Нас на бабу променял откуда фраза
Обновлено: 22.12.2024
ИЗ-ЗА ОСТРОВА НА СТРЕЖЕНЬ
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Острогрудые челны.
На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
А она, закрывши очи,
Ни жива, и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.
Позади их слышен ропот:
— Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провожжался,
Сам на утро бабой стал.
Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.
Брови черные сошлися —
Надвигается гроза,
Алой кровью налилися
Атамановы глаза.
— Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам, —
Раздается голос властный
По окрестным берегам.
— Волга-Волга, мать родная,
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака!
Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!
Мощным взмахом поднимает
Он красавицу-княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну.
— Что ж вы, братцы, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин ее души!
Из песенника середины 1990-х
Раз уж мы разобрали историю, как появилась песня "Есть на Волге утес!, то давайте уж разберем и эту песню, посвященную Степану Разину.
Напев. Русские народные песни.
(Сост. А. Г. Новиков.) Политическое управление РККА. Сборник 2. М.; Л., 1936, с. 72. Приводится по изд.: 100 песен русских рабочих / Сост., вступит. статья и коммент. П. Ширяевой; Общ. ред. П. Выходцев. Л., Музыка, 1984.
Народная песня на основе стихотворения Дмитрия Садовникова "Из-за острова на стрежень. " (1883). Песня стала популярной уже в 1890-х гг. Садовников, фольклорист, этнограф и поэт, создал два цикла стихов о Степане Разине - "Из волжских преданий о Стеньке Разине" и "Песни о Стеньке Разине". Популярными народными песнями стали "Из-за острова на стрежень" и "По посаду городскому". Песня входила в репертуар Федора Шаляпина и Надежды Плевицкой.
Она настлько была популярна, что даже легла в основу сюжета первого русского художественного фильма "Понизовая вольница" (режиссер Владимир Ромашков, 1908).
АВТОРСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
Песня
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выбегают расписные,
Острогрудые челны.
На переднем Стенька Разин,
Обнявшись с своей княжной,
Свадьбу новую справляет,
И веселый и хмельной.
А княжна, склонивши очи,
Ни жива, и ни мертва,
Робко слушает хмельные
Неразумные слова.
«Ничего не пожалею!
Буйну голову отдам!» -
Раздается по окрестным
Берегам и островам.
«Ишь ты, братцы, атаман-то
Нас на бабу променял!
Ночку с нею повозился -
Сам наутро бабой стал. »
Ошалел… Насмешки, шепот
Слышит пьяный атаман -
Персиянки полоненной
Крепче обнял полный стан.
Гневно кровью налилися
Атамановы глаза,
Брови черные нависли,
Собирается гроза…
«Эх, кормилица родная,
Волга-матушка река!
Не видала ты подарков
От донского казака.
Чтобы не было зазорно
Перед вольными людьми,
Перед вольною рекою, -
На, кормилица… возьми!»
Мощным взмахом поднимает
Полоненную княжну
И, не глядя, прочь кидает
В набежавшую волну…
«Что затихли, удалые.
Эй ты, Филька, черт, пляши.
Грянь, ребята, хоровую
За помин ее души. »
"Волжский вестник", 1883 г., № 12
Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка).
Дмитрий Николаевич Садовников (25 апреля (7 мая) 1847, Симбирск — 19 (31) декабря 1883, Санкт-Петербург)
УТОПЛЕНИЕ КНЯЖНЫ
Утопление княжны якобы произошло в Астрахани осенью 1669 года, когда Разин вернулся из похода в Персию "за зипунами", во время которого якобы была пленена прекрасная персидская княжна. Менее чем через год Разин поднимет на Дону восстание и летом 1670 года опять окажется в Астрахани - захватив город силой.
Впервые сцена описана голландским ремесленником и путешественником Яном Янсеном Стрейсом (или Стрюйсом, Struys, 1630-1694) в его книге «Три путешествия», изданной в 1676 г. в Амстердаме и впоследствии переведенной на многие языки (на русском вышла в Москве в 1935 г.). Стрейс с 1668 года работал парусным мастером в России и находился в Астрахани во время разинского бунта. В 1824 в журнале «Северный Архив» в статье А. Корниловича о путешествии Стрейса был воспроизведен фрагмент книги:
«…Мы видели его [С. Разина] на шлюпке, раскрашенной и отчасти покрытой позолотой, пирующего с некоторыми из своих подчиненных. Подле него была дочь одного персидского хана, которую он с братом похитил из родительского дома во время своих набегов на Кавказ. Распаленный вином, он сел на край шлюпки и, задумчиво поглядев на реку, вдруг вскрикнул: «Волга славная! Ты доставила мне золото, серебро и разные драгоценности, ты меня взлелеяла и вскормила, ты начало моего счастья и славы, а я неблагодарный ничем еще не воздал тебе. Прими же теперь достойную тебе жертву!» С сим словом схватил он несчастную персиянку, которой все преступление состояло в том, что она покорилась буйным желаниям разбойника, и бросил ее в волны. Впрочем, Стенька приходил в подобные исступления только после пиров, когда вино затемняло в нем рассудок и воспламеняло страсти. Вообще он соблюдал порядок в своей шайке и строго наказывал прелюбодеяние». (см.: Виктор и Григорий Смолицкие. История одного песенного сюжета // «Народное творчество», №6, 2003).
Однако никакими документами и никакими персидскими источниками не подтверждается ни утопление, ни вообще похищение Разиным знатной персидской девушки в ходе набега, то есть рассказ Стрейса основан на фольклорном материале, и реальный Разин княжны не топил.
Эпизод, опубликованный Корниловичем, был использован Пушкиным в одной из его "Песен о Стеньке Разине" - "Как по Волге-реке, по широкой. " (1826, опубликована в 1881); но распространения она не получила. Популярные ныне песни о Разине были сложены позднее, поэтами эпохи народничества, в 1860-е-1880-е гг. Большую роль в этом сыграла монография Н. И. Костомарова "Бунт Стеньки Разина", написанная в 1858 году (см.,прошлую темы о песне Навроцкого "Есть на Волге утес", <1870>). Возможно, что публикация в 1881 году разинских песен Пушкина также оказала влияние на Садовникова.
Песня А. С. Пушкина о Стеньке Разине не пошла в народ, народной песней стало произведение Д. Н. Садовникова
Песня о Степане Разине, сочиненная самим Пушкиным, рассказывает об эпизоде, не получившем отражения в фольклоре, но, судя по рассказам очевидцев, имевшем место в действительности. В основе его лежит факт, который описал в воспоминаниях Ян Янсен Стрейс, голландский ремесленник и путешественник. С 1668 г. он находился в Астрахани во время разинского бунта. Бежал в Дагестан и через Персию и Индонезию вернулся в Нидерланды. А запел народ совсем другую песню — «Из-за острова на стрежень» , созданную на тот же самый сюжет Д. Н. Садовниковым (1847—1883), русским фольклористом, этнографом и поэтом, автором стихотворных циклов «Из волжских преданий о Стеньке Разине» и «Песни о Стеньке Разине» . В трактовке поступка атамана Садовников идет за И. Костомаровым, автором монографии «Бунт Стеньки Разина» . Историк пытается найти причину, а следовательно, и некое оправдание выходке Разина, он подозревает, что «злодейский поступок с княжной не был только бесполезным порывом пьяной головы» ; и предполагает, что «Стенька, как видно, завел у себя запорожский обычай считать непозволительным обращение казака с женщиной поступком, достойным смерти. Увлекшись сам на время красотою пленницы, атаман, разумеется, должен был возбудить споры и негодования тех, которым не позволял того, что позволил себе, и, быть может, чтобы показать другим, как мало он может привязаться к женщине, пожертвовал бедной персиянкою своему влиянию на казацкую братию».
ПЕСНЯ У ТУРИСТОВ
Известен туристический вариант исполнения, появившийся в последние десятилетия XX века. При этом после каждого куплета кто-то один спрашивает: «Девушки, где вы?». Остальные хором отвечают: «Тута, тута». Первый: «А моей Марфуты нету тута?». Все хором: «А твоя Марфута сигает с парашютом». И после этого все хором затягивают солдатскую:
Соловей, соловей, пташечка –
Канареечка жалобно поет.
Раз-поет, два-поет, три-поет,
Канареечка жалобно поет.
(Вариант: Помирает – петь не перестает)
Далее – следующий куплет («На переднем Стенька Разин…»). Предполагается петь ее до конца с веселыми припевами после каждого четверостишия. Но практически – все кончается на двух-трех первых куплетах, и до бедной княжны так и не доходит. (см.: Виктор и Григорий Смолицкие, там же).
ОДНО ИЗ ДЕШЕВЫХ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫ ИЗДАНИЙ
Любовь Стеньки Разина (Княжна). Казнь Стеньки Разина. Перел. А. Зорина. Пг.: Эвтерпа, б.г. 1917. (Универсальная библиотека нот под ред. А.Н. Чернявского. №№52, 53). [Из собрания нот a-pesni].
ВАРИАНТЫ (5)
1. Из-за острова на стрежень…
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Стеньки Разина челны.
На переднем Стенька Разин,
С молодой сидит княжной, -
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
А она, закрывши очи,
Ни жива и ни мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.
Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял!
Только ночь с ней провозжался,
Сам наутро бабой стал».
Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.
Брови черные сошлися –
Надвигается гроза.
Алой кровью налилися
Атамановы глаза.
«Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам», -
Раздается голос властный
По окрестным берегам.
«Волга, Волга, мать родная,
Волга - русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака.
Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу возьми!»
Мощным взмахом подымает
Он красавицу княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну…
«Что вы, черти, приуныли?
Эй ты, Филька, чорт, пляши!
Грянем, братцы, удалую
На помин ее души…»
Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952.
2. Стенька Разин
(Русская былина в записи Д. Садовникова)
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Острогрудые челны.
На переднем Стенька Разин,
Обнявшись с своей княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
А княжна, склонивши очи,
Ни жива и ни мертва,
Робко слушает хмельные
Неразумные слова.
«Ничего не пожалею!
Буйну голову отдам!» -
Раздается по окрестным
Берегам и островам.
«Ишь ты, братцы, атаман-то
Нас на бабу променял!
Ночку с нею повозился -
Сам наутро бабой стал. »
Ошалел… Насмешки, шепот
Слышит пьяный атаман -
Персиянки полоненной
Крепче обнял тонкий стан.
Гневно кровью налилися
Атамановы глаза,
Брови черные нависли,
Собирается гроза…
«Эх, кормилица родная,
Волга матушка-река!
Не видала ты подарков
От донского казака.
Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга-Волга, мать родная,
На, кормилица, возьми!»
Мощным взмахом поднимает
Полоненную княжну
И, не глядя, прочь кидает
В набежавшую волну…
«Что затихли, удалые.
Эй ты, Фролка, черт, пляши.
Грянь, ребята, хоровую
За помин ее души. »
Из репертуара Надежды Плевицкой (1884-1941). Записи на пластинку: фирма "Пате", Москва, 1908 г., 26724 (Стенька Разин. Волжская песня); фирма "Граммофон", Москва, 1911 г., 023074 (Стенька Разин и княжна); фирмы "Одеон" и "Парлофон", после 1920 г., RU 608, (Стенька Разин. Волжская песня).
3. Из-за острова на стрежень
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.
На переднем Стенька Разин
С молодой сидит княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной!
Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял,
Только ночь с ней провозился -
Сам наутро бабой стал».
Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман,
И он мощною рукою
Обнял персиянки стан:
«Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!»
Одним взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну…
«Что ж вы, черти, приуныли,
Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем, братцы, удалую
На помин ее души…»
Шедевры русского романса / Ред.-сост. Н. В. Абельмас. М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004. (Песни для души).
4. Из-за острова на стрежень
Из-за острова на стрежень,
На речной простор волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.
На переднем — Стенька Разин,
Обнявшись с княжной, сидит.
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
А позади слышен ропот:
«Нас на бабу променял.
Он всю ночь с ней провозился
И наутро бабой стал».
Чтобы не было раздору
Между вольными людьми,
Одним взмахом поднимает
Он красавицу жену
И за борт ее кидает
В набежавшую волну.
«Что ж вы, черти, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, плыши!
Грянем песню удалую
На помин ее души».
Записана от Толоконникова А. В., 1886 г. р., г. Каскелен, в 1977 г. Местный фольклоризированный вариант песни Садовникова Д. Н. См.: "Фольклор семиреченских казаков", ч. 1., № 17.
Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп», 1979, № 260.
5.
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Острогрудые челны.
На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.
Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял,
Только ночь с ней повожжался,
Сам наутро бабой стал».
Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман,
И он мощною рукою
Обнял персиянки стан.
Алой кровью налилися
Атамановы глаза,
Брови черные сошлися -
Надвигается гроза.
«Ничего не пожалею,
Буйну голову отдам! -
Раздается голос властный
По окрестным берегам. -
Волга, Волга, мать родная,
Волга, русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака!
Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу прими!»
Мощным взмахом поднимает
Он красавицу-княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну…
«Что ж вы, братцы, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин ее души!»
Две последние строки куплетов повторяются
Сиреневый туман: Песенник: Любимые песни и романсы для голоса и гитары. - СПб.: Композитор, 2006.
запись Шаляпина
Концерт хора Росгвардии. ''Когда поют мужчины'' (2018.02.24)
Хор Донских Казаков Сергея Жарова
Волжские казаки
Леонид Харитонов
Георг Отс
Ну и улыбнемся))))
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Читайте также: