Объясните смысл фразы организовать деятельность группы людей

Обновлено: 21.11.2024

Объектом изучения в дисциплине является менеджмент как отрасль науки и сфера профессиональной деятельности по управлению хозяйственными организациями. Предметом изучения является совокупность базовых научных положений и наиболее общих практических методов менеджмента.

Дисциплина формирует систему базовых представлений о содержании и специфике профессиональной управленческой деятельности, а также развивает первичные практические умения в сфере управления.

Цель и задачи дисциплины.

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов базовых представлений о содержании профессиональной управленческой деятельности и развитие первичных практических умений в сфере общего менеджмента.

Прикладными з адачами изучения курса являются:

· раскрытие сущности и содержания основных понятий и категорий менеджмента;

· ознакомление с методологическими основами менеджмента;

· обеспечение возможности самостоятельного освоения методов и инструментов профессиональной управленческой деятельности;

· развитие начальных практических умений в сфере управления.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

· о менеджменте как науке и искусстве;

· о компетенциях и имидже менеджера;

· о национальных особенностях менеджмента;

· о развитии управленческой мысли;

знать:

· понятие и сущность менеджмента;

· основные функции менеджмента;

· сущность управленческого решения;

· типовой процесс разработки рационального решения;

· классификацию типов управленческих решений;

· сущность и виды планирования деятельности организации;

· требования, предъявляемые к целям организации;

· базовые факторы внутренней среды организации;

· факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия;

· понятие и сущность организационной структуры управления;

· базовые типы организационных структур управления;

· понятие делегирования полномочий;

· понятие и сущность мотивации персонала;

· понятие, сущность и виды управленческого контроля;

· понятие и сущность власти в организации;

· понятие и сущность лидерства;

· виды коммуникаций в менеджменте;

уметь:

· выделять уровни управления в системе менеджмента организации;

· разрабатывать простейшие планы деятельности;

· анализировать эффективность методов мотивации в зависимости от ситуации;

· анализировать эффективность методов контроля в зависимости от ситуации;

· анализировать эффективность форм власти и влияния;

· самостоятельно работать с литературой и другими источниками для углубления и расширения знаний по менеджменту.

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные часы,

Часть 1

Тема 1. Основные понятия менеджмента.

Тема 2. Содержание и специфика деятельности менеджера.

Тема 3. Развитие теории менеджмента.

Тема 4. Основы принятия управленческих решений.

Итого по части 1:

Часть 2

Тема 5. Планирование деятельности организации.

Тема 7. Мотивация персонала.

Тема 8. Управленческий контроль.

Тема 9. Властные полномочия менеджера.

Тема 10. Лидерство.

Тема 11. Коммуникации в менеджменте.

Итого по части 2:

Тема 1. Основные понятия менеджмента.

Понятия «менеджмент» и «управление». Ресурсы. Понятие «организация». Система менеджмента в организации. Вертикальное и горизонтальное разделение труда менеджеров. Руководители высшего, среднего и первичного (низового) уровня. Функции менеджмента. Методы менеджмента. Виды менеджмента.

Тема 2. Содержание и специфика деятельности менеджера.

Профессия менеджер. Менеджер и предприниматель. Компетенции и имидж менеджеров. Типовые должностные обязанности, права и ответственность менеджеров различных уровней. Роли менеджеров по Г. Минцбергу. Национальные особенности менеджмента. Сравнительная характеристика японской и американской моделей менеджмента. Особенности российского менеджмента.

Тема 3. Развитие теории менеджмента.

Классификация научных направлений и школ менеджмента. Классическое направление менеджмента. Гуманитарное направление менеджмента. Современные направления менеджмента. Вклад Питера Друкера в теорию менеджмента. Развитие науки о менеджменте в России.

Тема 4. Основы принятия управленческих решений.

Управленческое решение: сущность и содержание. Классификация управленческих решений: стандартные, бинарные, многовариантные, инновационные, запрограммированные и незапрограммированные интуитивные, основанные на суждениях (эмпирические), рациональные. Условия принятия управленческих решений. Основы разработки управленческих решений.

Тема 5. Планирование деятельности организации.

Понятие цели организации. Требования, предъявляемые к целям организации. Понятие планирования. Типовой план. Внешняя среда организации: прямого и косвенного воздействия. Миссия организации. Основные виды планирования. Стратегические, тактические и оперативные планы организации. Принципы эффективного планирования.

Тема 6. Построение организаций.

Принципы организационной деятельности. Организация как объект (система) и как процесс (функция). Внутренняя среда организации. Понятие организационной структуры управления (ОСУ). Сфера контроля. Уровни иерархии. Многоуровневая и «плоская» ОСУ. Централизация и децентрализация управления. Бюрократические и адаптивные организации. Типы ОСУ: линейная, функциональная, дивизиональная, матричная (проектно-матричная).

Тема 7. Мотивация персонала.

Мотивация. Потребность. Вознаграждение. Стимулирование. Основы содержательных теорий мотивации: теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу; теория Дэвида Мак-Клелланда; двухфакторная теория Фредерика Герцберга. Основы процессуальных теорий мотивации: теория ожидания Виктора Врума; теория справедливости (равенства) Джона Стейси Адамса; модель Портера-Лоулера. Концепция мотивации Владимира Герчикова.

Тема 8. Контроль.

Понятие управленческого контроля. Алгоритм управленческого контроля. Масштаб допустимых отклонений. Виды управленческого контроля: предварительный, текущий, заключительный. Принципы эффективного контроля. Поведенческие аспекты контроля.

Тема 9. Властные полномочия менеджера.

Сущность власти менеджера. Влияние. Пять форм власти менеджера: традиционная, основанная на принуждении, основанная на вознаграждении, примера (харизмы), экспертная. Баланс власти в организации.

Тема 10. Лидерство.

Лидерство. Лидер. Формальный и неформальный лидер. Личностный подход к лидерству: теория черт. Поведенческий подход к лидерству. Автократичный и демократичный лидер. Ситуационный подход к лидерству: модель Ф. Фидлера. Модель лидерства Ицхака Адизеса.

Тема 11. Коммуникации в менеджменте.

Понятие организационных коммуникаций. Содержание информации, используемой в управлении. Формальные и неформальные коммуникации. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса. Коммуникационные потоки в организации.

Основная литература:

1. Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012 (Серия «Непрерывное образование»).

Дополнительная литература:

1. Друкер П. О профессии менеджера: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2009.

2. Классики менеджмента. / Под ред. М. Уорнера / Пер. с англ. под. ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001. (Серия «Бизнес-класс»).

3. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005.

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3-е изд.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2008.

5. Михненко П.А. Как стать успешным. – М.: НТ-пресс, 2006.

6. Михненко П.А. Секреты эффективных бизнес-решений. – М.: НТ-пресс, 2007.

7. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения: сегодня и завтра. / Пер. с англ. – М.: Харвест, 2003.

8. Якокка Л. Карьера менеджера / Пер. с англ. – М.: Попурри, 2002.

Интернет-ресурсы:

Наименование портала

(издания, курса, документа)

Секрет фирмы. Издательский дом «Коммерсантъ».

Требования к аудиториям (помещениям) для проведения занятий:

· аудитория, оснащенная презентационной техникой: проектор, экран, компьютер (ноутбук), звуковые колонки, микрофон (в случае количества студентов более 80 чел.);

· рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет.

Вопросы:

1. Что такое «менеджмент»?

2. Дайте определение понятию «управление».

3. Кого можно называть менеджером?

4. Какие уровни управления организацией вы знаете?

5. Перечислите основные функции менеджмента.

6. Назовите методы менеджмента.

7. Приведите примеры видов менеджмента исходя из отраслевой и функциональной специфики.

8. В чем состоят различия понятий «предприниматель» и «менеджер»?

9. Перечислите основные компетенции менеджеров.

10. Приведите примеры требований, предъявляемых к имиджу менеджера.

11. Перечислите роли менеджеров по Г. Минцбергу.

12. В чем состоят основные различия японского и американского менеджмента?

13. Как классифицируются научные направления менеджмента?

14. В чем состоит вклад в научный менеджмент Фредерика Тейлора?

15. В чем состоит вклад в науку об управлении Анри Файоля?

16. В чем состоит вклад в науку об управлении Питера Друкера?

17. Дайте общую характеристику гуманитарному направлению менеджмента.

18. Объясните сущность системного подхода к менеджменту.

19. Объясните сущность ситуационного подхода к менеджменту.

20. Объясните сущность процессного подхода к менеджменту.

21. Назовите российских ученых, внесших вклад в развитие менеджмента в России.

22. Что такое управленческое решение?

23. Чем управленческие (организационные) решения отличаются от обычных (бытовых) решений?

24. Что называют интуитивным решением?

25. Перечислите основные этапы разработки рационального управленческого решения.

26. Что такое планирование?

27. Назовите основные элементы типового плана организации.

28. Что называют миссией организации? Приведите пример формулировки миссии.

29. Какие виды планов формируются в организациях?

30. Что такое организация как объект (система)?

31. Объясните смысл фразы «организовать деятельность группы людей».

32. Перечислите основные элементы внутренней среды организации.

33. Перечислите различия бюрократических и адаптивных организаций.

34. Дайте характеристику линейной ОСУ.

35. Дайте характеристику функциональной ОСУ.

36. Дайте характеристику дивизиональной ОСУ продуктового типа.

37. Дайте характеристику проектно-матричной ОСУ.

38. Что такое мотивация?

39. Как потребности влияют на поведение человека?

40. Перечислите виды потребностей в соответствии с иерархией А. Маслоу.

41. Какие потребности выделил в качестве ключевых Д. МакКлелланд?

42. Какие факторы Ф. Герцберг назвал мотиваторами?

43. Что означает термин «валентность» в модели мотивации В. Врума?

44. В чем, на ваш взгляд, состоят преимущества модели В. Герчикова перед другими изученными моделями мотивации?

45. Что представляет собой контроль, как функция менеджмента?

46. Что такое масштаб допустимых отклонений?

47. Что представляет собой предварительный контроль? Зачем он осуществляется?

48. Перечислите принципы эффективного контроля.

49. Что такое власть?

50. Что такое влияние?

51. Перечислите пять форм власти и влияния и дайте каждой из них краткую характеристику.

52. Объясните сущность баланса власти в организации.

53. Что такое лидерство?

54. Какими компетенциями, качествами и чертами характера должен обладать лидер?

55. В чем различия автократичного и демократичного стилей управления?

56. Какими параметрами описывается ситуация в модели Ф. Фидлера?

57. Какие PAEI-коды в модели И. Адизеса соответствуют лидерству?

58. Что представляют собой коммуникации в организации?

59. Перечислите основные элементы коммуникационного процесса.

60. Дайте характеристику вертикальным и горизонтальным коммуникациям.

Типовые задания.

Понятие «менеджмент» .

Что такое менеджмент? Соедините прямыми линиями круг, в котором написано слово «Менеджмент», со всеми правильными определениями этого понятия.

Почему вы не выбрали оставшиеся определения? Запишите краткие пояснения.

Опишите, в чем состоят сходства и различия понятий «менеджмент» и «управление».

Субъект и объект управления .

Что такое субъект и объект управления? Как они взаимодействуют друг с другом в процессе управления?

Поставьте на приведенной ниже схеме буквы, соответствующие правильным названиям ее элементов:

1) ограничения и критерии эффективности управления;

2) цель управления;

3) субъект управления (руководитель, менеджер, координатор);

4) объект управления (организация, подразделение, сотрудник);

5) обратная связь;

6) управленческое воздействие;

7) результат управления.

Приведите примеры целей управления для какой-либо организации.

Приведите примеры критериев эффективности управления организацией или ее подразделениями.

Менеджмент как наука, практика и искусство .

Менеджмент часто называют наукой, практикой и искусством. Как вы думаете, почему? Запишите ваши объяснения.

Основные функции управления .

Прочитайте приведенный ниже кейс. Дайте название каждому из перечисленных этапов. Расставьте этапы в порядке, обеспечивающем эффективную реализацию основных функций менеджмента компании. Объясните, почему такой порядок вы считаете правильным?

Этапы деятельности менеджмента компании «Альфа» при создании нового департамента:

1. Формирование организационной структуры департамента и обеспечение его необходимыми ресурсами: персоналом, финансами, помещением и оборудованием и т.п.

2. Реализация процедур количественной и качественной оценки и учета результатов деятельности департамента.

3. Выработка и реализация мотивационных процедур, направленных на активизацию деятельности персонала департамента и повышение эффективности выполнения им своих функций.

4. Определение целей деятельности нового департамента, необходимых средств, разработка методик эффективной работы департамента.

Система менеджмента в организации .

Укажите соответствие каждой должности из приведенного ниже перечня тому или иному уровню управления или исполнителям. Используйте следующие обозначения: Т – топ-менеджмент; С – средний уровень менеджмента; Н – низший уровень менеджмента; И – исполнители (работники).

1. Заведующий кафедрой вуза.

3. Бригадир строительной бригады.

4. Ректор университета.

6. Начальник цеха автозавода.

7. Генеральный директор компании.

Автор программы: к.т.н., доцент, заведующий кафедры Общего менеджмента Михненко П.А.

[1] Жирным шрифтом выделены дидактические единицы, составляющие «стратегический базис дисциплины», успешное изучение которого обеспечивает получение оценки «удовлетворительно».

Читайте также: