Объясните фразу глюкоза тянет на себя воду
Обновлено: 21.11.2024
Мотивация изучения темы: знание механизмов регуляции мочеобразования и мочевыделения здорового организма необходимо для понимания процессов связанных с расстройствами в нейрогуморальном звене, приводящих к нарушению функции почек при заболеваниях. В регуляции функции почек в целом преобладает гуморальный механизм, о чем свидетельствует тот факт, что денервированная почка продолжает нормально выделять мочу и адекватно реагировать на эмоциональное напряжение, водные и солевые нагрузки.
Данная тема базируется на знаниях полученных студентами при изучении анатомических и гистологических особенностей органов мочеобразования и мочевыделения (кафедра нормальной анатомии; кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии).
Знания механизмов регуляции мочеобразования и мочевыделения необходимы для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.
Цели занятия.
Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности: ПК – 6; ПК-12, ПК- 16, ПК- 32.
Конкретные цели и задачи.
В результате изучения темы студенты должны:
I уровень - иметь представление о механизмах регуляции мочеобразования
__________________________________________________________
II уровень - знать механизмы регуляции мочеобразования и мочевыделения;
уяснить, что основной механизм регуляции деятельности почек гуморальный, нервная регуляция играет меньшую роль.
_____________________________________________________________
III уровень - уметь применять полученные знания для решения типовых задач, связанных с нарушением процессов мочеобразования и мочевыделения, правильно интерпретировать эти показатели, с возможным использованием справочной литературы, и делать своё заключение о состоянии выделительной функции.
_____________________________________________________________
IV уровень - владеть методами, позволяющими определять показатели мочеобразования и мочевыделения, правильно их интерпретировать и выявлять условия, которые могут явиться причиной нарушения этих процессов.
_____________________________________________________________
Этапы проведения практического занятия:
Название этапа
Вводная часть занятия
Мобилизовать внимание студентов на данное занятие
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия
Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов
Основная часть занятия
Контроль исходных знаний, умений и навыков
Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков
Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время
Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе
Показать ориентировочную основу действия (ООД)
Управляемая СРС в учебное время
Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия
Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.)
Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов
Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка
Заключительная часть занятия
Подведение итогов занятия
Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы.
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время
Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер
Ориентировочная основа действия (ОДД) по проведению практического занятия: в ходе отработки учебного материала используются интерактивные педагогические технологии, основанные на активизации индивидуальной (межличностный диалог, индивидуальная «мозговая атака») и коллективной мыследеятельности («мозговая атака», кейс – технология, групповая дискуссия).
Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при проведении работы по виртуальной физиологии направленной на выявление влияния гидростатического давления, осмотического давления и диаметра приносящих и выносящих клубочковых артериол на образование мочи; выявление влияния альдостерона и антидиуретического гормона (АДГ или вазопрессина) на скорость образования мочи, на выявление влияния глюкозы на скорость образования мочи.
Программа действия
Ориентировочная основа действия
1. Влияние гидростатического давления, осмотического давления и диаметра приносящих и выносящих клубочковых артериол на образование мочи.
Интенсивность образования мочи определяется до и после измерения следующих параметров: диаметров приносящих и выносящих клубочковых артериол, гидростатического кровяного давления и осмотического кровяного давления.
Щёлкните кнопку «Старт » и дождитесь окончания измерений;
Определите величину скорости образования мочи;
Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив диаметр приносящей клубочковой артериолы сначала в большую, а затем в меньшую сторону;
Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив диаметр выносящей клубочковой артериолы сначала в большую, а затем в меньшую сторону;
Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив значение кровяного давления, сначала повысив, а затем понизив его;
Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив значение онкотического давления крови, сначала повысив, а затем – понизив его.
На клубочковую фильтрацию оказывают влияние вся фильтрующая поверхность мембраны клубочков, давление в стенке сосудов, где происходит фильтрация и коэффициент клубочковой фильтрации. Величина коэффициента клубочковой фильтрации зависит от расширения или сужения клубочковых артериол.
2. Влияние альдостерона и антидиуретического гормона (АДГ или вазопрессина) на скорость образования мочи.
Зарегистрировать скорость образования мочи до и после введения в организм альдостерона, а затем до и после введения АДГ.
Определите скорость образования мочи;
Введите в организм альдостерон и повторите пункты 1 и 2;
Введите в организм АДГ и повторите пункты 1 и 2.
Альдостерон высвобождается из клубочковой зоны коры надпочечников при пониженном кровяном давлении. Выброс альдостерона в кровоток контролируется ренин - ангиотензин - альдостероновой системой.
Основные действия альдостерона:
удержание ионов Na + ,CI - , двухуглеродных ионов и воды;
сокращение скорости образования мочи;
повышение кровяного давления.
АДГ выделяется в кровоток из задней доли гипофиза, когда осморецепторы гипоталамуса воспринимают понижение кровяного осмотического давления, а барорецепторы аорты и сонной артерии воспринимают понижение кровяного давления.
Основные действия АДГ:
сокращение скорости образования мочи;
повышение кровяного давления.
3. Влияние глюкозы на скорость образования мочи.
Скорость образования мочи и уровень глюкозы подсчитываются до и после внутривенного введения концентрированного раствора глюкозы.
Щёлкните кнопку «Старт» и дождитесь окончания измерений;
Определите скорость образования мочи;
Щёлкните кнопку «Взять образец»;
Добавьте в пробирку NaOH;
Щёлкните кнопку «Нагреть образец» и дождитесь окончания измерений;
Введите в организм глюкозу и повторите пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Повышение уровня сахара в крови, характерное для сахарного диабета, влияет на скорость образования мочи следующим образом:
глюкоза проходит почечные барьеры и попадает в канальцы нефрона;
осмотическое давление в канальцах повышается, глюкоза тянет на себя воду;
скорость образования мочи увеличивается.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:
Что из нижеперечисленного осуществляет контроль за балансом жидкости в организме?
1) АДГ задней доли гипофиза; потери воды через лёгкие и кожу; супраоптические ядра гипоталамуса;
2) потери воды через лёгкие и кожу; супраоптические ядра гипоталамуса;
3) альдостерон, вырабатываемый корой надпочечников.
Частичное пережатие обеих почечных артерий может привести к:
2) упорной гипертензии;
3) некрозу почек.
Потеря воды организмом с избыточным выведением натрия наблюдается у больных:
1) при осмотическом диурезе;
2) при водном диурезе;
3) при повышенной секреции антидиуретического гормона.
Какое влияние оказывает снижение функции коры надпочечников на содержание электролитов в организме?
1) уменьшает содержание натрия в моче; увеличивает содержание натрия в крови; увеличивается содержание калия в моче.
2) уменьшается содержание натрия в крови; увеличивается содержание натрия в моче; уменьшается содержание калия в моче.
Альдостерон непосредственно контролирует:
1) потери Na + , задержку К + ;
2) задержку Na + , потери К + ;
Место выработки ренина:
Центром непроизвольного акта мочеиспускания является:
2) пояснично-крестцовый отдел спинного мозга;
3) грудинно-поясничный отдел спинного мозга.
При обезвоживании организма выработка и выделение АДГ:
Пребывание на холоде часто сопровождается увеличением диуреза вследствие:
1) увеличения секреции антидиуретического гормона;
2) торможения секреции антидиуретического гормона;
3) повышения скорости клубочковой фильтрации.
При действии натрийуретического фактора наблюдается:
1) осмотический диурез;
2) водный диурез;
В эксперименте на животном область канальцев почек подвергли избирательному охлаждению. Как это повлияло на содержание натрия в моче?
При растяжении предсердий избытком притекающей крови в них образуется натрийуретический гормон. В чём физиологический смысл этой реакции?
У экспериментального животного вызвали значительное уменьшение диуреза. Одновременно установили, что порция взятой у него крови оказывает сосудосуживающее действие. Объясните механизм уменьшения диуреза.
В ночное время величина диуреза уменьшается. Почему?
Ответы к тестам: 1 – 1; 2 – 2; 3 – 1; 4 – 2; 5 – 2; 6 – 3; 7 – 2; 8 – 2; 9 – 3; 10 – 1.
Ответы к задачам:
Реабсорбция натрия – активный транспорт, с ним же сопряжён и транспорт глюкозы. Он требует затрат энергии АТФ. При охлаждении метаболизм замедляется, поэтому активный транспорт натрия снизится, реабсорбция уменьшится и количество натрия в конечной моче увеличится.
При патологических процессах в почках в моче появляется белок. Потеря значительных количеств белка с мочой ведёт к снижению онкотического давления крови, а последнее является той силой, которая удерживает воду в сосудистом русле. Снижение же этой константы приведёт к выходу воды в ткани и отёкам.
Раз кровь приобрела сосудосуживающие свойства, значит, в ней появилось сосудосуживающее вещество. Одновременно произошло уменьшение диуреза. Такое действие может оказывать антидиуретический гормон (вазопрессин). Однако вазопрессин суживает сосуды только при достаточно высоких его концентрациях. Значит, воздействие на животное привело к выделению больших количеств этого гормона.
Ночью уменьшается артериальное давление, что приводит к снижению эффективного фильтрационного давления, уменьшению количества первичной мочи, а в конечном итоге – к снижению диуреза.
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний
Общие принципы регуляции процессов мочеобразования.
Влияние гормонов коры надпочечниковой зоны на деятельность почек.
Влияние и механизм действия антидиуретического гормона.
Типы диуреза (антидиурез, водный диурез, осмотический диурез).
Нервная регуляция деятельности почек.
Участие почек в регуляции кислотно-щелочного равновесия, объёма, и осмотической концентрации внеклеточной жидкости.
Мочевыделение, мочеиспускание и их регуляция.
Задания для ССР во внеучебное время
Назвать гормоны, влияющие на клубочковую фильтрацию.
Перечислить гормоны, влияющие на канальцевую реабсорбцию.
Зарисовать рефлекторную дугу безусловного мочеиспускательного рефлекса.
Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию
На какие структуры действует альдостерон?
В каких случаях повышается выработка альдостерона?
К чему приводит недостаток антидиуретического гормона?
Какие гормоны участвуют в регуляции ионного гомеостаза?
Какое влияние оказывает симпатический отдел ВНС на диурез?
Является ли ренин гормоном?
Какое влияние адреналин оказывает на клубочковую фильтрацию?
Где находится центр непроизвольного мочеиспускания?
К какому возрасту процесс мочеиспускания становится управляемым? Почему?
Каким образом почки поддерживают осмотическую концентрацию внеклеточной жидкости?
Задания для самоконтроля подготовки к следующему занятию
«Клинико-физиологические методы исследования выделительной системы»:
Количество, состав и свойства первичной мочи.
Количество состав и свойства конечной мочи.
Изменение физико-химических показателей мочи при различных функциональных состояниях (водная нагрузка, солевая нагрузка, обезвоживание).
Методы, позволяющие оценить процессы обеспечивающие образование мочи (фильтрацию, реабсорбцию, секрецию).
Методы, позволяющие оценить способность почек к концентрированию и разведению мочи.
Оснащение практического занятия:
Наглядные пособия:
а) таблицы по физиологии мочеобразования и мочевыделения;
б) программа «Виртуальная физиология»;
в)учебный фильм«Выделительная функция почек».
Технические средства обучения: TV, DVD, компьютер.
Нормальная физиология. / Под ред. В.М. Смирнова / Учебник. М.: Академия», 2012
Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. А.В, Завьялова. В.М. Смирнова.- М.: «Медпресс-информ», 2009
Физиология человека. Учебник./ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.- М.: Медицина, 2003
Физиология человека. Учебник./ Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина.-СП.: СОТИС, 2002
Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. Р.С. Орлова, А.Д. Н Орлова. М. Издателькая группа «ГЭОТАР-Медиа», 2005
Нормальная физиология. Учебник. / Под ред.В.Н. Яковлева. М.: Издательский центр «Академия», 2006
Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. / Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2005
Дополнительная литература:
Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. К.В.Судакова М.: Медицина, 2002
Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. К.В. Судакова – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2012
Физиология человека: атлас динамических систем /К.В. Судаков, В.В. Андрианов, Ю.Е. Вагин, И.И. Киселёв - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009
Читайте также: