Немецкая философия конца xviii и первой половины xix столетий по выражению ф энгельса получила наименование

Обновлено: 22.12.2024

Для немецкой классической философии характерны: систематическая целостность и внутренняя завершен­ность, идеализм, особый интерес к гносеологической проблематике.

Немецкая классическая философия

1) Философия Иммануила Канта

2) Объективный идеализм и диалектика Гегеля

3) Антропологический материализм Людвига Фейербаха

Идеи немецкой классической философии характеризуются духом преемственности. Немецкая классическая философия опиралась в своих идеях на достижения и идеи философов разви­тых стран Западной Европы (Англия, Франция), а также на идеи немцев: Николая Кузанского и Лейбница. Все философы немецкой классической философии - это профессиональные преподаватели философии, это профес­сора немецких вузов. У них вырабатывается профессиональный язык, который трудно понять человеку, далекому от философии.

1) Основоположником немецкой классической мысли был Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.). Вся жизнь И. Канта связана с немецким городом Кенигсберг (Калининград). Канта называли Кенигсбергским мыслителем. На И.Канта огромное влияние оказали такие философы как Дэвид Юм и Жан-Жак Руссо.

Творчество Канта может быть разделено на два периода

1) Докритический (1746 -1770 гг.) В рамках данного периода Иммануил Кант занимается проблемами логики, астрономии (именно он впервые выдвигает идею о том, что вселенная возникла из облака диффузного вещества). В это время выходит работа «Всеобщая естественная история и теория неба». В этой работе он выдвигает идею, согласно которой во вселенной существуют другие разумные существа, и они тем разумнее, чем далее удалены от земли.

2) Критический (1770 -1797 гг.) Такое название период получил после того, как у канта выходит три работы, которые в своем названии содержат слово «критика»: «Критика чистого разума», «Критика практического разу­ма», «Критика способности суждения».

И. Кант совершил гносеологический поворот в философии. Обосновывая разумное знание, Кант приходит к выводу, что оно не может быть однозначно обосновано, т.е одинаково правомерными являются тезис и антитезис. Эта особенность называется антиномией, например: тезис - мир сущ. сам по себе, антитезис - мир создан Богом. Кант утверж­дал, что мир в принципе непознаваем. Философия Канта получила название агностицизма. В этике им был сформулирован так называемый категорический императив или общезначимое нравственное правило, определяющее форму морального поступка человека: поступай так, чтобы правило, которым ты руководствуешься, могло стать всеобщим законом.

2) Говоря о Гегеле(1775 - 1854 гг.), необходимо отметить, что в его философии большое место уделяется критике философии И.Канта. Философия Гегеля была кульминационным моментом развития немецкой философии. Она была официальной философией Пруссии. Хотя Гегель часто критиковал Канта, последний оказал влияние на философию Гегеля. Философия Гегеля достаточно трудна для понимания. Более того, можно сказать, что его философия - самая трудная философия из существующих (одно предложение может растягиваться на 10-12 страниц). Гегель является объективным идеалистом. («Что же касается индивида - он по Гегелю второстепенен и является марионет­кой в руках мирового духа») Кроме того, философия Гегеля представляет собой систему диалектического идеализма.

Основными составными частями философской системы Гегеля являются следующие разделы:

2) Философия природы

3) Философия духа

Гегель - автор трех законов диалектики:

1) Закон, который связан с учением Гегеля о единстве и борьбе противоположностей

2) Закон перехода постепенных количественных изменений в коренные качественные.

3) Закон отрицания отрицания.

Во второй половине XIX в. выделились два главных направления, по которым шло переосмысление наследия немецкой классической философии, особенно гегельянства: с позиций материализма (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс) и с позиций иррационализма (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

3) Людвиг Андреас Фейербах ( антропологический материализм) получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Основные работы: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего». Достаточно часто Л.А.Фейербаха не считают представи­телем немецкой классической философии. Дело в том, что немецкие классические философы строили целостные модели. Философия же Фейербаха главным образом затрагивает проблему человека. В философии Фейербаха начинается так называемый антропологический поворот в современной философии. Большое место в философии Фейербаха занима­ет критика философии Гегеля и религии. «На место Бога должен быть поставлен человек. У него одна жизнь, и эта жизнь проживается в этом мире».

Представителями иррационалистической философии (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) XIX в. был сделан акцент на преодолении рационализма предшествующей философской классики (и особенно немецкой классической философии) за счет отказа от приз­нания разумных оснований действительности и выдвижения на первый план иррационального начала.

Читайте также: