Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения миросозерцания

Обновлено: 04.11.2024

Тема урока: Р.р. А.А.Фет «Первый ландыш», А.Н.Майкоп «Полк зыблется цветами…». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе;

Совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов.

Раскрыть значение родной природы для воспитания чувства любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений; воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы группы;

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание уважения к отечеству, его истории, формирование уважительного отношения к труду, доброжелательного уважения к другому человеку, его мировозрению и т.е.

Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; развитие ИКТ-компетенции.

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни воспитания читателя, способного аргументировать своё мнение; создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.

Тип урока: приобретение новых знаний и умений

Метод работы: словесный, проблемно-поисковый

Оборудование: учебник, презентация, проектор, экран, ноутбук, эпиграф.

Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Чтение стихотворений наизусть по выбору обучающихся иллюстрируется презентацией.

III .Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишённая ярких, броских, бьющих в глаза экзотических красок. Она пленяет и трогает милой прелестью полевых цветов, летнего дня, морозного утра, осеннего ядрёного воздуха. Она дорога каждому из нас своей простотой, непосредственностью, скромностью. Русская поэзия гуманна, она укрепляет дух, исцеляет от душевных недугов, мы впитываем из неё успокоение и гармонию.

Запись эпиграфа:

Пойми живой язык природы –
И скажешь ты: прекрасен мир!
И.Никитин

- Как вы поняли слова поэта, зачем мы читаем стихотворения о природе?

(Они воспитывают в нас чувство ответственности, дисциплинированности, внимательного отношения к товарищам, любовь к родной природе и бережное отношение к ней. )

Определение темы и целей урока обучающимися совместно с учителем.

I V . Работа по новой теме.

1. Слово учителя.

Природа вызывает разные чувства у людей: художники изображают её красками, композиторы и музыканты звуками, а поэты словами.

2. Работа с учебником стр.46. Чтение стихотворения учителем А.А.Фета «Первый ландыш»

3. Презентация «История создания стихотворения «Первый ландыш»

История создания

Стихотворение «Первый ландыш» было написано Фетом в 1854 г., когда он уже был известным и признанным поэтом. Результатом весенней прогулки автора стало это произведение – еще один богатый вклад в копилку творчества великого певца природы.

Жанр произведения – пейзажная лирика с элементами философского размышления .

4.Ответы на вопросы учебника стр. 46

5.Работа в тетрадях. Обучающиеся совместно с учителем делают анализ стихотворения А.А.Фета «Первый ландыш.

Композиция. Стихотворение состоит из трех строф. В первых двух раскрывается картина наступающей весны с ее неизменным символом – ландышем. Финальная строфа – сравнение ландыша с юной девушкой. Размер произведения – наиболее любимый Фетом четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Выразительные средства. Выразительные средства очень широко представлены в стихотворении. Весна и ее приметы описаны яркими эпитетами: «солнечных», «душистой», «пленителен», «воспламеняющей» и т. д. Помимо упоминаемого сопоставления нежного цветка с юной девушкой, автор вводит образную метафору: «первый луч» - «подарок… весны».

Большинство строк оканчивается восклицательными знаками. Благодаря этому все стихотворение читается с большим эмоциональным подъемом. Тем самым читатель как бы разделяет вместе с автором радость по поводу наступления весны.

Основная мысль стихотворения – единство человека и природы. Оно раскрывается через сравнение образов ландыша и девушки. Отсюда можно заключить, что на самом деле для счастья человека требуется немного. Нужно лишь уметь подмечать все, даже самые незначительные проблески радости, как в природе, так и в себе самом. Их сочетание и приведет к неизменному счастью.

Физминутка для глаз

5. Чтение стихотворения А.Н.Майкова стр. 46-47 (презентация)

6. Анализ стихотворения по плану

1 . История создания. Стихотворение «Поле зыблется цветами…» было написано А. Майковым в 1857 г. К этому времени поэт уже многое повидал в жизни, побывал за границей. В его творчестве появились более серьезные философские темы. При этом он продолжал писать чисто эстетические, невероятно трогательные стихотворения. К ним принадлежит «Поле зыблется цветами…».

2. Жанр произведения – пейзажная лирика.

3. Основная тема стихотворения – восхищение поэта прекрасным пейзажем. Главный образ – жаворонки, пение которых слышит автор. Он не видит самих птиц, их голоса словно изливаются из окружающей природы. Майков создает у читателя ощущение удивительной гармонии, образующейся из сочетания звуковых («жаворонков пенье») и зрительных образов («света волны»).

Чудесные звуки природы ассоциируются у автора с «надеждами молодыми». Майков в этот период работал библиотекарем и оказывал всяческую поддержку начинающим литераторам. Можно предположить, что молодых талантливых поэтов и писателей и имеет в виду автор. Юных певцов еще не видно «за светом», до лирического героя лишь доносятся их звонкие голоса. Но само их появление – свидетельство неиссякаемого источника творческой жизни. Автор с улыбкой приветствует их. Он безгранично счастлив возникновению новых талантов.

В целом произведение очень трогательное и по-детски непосредственное. Автор предлагает читателю взглянуть на окружающий мир глазами ребенка. Когда у человека еще не возникло взрослых проблем и переживаний, его душа открыта навстречу природе. В этом также можно увидеть намек автора на молодые таланты, которые еще только начинают нелегкий творческий путь. Их преимущества – молодость и наивная уверенность в своих силах. Физминутка

4. Композиция. Стихотворение имеет небольшой размер. Но каждая из трех строф несет особую смысловую нагрузку. Первая строфа – набросок, описание красоты пейзажа. Во второй строфе автор проводит параллель между жаворонками и «надеждами молодыми». В финальной третьей строфе поэт отрывается от физических ощущений, устремляя «взоры к небу». В его душе расцветает любовь и радость за все юные здоровые силы.

5. Размер произведения – четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

6 . Выразительные средства. В миниатюрном произведении поэт сумел мастерски использовать различные выразительные средства. Он применяет эпитеты («вешние», «голубые», «молодые»); метафору («света волны»); олицетворения («взор мой тонет», «надежды тешат»); инверсию («жаворонков пенья… бездны полны»). Центральный прием стихотворения – сравнение надежд с жаворонками. Почти половина строк произведения оканчивается многоточием, что создает ощущение спокойного размышления при виде прекрасного пейзажа.

7. Основная мысль стихотворения – надежда поэта на счастливое будущее, возникающая у него при созерцании чудесной природной гармонии.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какие чувства вы испытали сегодня на уроке?

- Что можете сказать о пейзажной лирике поэтов 1 половины 19 века?

VI . Домашнее задание:

подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о природе

Читайте также: