Недолго мучилась старушка откуда фраза

Обновлено: 21.11.2024

"НЕДОЛГО МУЧИЛАСЬ СТАРУШКА…"

Одним из самых известных "садистских стишков", как принято сейчас называть этот жанр детского фольклора, является четверостишие про старушку, погибшую в высоковольтных проводах. Его первая половина неизменна:

Недолго мучилась старушка
В высоковольтных проводах.
Вторая же варьируется. Чаще всего встречается вариант с тимуровцами:
Ее обугленную тушку
Нашли тимуровцы в кустах.
Реже - вариант с птичками:
Ее обугленная тушка
На птичек наводила страх.
Ее обугленную тушку
Сжевали ёжики в кустах.

Этим указанием я обязан фольклористу Юрию Александровичу Новикову, который прислал мне и сам текст песни:

На берегу родной реки
Сидел угрюмый пионер
И топором по головам
Совал туды и растуды.

А кровь лилася по реке
И растекалась по волнам,
А пионер сидел и пил
Водичку с кровью пополам.

Недолго корчилась старушка
В злодейских, опытных руках!
Злодей же, находясь под мушкой,
Нуждался оченно в деньгах.

"Отдай, отдай деньгу, мамаша!"
Злодей-зануда прокричал;
Он ни папашу, ни мамашу,
Он никого не уважал 4 .

Старик седой и благородный
В колени бухнулся ему,
Не пожалел он старичину
И отрубил ему башку.

Луна торжественно светелась
И озаряла красоту,
А вся история 5 кателась
К определенному концу.

На берегу родной реки… 6

В связи с тем, что информации о более раннем бытовании песни "Пионер" нет, можно предположить, что она была создана во второй половине 1940-х годов и является своего рода памятником послевоенного вольномыслия.

Обратимся к самой песне. Ее первая строчка как будто взята из хорошо известного советским школьникам фрагмента поэмы Некрасова "На Волге":

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски. 9

Оставим в стороне идейную проблематику студенческой песни, в основе которой лежит мысль о губительности радикальных идей. В данном случае для нас гораздо важнее, что она представляет собой искусную стилизацию под жестокий романс. Воспроизводятся важнейшие элементы этого жанра: и злодеяние "сына-убийцы" или "юного зверя" (как в жестоких романсах 1920-х годов назвали бы нашего героя), и особый интерес к его ужасным подробностям, и, наконец, книжные штампы, с помощью которых текст должен предстать как высокая трагедия. Однако в отличие от настоящих жестоких романсов песня о пионере-душегубе снижает и пародирует их жанрово-стилистические особенности. Естественно, что в контексте всей песни двустишие:

имеет пародийную направленность. Но сохраняет ли оно свою пародийность, когда отрывается от песни и становится самостоятельным "крылатым выражением"? Не утрачивается ли вместе с тем и ощущение его пародийности? 13 Если так, то история со старушкой, задушенной неким злодеем, могла и даже должна была восприниматься всерьез, как событие страшное и трагическое.

Это и приводит к тому, что двустишие попадает под прицел народно-смеховой традиции, которая всегда старалась "развеять атмосферу мрачной и лживой серьезности, окружающую мир и все его явления" в официальной культуре 14 . В связи с этим текст подвергается трансформации, в процессе которой вполне возможная смерть становится невозможной:

Недолго мучилась старушка
В высоковольтных проводах.
Ее обугленную тушку
Нашли тимуровцы в кустах.

Возникает чисто условный, гротескный мир, дискредитирующий "страхи и ужасы", которые муссировались и продолжают муссироваться в нашем обществе.

О времени переделки бывшего песенного двустишия можно лишь догадываться. Вероятнее всего это произошло в 1970-е годы, когда появились и садистские стишки, пронизанные полемикой с господствующими взглядами, дискредитацией общепринятых ценностей, пародированием стереотипных речевых форм, идеологического и художественного ширпотреба. Энергия противостояния официальной культуре породило мощный пласт альтер-нативной словесности, столь характерный для молодежной контркультуры эпохи "застоя".

История про старушку, погибшую в высоковольтных проводах, часто воспринимается как обычный садистский стишок. Это не так. И дело здесь не столько в том, что ее героиня-старушка совсем непохожа на "маленького мальчика" и подобных ему персонажей садистских стишков. Инометрические тексты, попадающиеся среди садистских стишков, как правило, выделяются на общем фоне не только ритмикой, но и своим метажанровым смыслом. Они высвечивают какую-нибудь важную особенность содержания садистских стишков 15 . В этом плане небылица "Недолго мучилась старушка…" подчеркивает всю условность и фантастику гротескного мира стишков. Характерно, что на начальном этапе существования садистских стишков, когда они еще назывались "куплетами" и пелись, наша небылица нередко использовалась как припев.

Возникнув в студенческой песне-пародии, образ старушки-мученицы не забылся вместе с песней, а сохранился и был востребован новой волной молодежной смеховой стихии. Это заставляет в очередной раз задуматься как о ее "вечных темах", так и об эволюции форм комического в русском молодежном юморе.

Выражаю благодарность А.К. Байбурину, А.С. Башарину, Е.В. Душечкиной и Ю.А. Новикову за сведения и советы, которые помогли мне в работе над статьей.

Читайте также: