Паоло мантегацца физиогномика и выражение чувств
Обновлено: 21.11.2024
Эта книга посвящена исследованию человеческого лица и человеческой мимики. К талантливым авторам-популяризаторам, от которых можно многому научиться, относится итальянский писатель XIX века, профессор флорентийского Музея естественных наук, Паоло Мантегацца. Его перу принадлежит ряд популярных и вместе с тем вполне удовлетворяющих научным требованиям сочинений по психологии, на темы весьма интересные, а именно о природе удовольствия, о природе страдания и т. п., – сочинения, которые содержат в себе всегда и краткую историю изучаемого вопроса, и изложение автором множества своих и чужих интересных наблюдений в данной области.
Сочинение это представляет не только общий интерес для всей образованной публики. Оно может быть полезно и назидательно в особенности для педагогов, стремящихся серьезно поставить дело воспитания юношества, для живописцев, ваятелей и вообще художников, изучающих и изображающих человеческие типы, и, наконец, для актеров, стремящихся воплотить в живые образы бессмертные типы драматического искусства.
Человековедение Паоло Мантегаццы 1
О наблюдении психических явлений (Введение, составленное автором для русского издания) 3
Часть первая. Лицо человека 6
Часть вторая. Мимика или выражение чувств 21
Грехи любви и их происхождение 64
Гигиена красоты 70
Паоло Мантегацца
Физиогномика и выражение чувств
Человековедение Паоло Мантегаццы
"Человек ты: помни это.
Знай – ты смертен.
Будь здоров".
Латинская надгробная надпись
Выдающийся итальянский ученый Паоло Мантегацца, Paolo Mantegazza (1831–1910) принадлежал к блистательной плеяде интеллектуалов, которые во второй половине XIX века, после открытия теории Чарльза Дарвина, своими трудами обеспечили подлинную революцию в области естествознания, что содействовало общемировому развитию и трансформации мировоззрения. Они создали новый тип гуманизма – идеологию развившуюся не на основе схоластических спекуляций, но на базе постулатов науки.
Паоло Мантегацца был врачом, неврологом, физиологом, психологом, антропологом и изящным писателем, автором первых фундаментальных сочинений по сексологии, создателем экспериментальной теории воздействия кокаина на человеческую психику.
Он родился в городе Монца 31 октября 1831 года. Обучался в университетах Пизы и Милана и уже в 1854 в Павии получил свою первую ученую степень доктора медицины. После путешествий по Европе, Индии и Америке Мантегацца работал практикующим врачом в Аргентине и Парагвае. После возвращения в Италию в 1858 году работал хирургом в миланском госпитале, а также стал профессором патологии в Павии. Здесь же в 1870 году Мантегацца начал работать профессором антропологии в Институте хирургии. Он также основал первый в Италии Музей Антропологии и Этнологии, который позднее был реформирован в Итальянское Антропологическое общество, которое являлось одним из самых многочисленных и представительных в Европе.
Кроме этого, ученый обладал ярко выраженной гражданской позицией, он никогда не был безучастным к политическим процессам, происходившим в обществе, поэтому с 1865 по 1876 годы являлся депутатом в итальянском Парламенте от города Монца, избирался в Сенат.
Всю жизнь он активно занимался популяризацией науки, слыл убежденным либералом и внедрял идею эволюции в антропологии с целью создания стройной концепции "естественной истории человека", что было вполне в духе времени. С 1868 по 1875 годы он активно переписывался с Чарльзом Дарвином. Ученый не был чужд и модных тогда расовых теорий, сформулировав принципы "Морфологического древа человеческих рас", в котором расы располагались иерархически согласно своим культурным достижениям. Белые европеоиды занимали наивысшее положение в этой культурфизиологической "табели о рангах". Полинезийцы, семиты и монголоиды представляли в этой классификации нисходящие ветви, а самое низкое положение занимали негроиды. Сегодня подобный взгляд на культурную историю человечества просто немыслим, но нужно понимать, что в момент своего зарождения любая общественно-политическая, а равно и научная теория переживает самые экстремальные стадии роста, не всегда отражающие истинное положение вещей. Но с точки зрения объективной истории науки мы не в праве предавать забвению даже один, хотя бы самый экстравагантный, пассаж пионеров естествознания той эпохи, ибо без их откровений у нас не будет целостного представления о развитии европейского мировоззрения вообще.
Абсолютное большинство интеллектуалов той блистательной эпохи обладало неподдельным эстетическим темпераментом, и, как истинный итальянец, Паоло Мантегацца для своих расовых классификаций привлекал богатейший иллюстративный материал классической живописи, в результате чего создал "Эстетическое древо человеческих рас".
Одним из первых он начал изучать влияние наркотических растений на создание человека, когда работал в Южной Америке и наблюдал там за индейцами, употреблявшими листья коки для поднятия физиологического тонуса, а также в гигиенических целях.
Близкое знакомство с биографиями пионеров науки вообще, и естествознания в частности, не может не вызывать восхищение их человеческим подвигом, ибо, не имея современных средств информатизации, ограниченные как в материальных средствах, так и свободе передвижения, они создавали целые научные направления плодами деятельности которых мы пользуемся до сих пор. Пропагандисты модной тогда теории эволюции, стремительно завоевывавшей умы и сердца просвещенной публики, одинаково профессионально разбирались в вопросах биологии, физической антропологии, палеонтологии, психологии, неврологии, а также истории и культурологии, прекрасно владея всеми основными европейскими, а равно и классическими древними языками. Каждая европейская нация стремилась вырваться вперед в этом соревновании идей и научных школ. Тогда еще не произошло разделения на узкоспециализированные дисциплины и весь этот комплекс стремительно развивавшихся наук именовался одним названием – человековедение.
В духе универсализма тех дней Паоло Мантегацца, помимо указанных нами направлений исследований, оставил также серьезные работы об аномалиях строения черепа и скелета, о патологиях внутренних и половых органов, теории эмбрионального развития человека и человекообразных обезьян.
В своем крупнейшем сочинении "Физиология наслаждений" (М., 1890) он формулировал: "Удовольствия, развившиеся внутри рас, разнятся не только по степени вкушаемого ими наслаждения, но и по способу выражения этих наслаждений". В данном исследовании, а также в книгах "Физиономия и выражение чувств" (Киев, 1888) и "Экстазы человека" (СПб, 1890) он развил оригинальную концепцию под названием "этнография наслаждений", в которой уделил большое внимание физиологическим и нравственным особенностям эмоциональной сферы у представителей различных рас.
К основным его научным сочинениям относятся также: "Принципы гигиены" (1875), "Физиология боли" (1880), "Физиономия и выражение чувств" (1883), "Сексуальные отношения в человечестве" (1885), "Физиология ненависти" (1889), "Женская психология" (1893), "Физиология любви" (1896).
Прославился он и как один из новаторов в области научной фантастики своими футурологическими романами, а также как автор сборников афоризмов. Скончался Паоло Мантегацца в Сан-Теренцо (Специя) в 1910 году.
Уже в самом предисловии было сказано, что автор с большой любезностью откликнулся на пожелания русских издателей и по первому же требованию выслал специальное обращение к читателям нашей страны, чтобы максимально прояснить цели и задачи своего исследования, с учетом местной национально-культурной специфики. Впрочем, нужно особенно подчеркнуть, что в то время это было нормой в отношениях между передовыми нациями, когда интеллектуал одной страны почитал за честь лично обратиться к читающей элите другой. Вполне закономерно поэтому, что предисловие к данной работе писал известный русский философ Николай Яковлевич Грот. В качестве незначительного отступления следует особо отметить, что Паоло Мантегацца дружил со многими представителями русской научной интеллигенции, в том числе с основоположниками русской антропологической школы Анатолием Петровичем Богдановым и Дмитрием Николаевичем Анучиным.
Книга, которую мы с удовольствием представляем нашему современному русскому читателю, на наш взгляд, совершенно не утеряла своей культурной и исторической ценности, невзирая даже на столь значительное прошествие лет.
Читайте также: