Отдельные оценочные высказывания педагога относительно ответов обучающегося и его поведения это
Обновлено: 04.11.2024
Учебно-методический семинар «Что и как оценивает педагог? Нормативно-правовое обеспечение процесса оценивания знаний в школе». Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться». Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость.
Ещё об оценке… «В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка». “Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки”. В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать.
И ещё раз об оценке… «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол - отметка. Для одного ребёнка – он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки ».
Википедия Отме́тка (Оценка) в педагогике — это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом. Отметка — это своеобразный ориентир, отражающий социальные требования к содержанию образования, к уровню овладения им обучающимся, действенный регулятив его учебной деятельности и социальных отношений в жизни учащегося.
Определения из словаря Даля оценивать "Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль ОЦЕНИВАТЬ - или оценять, оценить что, ценить, полагать, назначать чему цену, определять стоимость чего. Дом оценен во сто тысяч, оценен не дорого. Чужую услугу дешево оценяют, ценят. Его голова оценена, за нее обещана плата. Обиды на убытки не оценишь. Этот начальник оценит его, будет им дорожить, поймет достоинство его ся, страдательный; страдательный залог » ОЦЕНИВАТЬ - ошибаться в оценке. Оцениванье длит. оцененье окончат. оцен малый или мужской род оценка женский род действие, действительное по глагол Денег нет, так всякая оценка дорога. Оценное дело, которое можно оценить. Оценочная пошлина. Оценочная комиссия. Оценковая придача. Оценщик щица, оценя(и)тель ница, кто ценит, оценяет. Присяжные оценщики в городах щиков щицын, ему или ей лично принадлежащий; щичий, к ним относящийся.
Оценка, отметка в словаре Ожегова Отметка - принятая в учебной системе оценка знаний, поведения учащихся Пример: Выставить отметку в журнал. Оценка - мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-нибудь
Педагогика Ш. А. Амонашвили учителю надо верить, что Ребёнок есть Явление, он несёт в себе свою жизненную Миссию, наделён величайшей энергией Духа. Такая вера в Ребёнка заполнит образовательный процесс оптимизмом, обеспечит учителя принципами творческого терпения, уважения и утверждения личности в Ребёнке, преданности Ребёнку и ответственности за судьбу Ребёнка.
Амонашвили об оценке и отметке Педагогическая и дидактическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащихся. С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки. Прежде всего и, безусловно, справедливо Ш.А. Амонашвили различает и разводит понятия “оценка” и “отметка”. Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, например: “Молодец”, “Ты хорошо справился с заданием”, “Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня”, “Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок” и т.п. Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. “оценка”. Отметка же— это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п.
Психологи об оценке и отметке Ананьев Борис Герасимович (1907-1942 г. ) Один из главных научных трудов « Психология педагогической оценки» (1935 г.) «Умственное развитие ребёнка в школе осуществляется учителем не только через предмет и методы обучения, но и посредством оценки, которая представляет собой факт самого непосредственного руководства учеником». «Умственное
Уровни развития оценки (по Б. Г. Ананьеву) 1) парциальные оценки (существуют в форме отдельных высказываний учителя о качествах личности школьника и его достижениях в ситуации опроса); 2) фиксированные оценки (существуют в форме отметок как знаков оценки); 3) интегрированные оценки (существуют в форме педагогических характеристик; педагогическая характеристика – это не просто набор высказываний учителя, а определенная связь между ними, то есть сочетание и соотношение качеств личности школьника).
Типы парциальных оценок (по Б. Г. Ананьеву) 1) исходные (24%): а) отсутствие оценки; б) опосредованная оценка; в) неопределенная оценка (в этих оценках нет стимулирующей и ориентирующей функций, оценки носят неопределенный характер и хранят в себе негативизм); 2) отрицательные (42%): а) замечание (обращение не к знаниям, а к форме поведения); б) отрицание (слова или фразы, указывающие на неправильность хода решения задачи); в) порицание (оценка не знаний, а личности ученика с включением сарказма, угрозы, нотации и упрека); 3) положительные (34%): а) согласие; б) ободрение; в) одобрение (эти оценки несут стимулирующую и ориентирующую функции и воздействуют на самооценку, уровень притязаний и эмоционально-волевую сферу ребенка).
Функции педагогической оценки (по Б. Г. Ананьеву) а) ориентирующей, воздействующей на умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний; б) стимулирующей, воздействующей на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха и неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений. в) воспитывающей, под непосредственным влиянием отметки происходит «ускорение или замедление темпов умственной работы, качественные сдвиги (изменение приемов работы), изменение в структуре апперцепции, преобразование интеллектуальных механизмов».
С.Л.Рубинштейн о педагогической оценке Сущность оценки понимается различным авторами неоднозначно. Так, С. Л. Рубинштейн, отводя проблеме оценки в педагогическом процессе особое значение, отмечает, что взаимоотношения учителя и учеников «пропитаны оценочными моментами» и что «оценка совершается на основании результатов деятельности, ее достижений и провалов, достоинств и недостатков, и поэтому она сама должна быть результатом, а не целью деятельности».
Л. С. Выготский о школьной оценке «Всякий поступок должен возвращаться к ребенку в виде впечатления от его действия на окружающих».
Педагогическая оценка и личность школьника Оценка учителя является фактором формирования: 1) мотивации учебной деятельности (Ш.А.Амонашвили, А.К.Маркова, М.В.Матюхина, В.С.Мухина, П.М.Якобсон и др.); 2) самооценки учащегося (И.В. Дубровина, А.В.Захарова, А.И.Липкина, Н.Ю.Максимова и др.); 3) отношения учащегося к учебной деятельности (М.И.Алексеева, Л.И.Божович, Ш.А.Дусмухамедова, З.И.Калмыкова, И.Ю.Кулагина, Г.А.Цукерман, В.А.Якунин и др.); 4) эмоционального состояния школьника (Ш.А.Амонашвили, Г.М.Бреслав, О.В.Дашкевич, М.С.Неймарк, Б.Ф.Райский, П.М.Якобсон и др.); 5) психологического климата в ученическом коллективе, отношений между школьником и его одноклассниками, родителями, учителем (Н.П.Аникеева, М.И.Лисина, А.В.Петровский, Т.И.Комис-саренко и др.); 6) нравственного развития ученика (Т.С.Вершина, С.Г.Якобсон), умственной работоспособности школьника (Г.В.Мазуренко, В.А.Пальмин).
Д.Б. Эльконин о школьной оценке Эльконин пишет: «Понимание ребенком отметки, поставленной учителем, требует достаточно высокого уровня самооценки, а это приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих»
Изменение отношения ученика к оценке От класса к классу уменьшается количество завышенных и увеличивается количество заниженных оценок. В ситуации постоянно отрицательного оценивания ослабевает мотив достижения успеха. Стремление к успеху сначала заменяется состоянием напряжения, а затем безразличным отношением.
Быть или не быть школьной оценке? Быть! …Но…объективной! 1. Оценивайте работу, а не личность. 2. Объясняйте оценку. 3. Планируйте похвалу. 4. Обращайтесь к самолюбию. 5. Сравнивайте ребёнка только с ним. 6. Не ставьте отметки за поведение, опоздание… От класса к
Учитель, всегда помни о том, что: в твоих руках великая сила, которая может двигать вперёд развитие ребёнка, заставить его верить в свои силы, а может уничтожить.
Читайте также: