томов своей «Истории Государства Российского» работал с двумя списками (копиями) Ипатьевской летописи.
Цари и монастырь: от переплавки колоколов — к реставрации келий
В Ипатьевском монастыре побывали Александр II в 1837 и 1858 годах, Александр III — в 1866 и 1881, Николай II — в 1881 и в 1913 годах.
300-летие Дома Романовых: от Ипатьевского монастыря — к Ипатьевскому дому
Кто мог тогда предполагать, что спустя всего пять лет вся семья последнего представителя рода Романовых будет расстреляна в Екатеринбурге именно в Ипатьевском доме…
«Советская» обитель: от танцевальной площадки — к музею
В середине 50-х годов на территорию бывшего Ипатьевского монастыря из зоны затопления Горьковского водохранилища перевезли деревянный Спасо-Преображенский храм из села Спас-Вежи — уникальное творение русских зодчих, собранное без единого гвоздя.
После безвременья
70 лет безвременья. Конечно, многие взорванные, разрушенные или превращенные в соляные склады и тюрьмы монастыри могли бы позавидовать Ипатьевскому, в котором все-таки тридцать лет работал музей, но до духовного возрождения обители было далеко.
Перелом наступил в 1988–1989-х годах, когда страна праздновала Тысячелетие Крещения Руси. Это было важное время возрождения русского Православия в целом, а в Ипатьевском монастыре, в Троицком соборе именно тогда прошли первые после многолетнего перерыва молебен и панихида.
В 1991 году Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь вновь стал монастырем. На следующий год впервые после 1922 года совершили Божественную литургию.
Еще два года спустя Церковь и областное руководство договорились использовать комплекс совместно: монастырь и музей стали существовать бок о бок. Постепенно при содействии Святейшего Патриарха Алексия II Русской Православной Церкви возвращались здания обители.
Главную монастырскую святыню — чудотворную Ипатьевскую икону Божией Матери (список с Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы) — передали монашеской общине из фондохранилища музея в 2004 году.
В 2004 году в стенах Ипатьевского монастыря был возрожден Церковный историко-археологический музей Костромской епархии. В 2005 году Костромская епархия стала законным пользователем ансамбля Ипатьевского монастыря города Костромы.
Сегодня Ипатьевский монастырь не только памятник архитектуры и истории, место, где хранятся древнейшие православные реликвии, главная достопримечательность Костромской земли, это еще и обитель, в которой силами немногочисленной пока братии поддерживаются молодежные и социальные проекты, проводятся восстановительные работы и — главное — возрождается духовная, молитвенная жизнь.
Читайте также:
- Фразы дед инсайд гулей
- Как отшить навязчивого человека одной фразой
- Высказывание знаменитого немецкого писателя нажить много денег храбрость иллюстрирует функцию денег
- Если бы кто придумал эту дурную фразу ах астахова
- Как называется небольшое высказывание персонажа фраза которую он произносит в ответ на слова другого