Педагогика сотрудничества как выражение демократических процессов в педагогической науке и практике
Обновлено: 04.11.2024
КАК ГЛАВНЫЙ СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ ВНУТРЕННЕ СВОБОДНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СПОСОБНЫХ К САМОРАЗВИТИЮ, САМОВОСПИТАНИЮ, САМОРЕАЛИЗАЦИИ.
Выступление на педсовете
методист Югова М.В.
Педаго́гика сотру́дничества — педагогика , основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на принципе «делай, как я».
Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Основные положения: отношение к обучению как творческому взаимодействию педагога и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала; самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность, творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.
Педагоги — новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии. Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:
учение без принуждения
набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
идея крупных блоков
идея свободы выбора
идея диалогического размышления
идея интеллектуального фона класса
идея совместной деятельности педагогов и учеников
Педагогика сотрудничества трудна. Чтобы добиться сотрудничества с детьми, надо иметь доброе сердце, высокую культуру, современный профессионализм.
В чём же проявляется здесь методика «педагогики сотрудничества»?
Слабый ребёнок получает задание, соответствующее его способностям. Таким образом, он не чувствует себя в ущемлённом положении. В то же время, в игровой форме происходит закрепление изученной темы.
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
3. Концепция воспитания..
4. Педагогизация окружающей среды .
Гуманно-личностный подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы — разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.
Гуманно-личностный подход составляет следующие цели:
Новый взгляд на личность как на цель образования, личностную направленность УВП;
Гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
Отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
Новую тратоктовку индивидуального подхода.
Формирование положительной Я-концепции, т.е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему учить» и «как учить» сегодня детей: рассмотрение содержания как средства развития личности, а не как самодовлеющей цели школы; обучение прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция школьных дисциплин; вариативность и дифференциация обучения; использование положительной стимуляции учения.
Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в следующих дидактических идеях.
•Учение без принуждения – исключение из образовательно-воспитательного процесса методов принуждения. Принуждение – подрывает его веру в свои силы и разумность происходящего в школе. В.А.Сухомлинский: «Для того, чтобы ребенок успевал, хорошо учился надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха».
• Идея свободного выбора. Для развития сотрудничества эффективную роль играет возможность выбора – это путь развития творческой мысли;
• Идея опережения – не только вчера и сегодня, но и завтра, что позволяет свободно распоряжаться временем, исподволь готовить учеников к восприятию новой темы, способствуют развитию.
• идея крупных блоков – легче устанавливаются логические связи, удобнее выделить ведущие мысли, а затем уяснять детали и подробности.
• идея самоанализа – обучение индивидуальному и коллективному анализу, дают ребятам алгоритмы, эталоны анализа.
•личностный подход на первом плане – личность ученика.
• способности творческие и исполнительские.
• зона ближайшего развития.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают все важнейшие тенденции, по которым развивается современная школа:
• превращение школы Знания в школу Воспитания;
• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
• гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
• развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;-
• возрождение русских национальных и культурных традиций;
• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
• коллективное творческое воспитание;
• игра как средство демократизации личности;
• идея воодушевляющего управления.
• детская половина дня;
• игра как средство демократизации личности;
• идея гармонизации и гуманитаризации образования.
• идея свободного выбора;
Педагогизация окружающей среды
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются: школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической правильности и целесообразности.
• коллективное творческое воспитание;
• сотрудничество с родителями;
• школа и общественные отношения;
• идея воодушевляющего управления.
• Все положения личностного подхода.
• Ребенок есть явление в нашей земной жизни, а не случайность.
• Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.
• Ребенок есть высшее творение природы и космоса и несет в себе их черты — могущество и безграничность.
Целевые ориентации (акцент целей)
• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
• Облагораживание души и сердца ребенка.
• Развитие и становление познавательных сил ребенка.
• Обеспечение присвоения ребенком расширенного и углубленного объема знаний и умений.
Законы педагога: любить ребенка, понимать, восполняться оптимизмом к ребенку.
Принципы: очеловечивание среды вокруг ребенка, уважение его личности, терпение в процессе становления.
Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педспособности, в силу гуманного подхода к нему.
Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе
Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность
Мечта любого педагога – создать единый, дружный коллектив.
Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественными проявлениями.
Педагогическая обязанность каждого педагога - постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно-производственную деятельность. Раз есть разные учащиеся, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию.
Педагогическое сотрудничество - явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия - это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Педагогическое сотрудничество, выбор соответствующего стиля взаимоотношений с учащимися требуют педагогического такта, мастерства, опыта работы педагога. Поэтому неудивительно, что идеи педагогического сотрудничества получают распространение и поддержку прежде всего у опытных, творчески работающих педагогов-новаторов. Каждый педагог, стремящийся к овладению педагогическим мастерством, должен и может быть ее активным последователем.
Идея ученье без принуждения
Поскольку в каждом классе занимаются дети с очень разными способностями и поскольку само понятие «педагогика сотрудничества» отвергает деление детей по способностям, разделение детей даже на уровне помощи или заданий («тебе задача потруднее, а тебе полегче»), дополнительные занятия, особенно с маленькими детьми, потому что это может вызывать у ребенка подозрение, не считают ли его второсортным. Основная задача этой идеи – дать ребёнку уверенность в том, что он добьется успеха, не допускать, чтобы он отстал и заметил своё отставание.
Идея свободного выбора
Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Детям можно предоставить право выбора. Свобода выбора – самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.
Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить - он нуждается в оценке учителя;
Когда ученики знают, что их труд будет оценен не только учителем, но и всем коллективом, они и ведут себя достойно, и работают гораздо старательнее.
Обучение в сотрудничестве учит:
вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров;
полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и ответственный труд.
Несомненно, огромная роль уделяется развитию творческого потенциала каждого учащегося не только во время учебной деятельности, но и во всевозможных внеурочных мероприятиях.
В заключение хочется рассказать несколько
заповедей «педагогики сотрудничества»
Старайтесь понять его.
Будьте чутки к его духовному миру.
Уважайте человеческие достоинства в ученике.
Умейте слышать и слушать ученика.
Будьте строгими и добрыми.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В достижении этой цели роль воспитателя неизмеримо велика. На мой взгляд, современный воспитатель кадетского корпуса должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценн.
"Коррекция воспитания на уроке. Индивидуальный подход через педагогику сотрудничества.КОРРЕКЦИЯ ВОСПИТАНИЯ НА УРОКЕ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА.
Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и творческих обучающихся, способных к саморазвитию, самореализации в условиях введения ФГОСВашему вниманию предлагается выступление из опыта работы классного руководителя 6 "А " класса СОШ№ 13 на семинаре: "Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и .
Педагогика сотрудничества -это наука о воспитании человека. Раньше ее трактовали как науку о воспитании детей, сейчас она понимается гораздо шире. Речь идет о в.
Актуальность темы педагогика сотрудничестваАктуальность темы обусловлена сменой учебных приоритетов в современном образовании, качественно изменившим основную задачу школы. Обучение в современных условиях предполагает отказ от преимущественно .
Опыт работы по теме самообразования" Педагогика сотрудничестваТехнология педагогического сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, ориентировать школьников на цель учебной деятельности, определять с.
В статье представлен материал выступления на педсовете, посвященный педагогике сотворчества.
Читайте также: