Необходимо ли сформировать у школьников умение планировать высказывание

Обновлено: 21.11.2024

Развитие речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности. Включение в систему развития связной речи работы над изложением и сочинением позволяет более полно строить обучение языку как средству общения, помогает формированию стилистически дифференцированной речи учащихся.

Обучение написанию изложения и сочинения должно базироваться на овладении учащимися целым комплексом речевых умений.

Поскольку речь представляет собой деятельность, она может быть охарактеризована с точки зрения тех этапов, по которым этот процесс развертывается.

«В любой деятельности, пишет А.А.Леонтьев, - можно выделить следующие этапы:

а). Этап ориентировки в условиях деятельности;

б). Этап выработки плана в соответствии с результатами ориентировки;

в). Этап осуществления (реализации) этого плана;

г). Этап контроля, т.е. проверки соответствия продукта замыслу, достигнутого результата запланированному».

(Леонтьев Л.Н. Психолингвистические основы обучения русскому языку.М., Просвещение. 1973.) с. 5.

Следовательно, работая над совершенствованием речевой деятельности школьников, важно учитывать наличие этих этапов и отрабатывать, корректировать действия на каждом из них.

Одним из ведущих теоретических положений, реализуемых в системе обучения связной речи, является деятельностный подход к речи и к процессу ее формирования. Деятельностный подход предполагает, что в процессе обучения предметом осознания учащихся становится сама деятельность по приобретению и усвоению знаний, ее операционный состав.

Развитие личности в рамках деятельностного подхода обеспечивается формированием универсальных учебных действий. В числе регулятивных универсальных учебных действий должны формироваться такие действия, как:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат действия.

Предметом нашего исследования является формирование у младших школьников умения планировать свою деятельность в работе над изложением и сочинением.

Как показал констатирующий эксперимент, больше половины учащихся на низком уровне владеют умением планировать свою работу над изложением и сочинением и работать по составленному плану. Причинами этого является нечеткое представление о составе действий при составлении плана работы над текстом, непонимание роли планирования своей деятельности в процессе написания изложения и сочинения, неумение пользоваться планом в процессе работы над изложением и сочинением.

Целью формирующего эксперимента стала проверка эффективности комплекса упражнений, который был разработан на основе теоретического анализа и данных констатирующего эксперимента.

Данные констатирующего эксперимента послужили основой для разработки формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент будет проходить в 3 этапа: основной, обучающий и контрольный.

Этот комплекс заданий основан на постепенном увеличении трудностей и самостоятельности учащихся в работе над изложением и сочинением, а также предусматривает чередование изложения и сочинения – умения, отработанные на изложении, переносились на урок сочинения.

На первом уроке подготовительного этапа проводилась работа по обобщению знаний о плане работы и его роли при написании текста, по формированию умения работать по готовому плану. Выясняли: значение каждого действия в подготовке к изложению, различение понятий «план текста» и «план работы».

На этом уроке учащиеся учились выделять действия, определяли их роль в подготовке к написанию изложения.

С целью развития умения планировать свою деятельность при работе над изложением и сочинением предлагались следующие виды заданий:

- составление плана работы; коллективное составление плана текста;

Составление плана работы направлено на осознанное планирование своей деятельности, на понимание роли планирования в процессе написания изложения, на формирование умений пользоваться планированием в процессе работы над изложением.

Выполняя задание, дети практически усваивают подсказывающую роль плана. Подводя итог урока,

Учащимся был задан вопрос:

- Чем различаются «план текста» и «план работы»?

(В плане работы указывается последовательность действий для решения поставленной задачи. «Памятка» помогает действовать поэтапно и правильно.

В плане текста указывается последовательность частей текста. При этом заголовки подсказывают главное в каждой части. План текста помогает полно и точно передать содержание, раскрыть тему и главную мысль.)

Анализ детских работ показал, что учащиеся умело, определяют тему и основную мысль текста, но затрудняются с определением главного в каждой части, что соответственно приводит к неточным заголовкам плана. Это свидетельствует, о необходимости целенаправленного обучения школьников умению выделять главное в части и выражать его кратко.

На втором уроке велась работа по формированию умения устанавливать последовательность действий при подготовке к сочинению по картинке. Здесь ученик, используя свои знания, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе ситуацию, на фоне которой протекает событие до и после того момента, который запечатлен на картинках. Учащимся был предложен деформированный план работы. Задание по установлению последовательности плана работы учащиеся выполняли в группах. Такое задание очень оживляло ребят и способствовало лучшему пониманию и представлению содержания своей деятельности при работе над сочинением. В данной работе были трудности по установлению последовательности плана работы. Учащиеся пропускали такие пункты, как «Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать». Пункты «Продумаю содержание вводной, основной, заключительной частей текста» и «Определю части» меняли местами.

На первом уроке основного этапа проводилась работа по формированию умения коллективно составлять план подготовки к изложению текста-описания. При этом текст был предложен в деформированном виде (изменен порядок предложений). Затруднения встретились в том, что нужно построить план работы для описательного текста. Половина класса не ответила на вопрос: - Какой будет первый пункт плана работы? ( Составить из предложений текст).

Дети были активны и, что не менее важно, в конце урока обобщили знания и сделали вывод, для чего нужно составлять план работы. В результате этой работы учащиеся убедились в том, что план помогает наметить последовательность написания изложения, выполнение работы по плану позволяет более полно и точно передать содержание текста.

На втором уроке основного этапа учащимся предлагалась работа по написанию сочинения по рисунку и данному началу. Ребята работали в парах, обсуждали и составляли план подготовки к сочинению. Работая в парах, дети отбирали материал в соответствии с темой и главной мыслью.

Анализ полученных планов работ и сочинений показал более высокий уровень умений большинства учащихся, что дает основание считать эффективным предлагаемое сочетание методов и приемов, направленных на формирование умения младших школьников планировать свои действия при работе над сочинением.

Примеры плана работы:

Рассмотрю картинки.

Прочитаю начало. Придумаю весь текст.

Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным

Определю части.

Продумаю вводную, основную, заключительную части.

6. Озаглавлю части (план сочинения).

7. Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.

8.Напишу сочинение и проверю.

Есть работы, в которых выделено 2-3 действия:

План работы:

1.Рассмотрю картинку.

Прочитаю начало. Составлю текст до конца.

3.Напишу план, напишу сочинение и сдам.

Полученные данные показывают, что большинство учащихся указывают 4-5действий, а есть работы, в которых указано 3 вида действия, т.е. недостаточно четко представляют состав действий, необходимых для работы над этим видом сочинения.

В ходе формирующего эксперимента было проведено 4 урока . Обучающий эксперимент продолжается. На основном этапе будет проведено еще 4 урока.

С целью определения эффективности проведенного комплекса упражнений и с целью определения уровня сформированности умения планировать свою деятельность, будут проводиться два итоговых урока: самостоятельное составление плана работы над изложением и сочинением.

1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – С. 11 – 14.

2.Леонтьев Л.Н. Психолингвистические основы обучения русскому языку. М., Просвещение. 1973.) с. 5.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2010.

4. Щёголева Г.С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников. // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / под ред. Рамзаевой Т.Г. – СПб.: Специальная литература, 1998.

Читайте также: