Подобрать выражения и поговорки соответствующие эмоциям по классификации к изарда

Обновлено: 21.11.2024

По К. Изарду выделяют 11 фундаментальных (базовых) эмоций:

Все остальные эмоциональные состояния, по версии Изарда, являются производными или составными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.

23. Основные формы переживания эмоциональных процессов.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многообразие форм их выражения. Основные формы выражения эмоций – чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, чувство, настроение и стресс .Чувственный тон проявляется в том, что многие ощущения человека имеют определенную эмоциональную окраску. Мы не просто ощущаем какой-либо запах или вкус, а воспринимаем его как приятный или неприятный. Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их основными характеристиками принято считать относительно небольшую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую выраженность внешних проявлений. Человек вышел из дома, порадовался хорошей погоде, огорчился, что не успел на автобус, в следующем автобусе оказалось много народу, пришлось стоять в неудобной позе, что вызвало недовольство и раздражение, около работы встретил друзей, радостно поприветствовал. Ситуативные эмоции, как правило, не оказывают на поведение человека сильного влияния. В то же время при заметном преобладании в течение длительного периода положительных или отрицательных эмоций они способны изменить его настроение, повысить или снизить работоспособность. Если происходящие события имеют для человека очень высокую значимость, а ситуация для него слишком сложна и он не справляется с ней, его эмоциональная реакция может выразиться в форме аффекта.

Страсти – это сильные, стойкие, длительные эмоции, порождающие высокую активность личности, направленную на достижение своей цели или предмета страсти . Вызвать страсть может другой человек, идея, деньги, вещи и др. Так же как и аффекты, страсти характеризуются большой силой и доминантностью, но в отличие от аффектов это не кратковременные, а длительные эмоциональные состояния. Иногда человек обуреваем какой-либо страстью в течение всей жизни

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека – это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение. Чувства формируются в условиях жизни человека в обществе. Чувства, отвечающие высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Любовь к Родине, своему городу, своему народу, к другим людям – это примеры таких чувств. Они характеризуются сложностью строения большой силой и продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретной ситуации и от состояния организма. Любовь матери к своему ребенку – высшее чувство, не зависящее от настроения или от того, какую отметку он получил. Мама может рассердиться на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным. Сложность высших чувств определяется их комплексным строением.

Воспитание высших чувств носит культурно-исторический характер, связано с осознанием и принятием общечеловеческих ценностей, знанием национальных особенностей, народных традиций и ритуалов. Большое значение в жизни человека имеет то, какие настроения преобладают в его эмоциональной сфере.

Настроение – это целостное жизнеощущение, сохраняющееся в течение относительно продолжительного периода и окрашивающее все поведение человека. В хорошем, приподнятом настроении жизнь воспринимается в розовом свете, предстоящая работа кажется легкой и приятной. При плохом, угрюмом настроении все представляется в серых тонах. Та же самая работа становится тяжелой и невыносимой.

Настроения как форма выражения эмоций характеризуются относительно небольшой силой, недолгой продолжительностью они влияют на поведение в целом и на другие эмоциии.

Настроение возникает под воздействием комплекса причин – внутренних и внешних. К внутренним причинам относятся: физическое самочувствие, хронические заболевания, различные процессы в организме, свойства нервной системы, темперамента и характера. Внешние причины в основном связаны с соотношением успеха и неудач в жизнедеятельности человека, с характером межличностных отношений, которые его связывают с другими людьми, с тем, насколько человека принимают или отвергают. Отдельные воздействия также могут изменить настроение человека, например хорошая оценка его улучшает, плохая – ухудшает. На настроение человека могут повлиять похвала, порицание, доброе или обидное слово, ласковый или косой взгляд. Часто человек не осознает всех причин, определяющих его настроение.

Путь к управлению своим настроением лежит через рефлексию, самопознание, самоанализ, овладение средствами психической саморегуляции .

Определения

Чувства — особая форма отражения действительности; они отражают отношение людей друг к другу, а такжек объективному миру. Чувства человека, детерминируясь генетически, формируются обществом; они играютогромную роль в поведении, в практической и познавательной деятельности

Являясь сигналами успешности или неуспешности выполнения деятельности, соответствия илинесоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, чувства тем самым занимаютсущественное место в регуляции деятельности людей.

Виды чувств

Чувства могут быть активными (стеническими), имеющими положительный эмоциональный тон —удовольствие (радость и т. п.), и пассивными (астеническими), имеющими отрицательный эмоциональныйтон — неудовольствие (печаль и т. п.). Стенические чувства повышают жизнедеятельность человека,астенические — понижают ее.

Среди чувств выделяются специфические виды их — настроения, аффекты (сильные, бурно протекающиеэмоциональные переживания — ярость, ужас и т. п.), страсти.

Этимология

Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано спомощью суффикса -ьств- (совр. -ствСлово чувьство употребляется уже в «Изборнике 1073 года». В связи с тем, что И зборник 1073 года являетсякопией раннего болгарского сборника («Симеонов сборник»), то слово использовалось еще в начале X века.

Можно сделать вывод, что русское слово чувство относится к процессу понимания чего-либо,восприимчивости к чему-то.

Органы чувств

Основная статья: Орган чувств

Восприятие окружающего мира формируется на основе всей информациии, которую головной мозг получаетот основных органов чувств. Органы чувств у человека — глаза, уши, язык, нос, осязание, а также тактильныеи температурные рецепторы, вестибулярный аппарат и др.

Чувства животных

В 1997 году в Протоколе по защите и благополучии животных (Protocol on protection and welfare of animals),являющимся приложением к Амстердамскому договору, Европейский союз признал животных чувствующимисуществами (sentient beings). Таким образом, с 1997 года Европейский союз официально признает, чтоживотные имеют чувства.

В США некоммерческая организация Farm Sanctuary проводит кампанию по официальному признаниюживотных чувствующими существами.

25. Регуляция эмоционального состояния.

Ф. Б. Березин рассматривал регуляцию эмоционального состояния (ЭС) через призму психической адаптации. Характер психической адаптации очень важен, потому что влияет на всю адаптацию в целом. Березин полагал, что механизмы психической адаптации и регуляции и ЭС лежат в интрапсихической сфере. Березин выделяет четыре типа психологической защиты: - препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающих тревогу; - позволяющие фиксировать тревогу; - снижающие уровень побуждений; - устраняющие тревогу.

Эмоциональное состояние и невроз. - Переживания становятся источником невроза лишь в том случае, если они особо значимы для человека. Поэтому большинство интрапсихических конфликтов социальны. Эмоциональный стресс является неотделимой частью социальной адаптации человека. - Очень многие личностные проблемы человека решаются, если повысить его самооценку (которая до этого была низкая) и уверенность. Ощущение внутренней уверенности - вот та мишень, на которую надо ориентироваться при работе над профилактикой негативных эмоциональных состояний.

Умение взвешивать разные ценности.

В общем-то ценности это не только (и не столько) то, что имеет некое абсолютное значение (бесконечно большую цену). Скорее даже наоборот: ценность - это то, что важно для человека, ради чего он может пожертвовать другими ценностями или наоборот чем может пожертвовать. Одним из основных способов избегания чрезмерного эмоционального напряжения является гармоничное развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции. И эта мировоззренческая позиция не возможна без умения взвешивать разные ценности между собой. Поэтому одно из важнейших профилактических средств по отношению к эмоциональным стрессам - развивать в себе способность рационально взвешивать все то, что взвешивается. - Ослабление мотивации. Очень сильная мотивация способна разрушить деятельность человека и быть источником многих негативных эмоций. В организациях с очень высоким уровнем оплаты труда: работникам, еще не привыкшим к новой зарплате, сложно сосредоточиться на деле, потому что перед глазами постоянно стоит угроза увольнения; рано или поздно плохое настроение начинает выплескиваться на других, происходит выяснение отношений, перерастающий в поиск врагов и т.д. Попробовать снять негативное ЭС можно с помощью ослабления мотивации. С помощью самоубеждения, самовнушения доказывается, что результат на самом деле не так уж важен. Деятельность интересна и ценна уже сама по себе. Погрузившись с головой в деятельность, можно отвлечься от неприятных мыслей. Метод использовался в СССР. Тактики отступления. Р. М. Грановская предложила способ борьбы с эмоциональной напряженностью, заключающийся в заранее подготовленных тактиках отступления (в случае развертывания негативных сценариев). Наличие одной или многих подготовленных заранее таких тактик снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех решения задачи на приоритетных направлениях.

26. Воля и волевая регуляция.

Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

Воля — одна из форм отражения. Отражаемым объектом в волевом процессе выступает цель деятельности в соотношении с выполняемой деятельностью, обеспечивающей достижение этой цели. Как компонент психики, воля обеспечивает выполнение двух взаимодополняющих функций — побудительной и тормозной. Побудительная функция связана с активностью человека, характеризующейся произвольностью и направленной на преодоление препятствий, атормозная — со сдерживанием себя от выполнения действий или совершения поступков. -Волевая регуляция - частный вид произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации. - Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. - Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

- Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному: 1. «Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» - это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли - это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

2. Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

27. Волевые действия.

ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ — сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленной цели. Волевые действия могут совершаться человеком по собственной инициативе и по заданию других, например, обучаемые в школе и вузе совершают многие волевые действия по необходимости (заданию). Если же задания воспринимаются без внутреннего одобрения, вопреки личным желаниям, то потребуется больше энергии и усилий, чтобы их выполнить. Различают простые и сложные волевые действия. Простые состоят из двух компонентов: постановки цели и исполнения. К числу важнейших компонентов сложных волевых действий следует отнести: возникновение предварительной постановки цели, которая ставится самим человеком или другими людьми; продумывание способов и приемов достижения цели, планирование действий, преодоление отрицательных мотивов; принятие решения; выполнение принятого решения; оценку сделанного, формирование установки на совершение волевых действий в будущем

28. Волевые качества личности.

Определение. Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути. В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность. - Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта. - С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли. - На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость. Решительность -- свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия. Смелость - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества - энергичность и настойчивость, а также организованность, дисциплина и самоконтроль.

Читайте также: