Ни слова по русски фраза
Обновлено: 04.11.2024
«Помните, ни слова по-русски», — с этих слов начинается один из самых известных и скандальных уровней в современной истории шутеров. На нём игроку дают роль американского агента под прикрытием, который втёрся в доверие к русскому ультранационалисту и террористу Макарову, который хочет расстрелять людей в российском аэропорту, чтобы спровоцировать конфликт между США и Россией. Но игрок может не стрелять из оружия.
Когда депутат ЛДПР Валерий Селезнёв узнал об этом уровне, он предложил внести Call of Duty: Modern Warfare 2 в список экстремистских материалов. Сам депутат не играл в CoD — он услышал о миссии от сына, мол, там нужно русских туристов убивать. На тот момент в России игра ещё не вышла, а в релизной версии в России уровень был недоступен.
Скандал разгорелся не только в России, но и на Западе — игровые журналисты, политики и даже религиозные лидеры высказывались о расстреле невинных граждан. Одни говорили, что эмоции, которые вызывает «Ни слова по-русски», являются доказательством того, что видеоигры — искусство. Другие называли миссию нелогичной — если бы Аллен (персонаж игрока) расстрелял террористов в спины ещё на выходе из лифта, игра бы закончилась. Третьи кричали, что игра оправдывает терроризм.
В японской и немецкой версиях Modern Warfare 2 нельзя было стрелять по гражданским, а в России уровень полностью вырезали.
Но какой смысл в миссии «Ни слова по-русски»? Как разработчики придумали этот уровень и что они хотели этим сказать, дав игрокам в руки пулемёт и позволив стрелять по убегающим безоружным людям? Стали ли люди воспринимать эту миссию по-другому 10 лет спустя?
Группа террористов во главе с Макаровым вышла из лифта. Люди замечают их.
Одно можно сказать точно — никто уже не уверен в своих чувствах относительно MW2.
«К ведению огня готов!»
Чтобы понять, как появилась миссия «Ни слова по-русски», нужно вспомнить миссию «Божья кара» из Call of Duty: Modern Warfare (2007).
В «Божьей каре» игрок стреляет с борта самолёта огневой поддержки AC-130. Его задача — обеспечить прикрытие солдат, которые движутся к точке эвакуации. Но игрок видит уровень не глазами человека, как во всей игре, а с перспективы инфракрасной камеры на самолёте — картинка состоит серых тонов, солдаты и объекты подсвечены белым.
Игрок стреляет по террористам и взрывает их технику. Солдаты спокойно, а иногда с нескрываемой радостью, комментируют его успехи. Например, когда игрок взорвёт один из автомобилей в поле, связист удивлённо скажет по рации: «Блин, полный бак, наверное, был». Разработчики хотели показать черту, которую люди проводят между собой и тем, что они делают на войне.
Как сказал сценарист первых двух Modern Warfare Джесси Штерн, цель «Божьей кары» — заставить игрока почувствовать, что он смотрит настоящие записи с камер AC-130.
Когда пришло время для следующей игры, сооснователь Infinity Ward Джейсон Уэст предложил сделать такой же уровень, как и «Божья кара», но с важным изменением. «По-моему, в первый раз его питчили как „Давайте сделаем AC-130, но в людном месте“, — сказал Штерн. — Мы начали придумывать сценарии для ужастиков и фильмов по Третьей мировой войне в стиле „Что бы случилось, попади такая сила в плохие руки в городских условиях“».
Разработчики решили, что действие будет происходить в Москве. На первых набросках игрок летал на AC-130 над столицей России, а на улицах только начинался зомби-апокалипсис. Цель игры — сдержать вирус в границах города, а для этого нужно взорвать все мосты и туннели. Дополняя идею, кто-то сказал на питчинге: «Ну, тебе придётся взорвать аэропорт».
В итоге, команда передумала делать игру о зомби — но разработчики наотрез отказывались делать ещё одну миссию с AC-130 в Modern Warfare 2. «В головах у всех остался фрагмент изначальной идеи — убийство мирных жителей в российском аэропорту, — сказал Штерн. — Все задавались вопросом „А как бы это выглядело?“. Знаете, не так много времени прошло с терактов 11 сентября 2001 года, у всех нас были фобии, связанные с полётами».
Начало для «Ни слова по-русски» было положено.
По словам Штерна, участие игрока в массовом расстреле — реакция на то, что американцы говорили о террористах после 11 сентября. Они дегуманизировали террористов, оставляя огромный пробел между собой и «монстрами, которые способны на такое».
Разработчики хотели поставить игрока в ситуацию, в которой он никогда бы не хотел оказаться. Игры часто ставят игрока на то или иное место, но почти всегда игрок сам хочет оказаться там. В Infinity Ward решили создать уровень, на котором себя сложно даже представить.
Бывший дизайнер Infinity Ward Мохаммед Алави видит «Ни слова по-русски» иначе. Он считает, что миссия раскрывает Макарова как антагониста игры. «У этого уровня есть три цели, — рассказал Мохаммед в интервью в 2012 году, — сюжетно оправдать вторжение России на территорию США, создать эмоциональную привязку игрока к Макарову как к злодею и сделать его запоминающимся. В шутере от первого лица сложно создать запоминающегося злодея — такого, чтобы игроку были интересны причины его поведения».
Главный художник Modern Warfare Джоэль Эмсли рассказал, что «Ни слова по-русски» разделила Infinity Ward на спорящие лагеря. Некоторые считали, что уровень получился слишком эмоциональным. Другие — что игрок должен быть охранником, защищающим аэропорт. Были и те, кому понравился итоговый результат. Если верить Эмсли, огромное влияние на развитие миссии возымела его жена — она сказала, что подобное нужно показывать максимально реалистично.
Infinity Ward и Activision вставляли кусочки из уровня в трейлеры, которые предшествовали релизу игры. В начале первого трейлера есть момент со стрельбой, а второй трейлер — это звуки из начала уровня: щелчок лифта, шум заряжания оружия, нервный кашель, фраза Макарова «С нами Бог», его же «Remember, no Russian. », второй щелчок лифта, шум толпы, стрельба и крики.
Тизер-трейлер Modern Warfare 2
Позже весь уровень попал в сеть, и Activision пришлось подтвердить утечку и объяснить смысл миссии за две недели до запуска игры. Компания заявила в своей статье, что «сцена раскрывает злую сущность и хладнокровие русского злодея и его подельников. После неё игрок захочет остановить его ещё сильнее». Ещё Activision пообещала, что в игре будет возможность пропустить уровень полностью, при этом игра дважды предупредит игрока о том, что его ждёт.
И началось. Люди не знали контекста, потому что полная версия Modern Warfare 2 ещё не вышла — но уже высказывали мнения. А мнения были разные.
Взрослая аудитория отреагировала
Когда уровень утёк в сеть, некоторые воздержались высказываться — они хотели оценить уровень в контексте полной истории. Другие же достаточно быстро сделали выводы как об уровне, так и о самой игре.
«Игра тогда ещё не вышла. В тот момент было сложно защищать её, ведь никто не знал сюжет», — сказал некогда игровой рецензент Адам Сесслер.
Сценарист Spec Ops: The Line и Star Wars Battlefront 2 Уолт Уильямс отреагировал иначе. «Помню, когда только началась эта история, я посмотрел видео и сразу такой: „Реально? Реально?“, — сказал Уильямс, — тогда я испытывал целый спектр эмоций, который в итоге сошёл на нет — осталось понимание, что эта сцена в игре не нужна».
Реакция на миссию «Ни слова по-русски» зашла далеко за пределы игровой индустрии и СМИ. Весь мир не понимал, как относиться к уровню, но в итоге эмоции затухли, все поняли, что он лишний в игре. Сама его завязка не имеет смысла — атаку спланировали и осуществили русские ультранационалисты на своей родной земле, чтобы напасть на США и развязать Третью мировую войну. Это звучит как теория заговора. Разработчики заставляют игроков приостановить неверие, чтобы они поверили, что марионетка одной из самых влиятельных наций в мире может расстрелять сотни невинных посреди дня и уйти безнаказанным и неузнанным, потому что он не говорил по-русски.
Но в сторону сюжетные дыры — многие не понимают, зачем вообще сделали этот уровень. На игру обрушилось возмущение групп протестантов и консерваторов — как это всегда бывает: таким людям нужен козёл отпущения в стане видеоигр, когда что-то происходит в реальности. Но даже в глазах адекватных рационально рассуждающих людей «Ни слова по-русски» не находил понимания. А факт, что уровень можно просто пропустить, делал любой посыл игры бессмысленным.
«Идея разрешить пропускать миссию была странной, — сказал сценарист Modern Warfare 2 Джесси Штерн. — Я не думал, что это жёсткая цензура. Я вообще об этом не думал. Думал о том, кто будет пропускать миссию, не зная, что в ней. Понятно, что за некоторыми игроками следят их родители, но какой родитель разрешит своему ребенку играть в CoD, зная, что это военный шутер с убийствами и кровью?»
Если верить Мохаммеду Алави, решение сделать уровень необязательным к прохождению приняли после тестов у фокус-групп. Когда военнослужащий отказался проходить «Ни слова по-русски» во время тестирования, Infinity Ward добавила возможность пропустить, потому что «не хотела, чтобы игроки застревали в сюжете из-за своих убеждений».
По мнению Уильямса, если один из уровней можно пропустить, тогда вся игра теряет ценность — значит можно пропустить её полностью. Если разработчик создаёт что-то похожее на «Ни слова по-русски», такой уровень должен быть обязательным при прохождении сюжетной кампании.
«С другой стороны, всё, что вы делаете — это дерьмовые второсортные сюжеты», — сказал Уильямс. — Вы создали кино для грайндхаусов [так называют кинотеатры, в которых показывают различный треш с низким бюджетом и без цензуры] и просто пытаетесь шокировать игроков. Если это не обязательно, это просто для шокирования — значит вы тратите наше время. Это лже-трансгрессия, когда игроку объявляют, что сейчас будет, а он не может поверить, что разработчики решились на такой ход. Но в итоге тема не раскрыта, и сделано всё наполовину. А ещё через полгода выйдет дополнение с зомби — и это всё будут покупать тринадцатилетние дети, потому что это ваша целевая аудитория. Вы не смогли сделать серьёзное произведение искусства для взрослых».
Конец миссии. Макаров убивает Аллена, чтобы власти подумали, что теракт совершили американские спецслужбы.
Когда вышла Modern Warfare 2, переживания о теракте 2001 года ещё жили в умах американцев. Война против терроризма до сих пор мелькала по телевизору и находила свою аудиторию. Поэтому некоторым «Ни слова по-русски» показался критикой национального паранойи и ксенофобии, которые появились после теракта.
«Если посмотреть с этой точки зрения, то можно увидеть глубокий, очень глубокий цинизм по отношению к агентству национальной безопасности — её действиям в Ираке. Как пример, тюрьма Абу-Грейб или тюрьма в Гуантанамо». По словам рецензента Сесслера, «этот цинизм проявляется в том, что военная организация — не важно изгой она или под крылом государства — может сделать что-то настолько ужасное, что заденет чувства людей не меньше, чем задел в своё время 9/11. И всё ради выгоды, эскалации войны и сохранения военного положения».
В 2019 году миссия, где нужно расстреливать гражданских в спину в людном месте, больше не несёт пост-терактный смысл, который несла 10 лет назад. «Ни слова по-русски» больше не играет на страхах американцев о авиаперелётах или угроз из за границы. Сегодня он уместнее смотрится как зеркало массовых шутингов, которые стали частым явлением в США в последние годы.
Теперь готовы принять?
Автор оригинального материала Блейк Хестер в первый раз поиграл в Modern Warfare 2, когда готовил этот текст. К тому моменту он уже видел, как «Ни слова по-русски» проходили другие, но сам к управлению не прикасался до определённого момента. И когда он сел играть, он знал, что его ждёт, знал, что произойдёт и что придётся делать — но играть всё ещё было невероятно сложно. «Это мерзкий и ужасающий уровень, — считает Блейк. — Если цель Infinity Ward заключалась в том, чтобы шокировать и оттолкнуть игрока, то команда справилась идеально».
«Надеюсь, уровень всё ещё шокирует людей», — сказал Штерн. — Надеюсь, он до сих пор вызывает настоящие эмоции. Если хотите знать правду, я надеюсь, что люди никогда не перестанут удивляться миссии».
Но сегодня любой диалог об этом уровне стоит немного поворачивать в сторону массовых шутингов в Америке. «Что миссия сделала лучше всех, так это предоставила нам исторический момент, когда геймдизайнеры смогли протолкнуть и воплотить в жизнь то, что было уже за гранью, — сказал доцент кафедры исследования СМИ в университете Нотр-Дам и автор книги Playing War: Military Video Games After 9/11 Мэттью Томас Пейн. — Они смогли выяснить, как далеко у них получится протолкнуть симуляцию насилия против безоружных людей без финансовых потерь».
По мнению Пейна, миссия «Ни слова по-русски» важна для американцев, потому что так они могут узнать больше о себе прошлых.
Большие продажи игры показывают, что игроки в какой-то степени нормально отнеслись к миссии. Это не идеальный способ оценки, но игра всё равно справилась отлично. Можно с уверенностью говорить, что скандальная миссия не сказалась на доходах с продаж.
В январе 2010 года Activision объявила, что MW2 заработала более миллиарда долларов в мире. Сейчас она считается культовым шутером и одной из лучших Call of Duty в серии.
Макаров и его подельники открывают огонь в аэропорту.
Десять лет спустя люди, причастные к истории миссии, обсудили наследие, которое она оставила после себя. У таких как Сесслер игра давно исчезла из памяти и затерялась среди других видеоигровых скандалов. У других этот уровень ассоциируется с легкомысленностью разработчиков.
Для Уильямса наследие заключается в том, что можно сделать что-то настолько серьёзное, а потом дать возможность пропустить его. Что можно сделать что-то настолько большое, а оно окажется абсолютно бесценным. Что должно было быть очень важным. И не важно какая причина, наследие оказалось куда меньше, чем могло и должно было стать.
Остался один важный вопрос — что бы произошло, выйди «Ни слова по-русски» сегодня? Была бы это совершенно другая история? Ведь наши мнения относительно насилия постоянно меняются, развиваются, а этот уровень работает как зеркало, которое отражает все наши скелеты в шкафу. Сейчас мог произойти взрыв, который поменял бы отношение игроков и вылился в совершенно иные результаты продаж.
Подход к острым ситуациям у Infinity Ward не изменился. [Новая Call of Duty: Modern Warfare спровоцировала не меньше шума среди западной и российской аудитории, чем MW2. В игре военное преступление США на «Шоссе смерти» выдаётся за преступление России. Хотя разработчики сказали, что в игре речь идёт о другом шоссе, которое названо похоже — игроки не сняли обвинения.]
«Похоже, что Activision хочет вернуться в те времена, — сказал Пейн, — но будет сложно, потому что сейчас у игроков нет того голода до чего-то схожего. Точно не в местах, где оружие использовали на беззащитной толпе людей».
«Откровенно говоря, после стольких массовых шутингов вы не сможете выставить Modern Warfare 2 в продажу и не огрести кучу проблем и негатива, — добавил Сесслер. — Когда происходят такие инциденты, люди начинают потреблять меньше развлекательного насилия. Если игра зайдёт за грань, начнётся армагеддон».
«Реализм определяют вещи, которые мы готовы или не готовы принять. Мы были готовы принять «Ни слова по-русски» в 2009. Но я не думаю, что мы готовы принять его десять лет спустя», — закончил Пейн.
Читайте также: