Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения смысл финала поэмы мцыри
Обновлено: 21.11.2024
Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы, выявить авторское отношение к герою, раскрыть смысл финала поэмы. подготовиться к сочинению
Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству поэта.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010.
Вложение | Размер |
---|---|
Урок РР "Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри". Смысл финала. Подготовка к сочинению" | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс. Литература. Урок РР
Тема урока: « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»
Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы, выявить авторское отношение к герою, раскрыть смысл финала поэмы. подготовиться к сочинению
Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
Воспитательные : воспитывать интерес к творчеству поэта.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Оборудование : презентация, раздаточный материал, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010.
1. Организационный момент. Совместное целеполагание.
2.Индуктор. Эпиграф к уроку.
Эпиграфом уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского.
…что за огненная душа,
что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!
В.Г. Белинский
- Согласны ли вы с высказыванием Белинского? Почему?
1)- Продолжите высказывание:
Главная черта Мцыри -…
-Почему герой Лермонтова гибнет в финале произведения? (Чт. Гл.26)
- О чем просит герой?
-Каково его душевное состояние?
-Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?
-Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»?
-Зачем живет человек? (Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог – это гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на 2-й вопрос. Человек создан для воли, а не для тюрьмы.)
Почему автор избрал для выражения чувств Мцыри форму исповеди?
( М.Ю. Лермонтов избрал форму исповеди для выражения чувств Мцыри, потому что герой откровенно признается в своих сокровенных мыслях, которые долгие годы таились в его душе. В исповеди передается взволнованность и эмоциональность речи рассказчика. С ее помощью более ярко раскрывается трагичность судьбы Мцыри.
дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя)
Слово исповедь имеет следующие значения:
1. Покаяние в грехах перед священником;
2.откровенное признание в чем-нибудь
-В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
-В чем же откровенно признается Мцыри монаху?
-Прочитаем еще одно высказывание В. Белинского:
«Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности » Слайд
-Что роднит Лермонтова с его героем?
(Лермонтов тоже постоянно тосковал по родине, так как почти всю жизнь провёл вдали от неё, в ссылках.)
Он хотел служить родине, но в условиях постоянного бездействия, апатии, в которых находилась Россия 30-х годов, это было невозможно. Своим произведением он призывал отказаться от такой жизни. Тогдашняя Россия представлялась ему в образе тюрьмы, заточения. Его Мцыри умирает непобеждённым, потому что он во имя своей идеи принял эту смерть, прожив короткую, но свободную жизнь.
-Вам знакомы и другие произведения Лермонтова. В каких ещё поэтических образах воплощал он эти же мысли? («Парус», Слайд 7 «Демон», «Тучи», «Воздушный корабль»). Так по-новому переосмысливается Лермонтовым литературный конфликт. Это является определённым новаторским штрихом к традиционному пониманию конфликта. Романтического героя поэт возводит на новую ступень.
- Так в чём заключается главный конфликт произведения?
(в столкновении между идеалами героя и действительностью)
Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 30-х годов такой призыв звучал как смелый вызов современникам, т.к. чувства и переживания Мцыри-это чувства и переживания самого поэта. Поэма ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии, звал увидеть и почувствовать красоту подвига. Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри.
Рефлексия. Развернутый ответ на вопрос.
- Почему погиб Мцыри? Ответить на этот философский вопрос вам поможет данная опора.
Истоки трагедии Мцыри –это условия _________________________________________. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его ______________________и
Его последнее предсмертное желание – ___________________________________________.
Это не примирение, а победа: жизнь обрекла его на ________________________, а три дня воли дали_________________________. Поэтому его гибель вызывает _____________________ за Мцыри.
Д.з. ответ на проблемный вопрос (по выбору учащихся):
- Что для Мцыри свобода?
- Чем Мцыри близок самому Лермонтову?
- Какую роль играют картины природы в раскрытии образа Мцыри?
- Почему Мцыри не нашел пути на Родину?
- Был ли в жизни Мцыри счастья миг?
Вы помните, что вы должны написать рассуждение.
-Как оно строиться? (Слайд)
2.Доказательства (аргументы, доказываем эпизодами поэмы, цитируем, анализируем)
3. Вывод (должен соотноситься с тезисом)
При ответе можете использовать цитирование.
Учитель: ребята, вы уже знаете, что всякий ответ, тезис в сочинении необходимо подтверждать цитатами из текста. Давайте запишем в тетради правила цитирования.
1. Цитаты необходимо заключать в кавычки.
2. Стихотворная цитата из двух и более строк, написанная с соблюдением строфы пишется без кавычек.
3. При пропуске слов в цитате ставится многоточие.
Подведение итогов урока. Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам .
Методическая разработка урока по русскому языку "Роль односоставных предложений в речи"
Методическая разработка урока, завершающего в 8 классе изучение темы "Односоставные предложения в речи" с выходом на особенности сочинения на лингвистическую тему.
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Книжные стили речи. Научный стиль"
Методическая разработка предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Книжные стили. Научный стиль".
Методическая разработка урока по истории России по теме: "Декабристы: преступники или герои?"
Методическая разработка урока по истории в 8 классе по теме: "Декабристы: преступники или герои?" 1. План-конспект урока2. Презентация к уроку.
Методическая разработка урока музыки для 5-7 классов по теме "Песни-герои военных лет"
В современном мире существует проблема незнания достояния и культурного наследия страны. Учащиеся практически не имеют представления о композиторах и поэтах, написавших композиции, поднимающие военный.
Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС ООО в 5 классе по теме «Упрощение выражений»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАУРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «УПРОЩЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ»учитель математики высшей квалификационной категории Трошечкина Елена АлександровнаТема: «УП.
Вывод формул квадрата суммы и квадрата разности двух выражений. Применение этих формул при решении заданий.
Читайте также: