Объясните фразу глюкоза тянет на себя воду

Обновлено: 22.12.2024

Мотивация изучения темы: знание механизмов регуляции мочеобразования и мочевыделения здорового организма необходимо для понимания процессов связанных с расстройствами в нейрогуморальном звене, приводящих к нарушению функции почек при заболеваниях. В регуляции функции почек в целом преобладает гуморальный механизм, о чем свидетельствует тот факт, что денервированная почка продолжает нормально выделять мочу и адекватно реагировать на эмоциональное напряжение, водные и солевые нагрузки.

Данная тема базируется на знаниях полученных студентами при изучении анатомических и гистологических особенностей органов мочеобразования и мочевыделения (кафедра нормальной анатомии; кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии).

Знания механизмов регуляции мочеобразования и мочевыделения необходимы для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.

Цели занятия.

Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности: ПК – 6; ПК-12, ПК- 16, ПК- 32.

Конкретные цели и задачи.

В результате изучения темы студенты должны:

I уровень - иметь представление о механизмах регуляции мочеобразования

__________________________________________________________

II уровень - знать механизмы регуляции мочеобразования и мочевыделения;

уяснить, что основной механизм регуляции деятельности почек гуморальный, нервная регуляция играет меньшую роль.

_____________________________________________________________

III уровень - уметь применять полученные знания для решения типовых задач, связанных с нарушением процессов мочеобразования и мочевыделения, правильно интерпретировать эти показатели, с возможным использованием справочной литературы, и делать своё заключение о состоянии выделительной функции.

_____________________________________________________________

IV уровень - владеть методами, позволяющими определять показатели мочеобразования и мочевыделения, правильно их интерпретировать и выявлять условия, которые могут явиться причиной нарушения этих процессов.

_____________________________________________________________

Этапы проведения практического занятия:

Название этапа

Вводная часть занятия

Мобилизовать внимание студентов на данное занятие

Определение темы, мотивации, цели, задач занятия

Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов

Основная часть занятия

Контроль исходных знаний, умений и навыков

Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков

Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время

Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе

Показать ориентировочную основу действия (ООД)

Управляемая СРС в учебное время

Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия

Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.)

Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов

Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка

Заключительная часть занятия

Подведение итогов занятия

Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы.

Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время

Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер

Ориентировочная основа действия (ОДД) по проведению практического занятия: в ходе отработки учебного материала используются интерактивные педагогические технологии, основанные на активизации индивидуальной (межличностный диалог, индивидуальная «мозговая атака») и коллективной мыследеятельности («мозговая атака», кейс – технология, групповая дискуссия).

Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при проведении работы по виртуальной физиологии направленной на выявление влияния гидростатического давления, осмотического давления и диаметра приносящих и выносящих клубочковых артериол на образование мочи; выявление влияния альдостерона и антидиуретического гормона (АДГ или вазопрессина) на скорость образования мочи, на выявление влияния глюкозы на скорость образования мочи.

Программа действия

Ориентировочная основа действия

1. Влияние гидростатического давления, осмотического давления и диаметра приносящих и выносящих клубочковых артериол на образование мочи.

Интенсивность образования мочи определяется до и после измерения следующих параметров: диаметров приносящих и выносящих клубочковых артериол, гидростатического кровяного давления и осмотического кровяного давления.

Щёлкните кнопку «Старт » и дождитесь окончания измерений;

Определите величину скорости образования мочи;

Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив диаметр приносящей клубочковой артериолы сначала в большую, а затем в меньшую сторону;

Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив диаметр выносящей клубочковой артериолы сначала в большую, а затем в меньшую сторону;

Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив значение кровяного давления, сначала повысив, а затем понизив его;

Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив значение онкотического давления крови, сначала повысив, а затем – понизив его.

На клубочковую фильтрацию оказывают влияние вся фильтрующая поверхность мембраны клубочков, давление в стенке сосудов, где происходит фильтрация и коэффициент клубочковой фильтрации. Величина коэффициента клубочковой фильтрации зависит от расширения или сужения клубочковых артериол.

2. Влияние альдостерона и антидиуретического гормона (АДГ или вазопрессина) на скорость образования мочи.

Зарегистрировать скорость образования мочи до и после введения в организм альдостерона, а затем до и после введения АДГ.

Определите скорость образования мочи;

Введите в организм альдостерон и повторите пункты 1 и 2;

Введите в организм АДГ и повторите пункты 1 и 2.

Альдостерон высвобождается из клубочковой зоны коры надпочечников при пониженном кровяном давлении. Выброс альдостерона в кровоток контролируется ренин - ангиотензин - альдостероновой системой.

Основные действия альдостерона:

удержание ионов Na + ,CI - , двухуглеродных ионов и воды;

сокращение скорости образования мочи;

повышение кровяного давления.

АДГ выделяется в кровоток из задней доли гипофиза, когда осморецепторы гипоталамуса воспринимают понижение кровяного осмотического давления, а барорецепторы аорты и сонной артерии воспринимают понижение кровяного давления.

Основные действия АДГ:

сокращение скорости образования мочи;

повышение кровяного давления.

3. Влияние глюкозы на скорость образования мочи.

Скорость образования мочи и уровень глюкозы подсчитываются до и после внутривенного введения концентрированного раствора глюкозы.

Щёлкните кнопку «Старт» и дождитесь окончания измерений;

Определите скорость образования мочи;

Щёлкните кнопку «Взять образец»;

Добавьте в пробирку NaOH;

Щёлкните кнопку «Нагреть образец» и дождитесь окончания измерений;

Введите в организм глюкозу и повторите пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Повышение уровня сахара в крови, характерное для сахарного диабета, влияет на скорость образования мочи следующим образом:

глюкоза проходит почечные барьеры и попадает в канальцы нефрона;

осмотическое давление в канальцах повышается, глюкоза тянет на себя воду;

скорость образования мочи увеличивается.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:

Что из нижеперечисленного осуществляет контроль за балансом жидкости в организме?

1) АДГ задней доли гипофиза; потери воды через лёгкие и кожу; супраоптические ядра гипоталамуса;

2) потери воды через лёгкие и кожу; супраоптические ядра гипоталамуса;

3) альдостерон, вырабатываемый корой надпочечников.

Частичное пережатие обеих почечных артерий может привести к:

2) упорной гипертензии;

3) некрозу почек.

Потеря воды организмом с избыточным выведением натрия наблюдается у больных:

1) при осмотическом диурезе;

2) при водном диурезе;

3) при повышенной секреции антидиуретического гормона.

Какое влияние оказывает снижение функции коры надпочечников на содержание электролитов в организме?

1) уменьшает содержание натрия в моче; увеличивает содержание натрия в крови; увеличивается содержание калия в моче.

2) уменьшается содержание натрия в крови; увеличивается содержание натрия в моче; уменьшается содержание калия в моче.

Альдостерон непосредственно контролирует:

1) потери Na + , задержку К + ;

2) задержку Na + , потери К + ;

Место выработки ренина:

Центром непроизвольного акта мочеиспускания является:

2) пояснично-крестцовый отдел спинного мозга;

3) грудинно-поясничный отдел спинного мозга.

При обезвоживании организма выработка и выделение АДГ:

Пребывание на холоде часто сопровождается увеличением диуреза вследствие:

1) увеличения секреции антидиуретического гормона;

2) торможения секреции антидиуретического гормона;

3) повышения скорости клубочковой фильтрации.

При действии натрийуретического фактора наблюдается:

1) осмотический диурез;

2) водный диурез;

В эксперименте на животном область канальцев почек подвергли избирательному охлаждению. Как это повлияло на содержание натрия в моче?

При растяжении предсердий избытком притекающей крови в них образуется натрийуретический гормон. В чём физиологический смысл этой реакции?

У экспериментального животного вызвали значительное уменьшение диуреза. Одновременно установили, что порция взятой у него крови оказывает сосудосуживающее действие. Объясните механизм уменьшения диуреза.

В ночное время величина диуреза уменьшается. Почему?

Ответы к тестам: 1 – 1; 2 – 2; 3 – 1; 4 – 2; 5 – 2; 6 – 3; 7 – 2; 8 – 2; 9 – 3; 10 – 1.

Ответы к задачам:

Реабсорбция натрия – активный транспорт, с ним же сопряжён и транспорт глюкозы. Он требует затрат энергии АТФ. При охлаждении метаболизм замедляется, поэтому активный транспорт натрия снизится, реабсорбция уменьшится и количество натрия в конечной моче увеличится.

При патологических процессах в почках в моче появляется белок. Потеря значительных количеств белка с мочой ведёт к снижению онкотического давления крови, а последнее является той силой, которая удерживает воду в сосудистом русле. Снижение же этой константы приведёт к выходу воды в ткани и отёкам.

Раз кровь приобрела сосудосуживающие свойства, значит, в ней появилось сосудосуживающее вещество. Одновременно произошло уменьшение диуреза. Такое действие может оказывать антидиуретический гормон (вазопрессин). Однако вазопрессин суживает сосуды только при достаточно высоких его концентрациях. Значит, воздействие на животное привело к выделению больших количеств этого гормона.

Ночью уменьшается артериальное давление, что приводит к снижению эффективного фильтрационного давления, уменьшению количества первичной мочи, а в конечном итоге – к снижению диуреза.

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний

Общие принципы регуляции процессов мочеобразования.

Влияние гормонов коры надпочечниковой зоны на деятельность почек.

Влияние и механизм действия антидиуретического гормона.

Типы диуреза (антидиурез, водный диурез, осмотический диурез).

Нервная регуляция деятельности почек.

Участие почек в регуляции кислотно-щелочного равновесия, объёма, и осмотической концентрации внеклеточной жидкости.

Мочевыделение, мочеиспускание и их регуляция.

Задания для ССР во внеучебное время

Назвать гормоны, влияющие на клубочковую фильтрацию.

Перечислить гормоны, влияющие на канальцевую реабсорбцию.

Зарисовать рефлекторную дугу безусловного мочеиспускательного рефлекса.

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

На какие структуры действует альдостерон?

В каких случаях повышается выработка альдостерона?

К чему приводит недостаток антидиуретического гормона?

Какие гормоны участвуют в регуляции ионного гомеостаза?

Какое влияние оказывает симпатический отдел ВНС на диурез?

Является ли ренин гормоном?

Какое влияние адреналин оказывает на клубочковую фильтрацию?

Где находится центр непроизвольного мочеиспускания?

К какому возрасту процесс мочеиспускания становится управляемым? Почему?

Каким образом почки поддерживают осмотическую концентрацию внеклеточной жидкости?

Задания для самоконтроля подготовки к следующему занятию

«Клинико-физиологические методы исследования выделительной системы»:

Количество, состав и свойства первичной мочи.

Количество состав и свойства конечной мочи.

Изменение физико-химических показателей мочи при различных функциональных состояниях (водная нагрузка, солевая нагрузка, обезвоживание).

Методы, позволяющие оценить процессы обеспечивающие образование мочи (фильтрацию, реабсорбцию, секрецию).

Методы, позволяющие оценить способность почек к концентрированию и разведению мочи.

Оснащение практического занятия:

Наглядные пособия:

а) таблицы по физиологии мочеобразования и мочевыделения;

б) программа «Виртуальная физиология»;

в)учебный фильм«Выделительная функция почек».

Технические средства обучения: TV, DVD, компьютер.

Нормальная физиология. / Под ред. В.М. Смирнова / Учебник. М.: Академия», 2012

Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. А.В, Завьялова. В.М. Смирнова.- М.: «Медпресс-информ», 2009

Физиология человека. Учебник./ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.- М.: Медицина, 2003

Физиология человека. Учебник./ Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина.-СП.: СОТИС, 2002

Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. Р.С. Орлова, А.Д. Н Орлова. М. Издателькая группа «ГЭОТАР-Медиа», 2005

Нормальная физиология. Учебник. / Под ред.В.Н. Яковлева. М.: Издательский центр «Академия», 2006

Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии. / Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2005

Дополнительная литература:

Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. К.В.Судакова М.: Медицина, 2002

Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. К.В. Судакова – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2012

Физиология человека: атлас динамических систем /К.В. Судаков, В.В. Андрианов, Ю.Е. Вагин, И.И. Киселёв - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009

Читайте также: