Нелогичность высказывания новации в словообразовании неуместная экспрессивная окраска в речи

Обновлено: 04.10.2024

1.2 Стилистические ресурсы словообразования в современном русском языке………………………………………………………………….

Глава 2 Методика работы со стилистическими словообразовательными средствами на уроках русского языка ………………..…………………………………………………………………..

2.1 Система работы по изучению средств выразительности на уроках русского языка ……………………………………………………….

2.2 Технологическая карта урока по теме «Выразительные средства словообразования»…………………………………………………………….

Актуальность работы.

В соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта в программе основного общего образования к результатам обучения русскому языку выдвигается ряд требований. Образовательный процесс в данной предметной области обеспечивает достижение метапредметных и предметных целей, что в свою очередь способствует формированию коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культурологической компетенций [34].

Универсальность обобщающего воздействия предмета «Р усский язык » на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе бесспорна. Подтверждение этому  целевые установки обучения русскому языку, определенные Федеральным государственным стандартом основного общего образования: «освоение знаний об устройстве языковой системы, о стилистических нормах русского литературного языка»; « развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты». Русский язык – средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы [24,С.4].

М.В. Ломоносов отмечал, что в каждом языке присутствуют определённые качества. Он даже называет их – великолепие испанского, живость французского , крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языков. Русский язык отличает разнообразие, выразительность и многозначность.

Живость языка связана с постоянным его обогащением в соответствии с языковыми законами. Обогащение языка, появление все новых и новых вариантов выражения мысли, имеющих различную стилистическую окраску, может осуществляться за счет средств различных уровней языка. Немаловажную роль в этом процессе играют словообразовательные средства.

Русский язык от многих языков отличается по разнообразию и количеству способов образования новых слов. Подавляющее большинство слов имеет в своем составе словообразовательные морфемы, которые придают им смысловые и экспрессивные оттенки.

Законы образования, изменения и соединения слов, правила построения словосочетаний, законы и правила построения предложений и создание текста – все это составляет грамматический строй языка. Его многообразие и гибкость позволяют говорить и о выразительности.

Словообразование сыграло и играет значительную роль в формировании стилистического своеобразия русского языка. Сложный процесс взаимодействия книжно-славянских и народно-литературных стилей на начальном этапе развития словообразования отличается четкой дифференциацией словообразовательных средств [12,С.24].

Словообразование часто используется для достижения речевой выразительности. Многие словообразовательные средства современного русского языка имеют определенную стилистическую маркированность. Различают два вида стилистической окраски языковых явлений: собственно эмоциональную и социальную. Изучение этих двух типов стилистической окраски признается важной задачей стилистики и в настоящее время.

Применительно к словообразованию это означает исследование функционально-стилистической и эмоционально-экспрессивной окраски словообразовательных моделей и стилистических особенностей их использования в речи.

На наш взгляд, исследование стилистического потенциала словообразования занимает особое место в учебном процессе. Выразительность речи обучающихся достигается за счет использования функционально-стилистических и выразительных ресурсов словообразования.

Изучение словообразования в школе актуально в различных аспектах: теоретическом, стилистическом, методическом.

Так, обучение приемам определения средств выразительности на уроках русского языка обладает немалым педагогическим и методическим потенциалом, который заключается в развитии универсальных учебных действий, в формировании лингвистических, языковых, коммуникативных компетенций учащихся. Вместе с этим обращение к приемам определения стилистических словообразовательных средств, начиная с 5-6 классов, будет способствовать успешной работе по выполнению заданий государственной итоговой аттестации на основном государственном экзамене в 9 классе,едином государственном экзамене в 11 классе.

Степень изученности проблемы исследования.

О стилистических аспектах словообразовательных явлений русского языка писали многие ученые: Л.В. Щерба, В.Г. Костомаров, Г.О. Винокур, Е.А. Земская, Н.М. Шанский, М.Ф. Шацкая, В.М. Марков, Г.А. Николаев, Т.М. Николаева и другие.

Так, профессора В.М. Марков, Г.А. Николаев, Т.М. Николаева занимались историей словообразования. В.М. Марков рассматривает стилистику как «область языкознания, которая исследует различные формы проявления сознательного отношения к языку», выявляя случаи такого отношения к языковым фактам в истории русского литературного языка» [17, С.149].

Г.А. Николаев проблемы исторического словообразования рассматривает в связи с динамикой процессов и отношений в развитии словообразовательной системы русского языка, а также в связи со стилистической приуроченностью словообразовательных типов [19, С.70].

Т.М. Николаева описывает историю формирования стилистических пластов русского языка и их роль в становлении норм русского литературного языка [20,С.21].

Актуальность исследования обусловили ее проблему: с одной стороны роль стилистического словообразования недооценена в учебном процессе, а с другой стороны необходимо развивать навыки определения средств выразительности у учащихся.

Проблема исследования определила выбор темы выпускной квалификационной темы : «Методика работы со стилистическими словообразовательными средствами на уроках русского языка в 5-6 классах».

Цель данной работы - разработать методику работы со стилистическими словообразовательными средствами на уроках русского языка.

Объект исследования – процесс обучения русскому языку.

Предмет исследования  методика работы со стилистическими словообразовательными средствами при обучении устной речи учащихся на уроках русского языка.

Гипотеза исследования . Обучение учащихся будет эффективным, если при построении урока русского языка использовать методы и приемы, направленные на формирование умений определять стилистические словообразовательные средства.

В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи :

дать общую характеристику понятию стилистика как наука

выявить стилистические ресурсы словообразования в русском языке;

рассмотреть систему работы по изучению средств выразительности на уроках русского языка;

разработать технологическую карту урока по теме «Выразительные средства словообразования»

Методы исследования : теоретический анализ, обобщение и классификация, разработка упражнений, моделирование учебного процесса

База исследования : МАОУ « Светлинская средняя общеобразовательная школа2 »

Практическая значимость состоит в том, что предложенны упражнения для работы со стилистическими словообразовательными средствами на уроках русского языка; разработана технологическая карта урока с использованием заданий и упражнений по выразительным словообразовательным средствам

Структура работы . Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающей 39 источников, пяти приложений.

Глава I Теоретические аспекты вопросов изучения стилистических средств словообразования

1.1 Общая характеристика стилистики как науки

Для понимания сущности вопроса использования стилистических средств русского, языка нам сначала необходимо раскрыть понятие «стилистика». Данный раздел языкознания является многосторонним и охватывает всю речевую деятельность общества.

Коммуникативная функция реализуется человеком в различных ситуациях. Бесспорно, что речь хорошо воспринимается и понимается, если соответствует орфоэпическим, орфографическим и лексическим нормам. Вместе с тем, язык должен быть выразительным и образным, когда это необходимо и воздействовать на чувства человека.

Среди учёных существуют разные подходы к определению стилистики как науки. Различают два подхода к её изучению. Первый – стилистика наука о выразительных средствах языка, другой  наука о синонимах в широком понимании на всех уровнях языка, третий  наука о культуре речи.

Основоположником стилистики русского языка, считают М.В. Ломоносова, чей вклад в теорию и практику стилистики является значимым. Основной труд, в котором М.В. Ломоносовым были заложены основы стилистики русского языка как учения о выразительных средствах языка, о правильной речи – теория о трёх стилях. Умение пользоваться стилистическими ресурсами русского языка стало основным в содержании обучения стилистике русского языка. Не останавливаясь только на основах, учёный много работает для дальнейшего развития такого перспективного направления в русском языкознании как стилистика.

Сам термин «стилистика» появился в начале ХІХ века в произведениях немецких романтиков и связан с таким понятием как индивидуальность творческой личности.

В отечественном языкознании неоценим вклад А.Х. Востокова, К.С. Аксакова, Ф.И. Буслаева, Я.К. Грота, А.А. Потебни, А.М. Пешковского, Л.А. Булаховского, Г.О. Винокура, А.Н. Гвоздёва, А.И, Ефимова, Р.А. Будагова, В.П. Вомперского, В.Д. Бондалетова, Н.М. Кожиной.

На наш взгляд, наиболее четким и правильным является подход В.В. Виноградова к определению предмета стилистики [4,С. 56]. Он выделяет три направления изучения стилистики:

- стилистика художественной литературы

Структурная стилистика изучает функциональные стили языка.

Стилистика речи – разнообразие жанрово-ситуативных стилей. Особенности речи героев художественных произведений, индивидуально-авторский язык писателя, а также особенности стиля литературных школ и направлений являются предметом изучения стилистики художественной литературы.

Стилистика тесным образом связана с другими разделами языкознания, поскольку не имеет особых единиц исследования, а носителями стилистических значений являются единицы фонетики, лексики, фразеологии, морфологии, синтаксиса. Поэтому целесообразно говорить о фонетической стилистике, грамматической, морфологической, словообразовательной и другой.

А.К. Панфилов дает следующее определение стилистики: «Стилистика – наука о богатстве и разнообразии системно связанных между собою маркированных и немаркированных средств литературного языка и об умении их использовать наряду с нелитературными языковыми средствами, в зависимости от жанра, содержания, целей высказывания, а также ситуации и характера аудитории» [19,С.6].

В.В. Виноградов акцентирует внимание на связи теоретической и практической направленности стилистики, отмечая, что изучение языковых единиц и средств всех уровней языка происходит с точки зрения стилистики

Стилистика рассматривает такое понятие как норма. Норма – образец, единообразное общепризнанное правило, по которому нужно правильно произносить слова, образовывать формы слов, выстраивать предложения. Рядом с понятием норма в языке и речи всегда рассматривают понятие вариативность. Варианты (или дублеты) – это разновидности одной и той же языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме. У каждого вида нормы свой вид вариативности. Некоторые варианты не дифференцируются ни семантически, ни стилистически: и наче – ин а че. Однако подавляющее большинство вариантов подвергается стилистической дифференциации: звал а – зв а ла, бухгалтеры – бухгалтера. [23,С.16].

Дополнительный оттенок к лексическому значению слова, употреблённому в определённом контексте называют стилистической окраской слова. На основании этого различают стилистическую окраску слова по признаку: нейтральность – книжность  высокость. Например, титанический и огромный . У обоих слов значение « очень большой». Для слова огромный характерно употребление в разных речевых ситуациях, а слово титанический характерно для высокого стиля.

 по экспрессивно-стилистическому значению. Оно обобщённо указывает, в каких ситуациях уместно употребление слова. Например, надоесть – опостылеть – осточертеть. В первом случае нейтральное употребление слова, слово опостылеть – характерно более для книжного стиля, а слово – осточертеть ближе к разговорному стилю. [23, С.69].

В толковых словарях разработаны стилистические пометы, указывающие на употребление слова. Например, благодетель – устар. и иронич.; благотворный - книжн.; голяком – просторечное; гонитель – высокое;

Таким образом, говоря о изучения стилистики как науки, мы отмечаем следующее:

Стилистика (грамматическая) изучает выразительные средства языка, главным образом стилистическую окраску слов, фразеологических выражений, грамматических форм, различных типов предложений, произносительных вариантов.

Описание выразительных средств современного литературного языка происходит посредством стилистических помет в толковых и аспектных словарях, подробных комментариев в грамматиках является устоявшейся.

Стилистические ресурсы словообразования в современном русском языке

Остановимся более подробно на стилистических ресурсах словообразования в современном русском языке. В качестве ресурсов словообразования следует рассматривать приставки и суффиксы субъективной оценки , которые называют экспрессивными или эмоционально-экспрессивными.

Новые слова, которые образуются при помощи аффиксов, префиксов получают определенную функционально-стилевую закрепленность .

Субъективная оценка значения уменьшительности и увеличительности выражается при помощи аффиксов, передаётся разные эмоционально-экспрессивные оттенки.

Функционально-стилистическая окраска также предаётся при помощи аффиксов и характеризует слово по его отношению, во-первых, к книжно-письменной или устно-разговорной речи, во-вторых, к тому или иному функциональному стилю.

Большое количество оценочных аффиксов является ярким источников речевой экспрессии, которая проявляется у разных частей речи по-разному.

Имя существительное. Положительная оценка, оттенок уменьшительности передают суффиксы: -ок- (-ек-): огонек, снежок; -очек- (-ечек-): пенечек, лепесточек; -чик-: трамвайчик; -ец-: морозец; -ушк- (-юшк-): батюшка; - оньк- (-еньк-): косонька, зоренька.

Экспрессивная оценка, оттенок экспрессивности передаётся при помощи суффиксов: -ишк-: людишки; -онк- (-енк-): душонка. Эти суффиксы могут выражать и восхищение, удивление, например: вот это красотища!

Экспрессивная оценка передаётся разными суффиксалными словообразованиями: устойчивая шутливая окраска: бумаженция, книженция, старушенция ; пренебрежение: солдатня, матросня, пацаньё ; отрицательное оценочное значение: спаньё, суетня, кислятина, пошлятина; негативная оценка, указывающая на категорию лица: воображала, подпевала, гуляка, кривляка. У некоторых слов с такими суффиксами экспрессия стирается и сохраняется лишь разговорная окраска: бородач, силач, грамотей, бродяга .

Несколько суффиксов, употреблённых вместе также усиливают экспрессию слова. Например, д очурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища, срамотища .

Суффиксы субъективной оценки более свойственны устной разговорной речи, чем книжной. Об этом говорит и Граудина Л.К., отмечая происходящий в русском языке процесс стилистического опрощения уменьшительно-ласкательных слов. Автор называет такие слова своеобразной «формой разговорности» [9,С. 249.], Например, Потерпите, еще одна страничка осталась, дописываю. Это же касается и слов с аффиксами, передающими отрицательную оценку, разговорной речи такие слова не воспринимаются как средство выражения негативного отношения. Частое употребление таких слов позволяет относить их нейтральной лексике. Ирка говорит, что петь сегодня не будет. Некоторые из них утратили оттенок пренебрежительности, получив при этом положительное оценочное значение. Например, Девчонка пришлась всем по душе. Наши мальчишка выиграли соревнования ! Использование оценочный лексики в речи делает её живой, что является достоянием разговорного стиля.

Слова с суффиксы субъективной оценки имеют функционально-стилевую закреплённость и остаются разговорными, утратив экспрессивные значения. Так, например, существительные с суффиксами: –ом, -ит, -ин, -ол, -ин, -ол употребляются в научном стиле как медицинские термины: аденома, простатит, дегоксин, карвалол и другие.

В научном и публицистическом стилях встречаются такие словообразовательные модели: существиетльные - Пушкиниана, Шопениана, Сибириада, толстовство, утопизм; прилагательные: биогенный, вулканогенный, телегеничный и другие; глаголы: азотировать, багажироватъ, вакуумировать и другие; модели, включающие греческие и латинские словообразовательные элементы, превратившиеся в интернациональные форманты: антропоним, патроним, этноним, бароскоп, виброскоп, гироскоп, вольтметр, дозиметр, пульсометр, тахометр.

В приложении С обобщены суффиксы существительных, характерные для разных стилей речи.

Рассмотрим префиксацию и её влияние на стилистику слов, образованных данным способом. В стилистическом плане это выразительные слова, например, раскрасавица, суперколосс, ультрамода, экстросовершенство . В то же время это менее продуктивный способ.

Прилагательные, образованные при помощи приставок, указывающие на степень проявления признака усиливают экспрессивный оттенок. Например: всевластный, всесильный, предобрый, прескучный, развеселый, разудалый .

Особой выразительностью обладают и словообразовательные модели прилагательных типа милый-милый, долгий-предолгий , которые указывают на сильное проявление признака.

В современном русском языке приставки иноязычного происхождения имеют устойчивую книжную окраску, используются в научном и публицистическом стилях. Распределение приставок можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1 – Экспрессивная и функциональная окраска приставок разных стилей

Читайте также: