Политика экономика россии последние высказывания
Обновлено: 21.11.2024
Глобальные цепочки поставок продолжают сталкиваться с перебоями в течение полутора лет после начала пандемии коронавируса. При этом на некоторых розничных рынках уже наблюдается сужение товарного ассортимента вместе с ростом цен. Представители международных транспортных организаций предупреждают о грядущих проблемах.
Возникшие после начала пандемии COVID-19 сбои усугубляются, приводя к дефициту потребительских товаров и делая доставку товаров туда, где они необходимы, дороже.
В открытом письме, направленном в среду, 29 сентября, главам государств-участников Генеральной Ассамблеи ООН, Международная палата судоходства (ICS) и другие отраслевые группы предупредили о «крахе глобальной транспортной системы», если правительства не восстановят свободу передвижения для транспортных работников и не предоставят им возможность приоритетно получать вакцины, признанные Всемирной организацией здравоохранения.
«Глобальные цепочки поставок начинают ломаться, поскольку двухлетняя нагрузка на транспортников берет свое. Во всех транспортных секторах также наблюдается нехватка работников, и ожидается, что из-за плохих условий, с которыми миллионы людей столкнулись во время пандемии, эти показатели будут увеличиваться», - говорится в этом письме, которое также подписано Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) и Международной федерацией транспортников (ITF). Вместе взятые эти организации представляют 65 млн работников транспорта во всем мире.
«Давление на глобальные цепочки не ослабло, и в ближайшее время мы не ожидаем улучшения ситуации», - предупреждал еще в августе Боб Бистерфельд, гендиректор C.H. Robinson, одной из крупнейших логистических фирм в мире. Летом одним из пунктов, где возникла мощная «пробка», стал закрытый в августе терминал в китайском порту Нинбо-Чжоушань к югу от Шанхая – после того, как у одного из докеров оказался положительный результат на коронавирус. Из-за этого международным судоходным компаниям пришлось скорректировать свои расписания, чтобы избежать захода судов в этот порт.
Но чем вся эта ситуация чревата для российской внешней торговли, экспортно-импортно операций? Какие риски и, быть может, выгоды она несет? И как обстоят дела с вакцинацией сотрудников отечественных транспортных компаний? Об этом рассуждают опрошенные «МК» аналитики.
Никита Масленников, ведущий эксперт Центра политических технологий:
«Ситуация складывается двоякая. С начала года стоимость фрахта контейнерных перевозок выросла более чем на 20%, а по отдельным видам грузов – еще более существенно. Очевидно, что это будет стимулировать запросы на поставку российских энергоносителей, в частности, трубопроводного газа. Прежде всего, речь идет о Европе, и в этом отношении планируемый на ноябрь ввод в эксплуатацию «Северного потока-2» России на руку. Сжиженный природный газ от наших конкурентов перевозится в контейнерах морским путем, такая транспортировка всегда обходится заказчикам дороже, а в нынешних условиях – тем более.
С другой стороны, конца-края контейнерному кризису не видно. Из-за очередной волны пандемии в ряде ведущих портах Китая погрузки не производятся, суда стоят на рейдах по 35-40 суток. В итоге непродовольственные товары длительного пользования – бытовая техника, электроника, гаджеты – могут подорожать процентов на 20. И до конца года россияне рискуют столкнуться с совершенно другими ценами на них. Пандемия с ее локдаунами и разрывом транспортных цепочек породила еще одну проблему – глобальный дефицит микрочипов. Из-за него в мире в 2021 году будет выпущено на 7-9 млн автомобилей меньше, а цены на авторынке (включая российский) продолжат расти».
Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ «Альпари»:
Читайте также: