О чем идет речь в следующей фразе наглядный объект не должен содержать ничего лишнего

Обновлено: 22.11.2024

С давних времен учителя английского использовали и используют в своей практике самые разнообразные средства обучения для объяснения значений, понятий, конструкций, для вовлечения учеников в тему и т.д.

Говоря о технических средствах обучения как о части проблемы использования наглядности на уроках иностранного языка, согласно Н. Д. Гальсковой, «в настоящее время на уроке иностранного языка трудно обойтись без технических средств обучения. Тем не менее, еще существуют школы, где не только видео-, но и аудиоаппаратура считается непозволительной роскошью. Но учитель, как и любой профессионал, должен быть готов к решению возникающих проблем» [Гальскова, с. 138].

«Чтобы успешно решать задачи обучения школьников и реально готовить их к практической деятельности, необходимо не просто самим использовать технические средства обучения на уроке, но и научить учащихся работать с ними самостоятельно» [Соловова, с. 37].

При использовании наглядности на уроке и, в частности, на уроке АЯ необходимо соблюдать ряд условий [Пидкасистый, с.270]:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практика обучения выработала большое количество пра­вил, раскрывающих эффективное применение принципа наглядности. Эти правила должны приниматься учителями во внимание и на уроках иностранного языка с применением наглядности. И. П. Подласый приводит некоторые из них [Подласый: Педагогика,449]:

1. В обучении необходимо использовать тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной, устной или письменной формах.

2. Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обуче­ния, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ре­бенком.

3. Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания.

4. Никогда не надо ограничиваться наглядностью — наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления уча­щихся.

5. Понятия и аб­страктные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различ­ные виды наглядности.

6. Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследова­тельскую работу учащихся.

7. Необходимо следить за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия
независимо от порядка, в котором они наблюдались.

8. Применяя наглядные средства, следует рассматривать их с учащимися сначала в целом, потом — главное и второстепенное, а затем — снова в целом.

9. Лучше всего использовать различные виды наглядности, но не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий: это рас­сеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.

10. При использовании наглядности активизируется чувственный опыт учащихся, опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.

11. Лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.

12. Не следует показывать учащимся того, чего учитель сам хорошо не знает; нужно старательно готовить наглядность к применению.

13. Применение современных средств наглядности (учебное телевидение, видеозапись, и др.) должно быть научным и обоснованным.

14. Применение наглядных средств должно воспитывать у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, кон­структивное творчество, интерес к учению.

15. В условиях кабинетной системы обучения возможности использования наглядности расширяются: это требует вдумчивого отношения к ней, внимательного планиро­вания и тщательной дозировки.

16. С возрастом учащихся предметная наглядность должна
все более уступать место символической; при этом предметом
особой заботы учителя должна быть адекватность понимания
сущности явления и его наглядного представления.

17. Наглядность - сильнодействующее сред­ство, которое при невнимательном или неумелом использова­нии может увести учащихся от решения главной задачи, под­менить цель ярким средством.

19. Необходима ясная цель использования наглядных средств в структуре урока (когда ввести, с какой целью, какой вывод по­следует);

20. Вывешивание заранее всех наглядных средств дезорганизует восприятие учащихся, рассеивает их внимание. В поле их зре­ния в необходимый момент должен находиться определенный объект, а остальные до показа должны быть либо закрыты, либо завешены;

21. Наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, что­бы не создавать побочных ассоциаций учащихся (не следует, например, пользоваться картиной для создания представлений о смешанном лесе, на первом плане которой изображены дети, собирающие грибы).

Г. В. Рогова приводит свои «правила, помогающие наиболее полной реализации принципа наглядности на уроке АЯ» [Рогова, с.70]:

1.Исходя из важности слуховой наглядности, следует непременно использовать аудитивные компоненты комплектов (звукозапись). Если учитель не использует звукозапись, он не развивает долж­ным образом фонематический слух, не формирует умение понимать иноязычную речь на слух и тем самым обрекает последующие этапы обучения на неудачу. В этом случае у учащихся страдает не только аудирование, но и другие виды речевой деятельности.

2. Учитывая большую роль слухового канала и возможности со­временной техники, необходимо учить детей на уроке пользоваться аудитивными средствами, с тем чтобы они могли работать с ними самостоятельно дома или в кабинете.

3. В целях создания зрительных представлений усваиваемого материала следует шире использовать зрительную наглядность. Не стоит ограничиваться тем, что включено в УМК, а педагогу самому подбирать интересные, яркие и понятные предметы, картинки, их изображающие, мимику, жесты и т. д. Создавать ситуации невербальными и вербаль­ными средствами, исходя из возможностей класса, с тем чтобы обеспе­чить учащимся достаточное для усвоения многократное повторение ограниченного языкового материала.

4. Учитывать большой методический потенциал экранных пособий (слайдов, видеофильмов) и тот боль­шой интерес, который проявляют к ним дети, шире использовать эти пособия в учебно-воспитательном процессе - при ознакомлении с новым материалом и особенно при тренировке и применении его учащимися.

Таким образом, перед тем, как использовать ту или иную наглядность на уроке АЯ, учителю необходимо с тщательной осторожностью подходить к ее подготовке, в противном случае используемая наглядность может послужить не «помощником» при работе учителя, а средством, отвлекающим внимание учеников от изучаемого материала.

Читайте также: