Музыкальная фраза в танце

Обновлено: 21.11.2024

Танец и музыка

Вопрос: чем танец отличается от какой-нибудь аэробики? Когда, в какой момент какие-то движения становятся танцем?

Танец — это продолжение музыки. Мы начинаем танцевать, когда музыка задевает что-то внутри нас и заставляет двигаться. Когда движения вызываются музыкой, есть видимая гармоничная связь между композицией и движениями танцора — получается танец*.Разные танцы находят разные гармонии между музыкой и движением, но принцип един — танец становится танцем, когда танцор становится ещё одним музыкальным инструментом в оркестре. Иногда солирующим, иногда — подыгрывающим основной мелодии. Иногда отражающим уже звучащие ноты, иногда — создающим свою партию, дополняющую общее звучание. Первична музыка: движения становятся танцем, когда выражают музыку, строятся вокруг неё.

Музыка и техника

Для того, чтобы выражать музыку движением, и чтобы связь между движением и музыкой была понятна зрителю или партнеру, нужна техника. Безусловно. Чем интереснее и разнообразнее музыка — тем техники больше и тем она сложнее.

Базовая музыка и базовый шаг

Для выражения быстрой и примитивной музыки** в принципе достаточно знать «основной шаг плюс десять базовых фигур». Собственно, базовый шаг хастла (и бейсик дискофокса впоследствии) для этого изначально и придумывался — чтобы танцевать быструю примитивную музыку, не думая о ногах, синхронизации с партнёром, переносе веса и прочих важных вещах. В такую музыку это все действительно очень помогает, и при этом смотрится достаточно гармонично. Но как только мы начинаем танцевать более сложную и медленную музыку, этот же бейсик начинает уже мешать двигаться в музыку, движения выглядят слишком примитивными и оторванными от музыки. Теряется ощущение собственно танца.

Другая техника

Та же беда возникает с любой техникой, которая изучается в отрыве от музыки. При изучении каждой конкретной техники необходимо понимать, как она привязана к музыке:

  • какие именно нюансы в музыке эта техника позволяет выразить
  • в какую музыку эта техника уместна, а в какую не очень, какому музыкальному стилю соответствует
  • какие альтернативные варианты существуют для обыгрывания этих музыкальных нюансов

Без этого понимания построить музыкальный танец будет сложно.

Фигуры

Хастл собрал фигуры из множества танцев, и фигуры из румбы, станцованные под хип-хоп, могут смотреться странно. Впрочем, вполне бывает, что в в хип-хопе отлично сочетаются жесткий речитатив и скрипки с женским хором — так и в танце иногда можно миксовать фигуры и укладывать их в музыку, изначально для них не предназначенную.

Но одну и ту же фигуру можно станцевать очень по-разному — в зависимости от того, что танцор в неё вкладывает, какие эмоции и какое настроение. И это приводит нас к вопросу образов, которые примеряет на себя танцор.

Образы в танце

Хорошая музыка — это не просто набор нот. Это некоторое настроение, впечатление, часто целый ряд ассоциаций и воспоминаний. Тем самым, музыка создает некоторый образ. И танцоры могут примерять этот образ на себя с тем, чтобы делать танец ещё гармоничнее и интереснее.
Делать танец разно-образнее, то есть использовать разные образы :) Очень хотелось бы, чтобы образы не ограничивались набором из трёх стандартных штампов — «бальник(-ца)», «стриптизёр(-ша)», «крутой пацан(-ка)». Музыка намного разнообразнее, её стоит слушать, ловить настрой и включать воображение на полную катушку. Где-то латинские ритмы создают картинку танцпола рядом с пляжем, волосы ерошит тёплый бриз с привкусом океанской соли, на мелодию накладывается шум волн — и мы входим в образ людей, расслабленно и счастливо танцующих на пляже. Другая мелодия переключает воображение на пригород Нью-Йорка, где черные ребята в цветастой одежде пляшут что-то резкое и агрессивное на фоне огромных автомагистралей и небоскрёбов, а сквозь музыку отчетливо слышны звуки большого города и полицейской сирены. Третья переносит нас в бальный зал, в свет прожекторов и блеск страз, и внимание сотен глаз из темноты за кругом света превращает танец в лучшее выступление. Когда не хватает воображения — можно пробовать примерять готовые образы, это могут быть киноактеры, танцоры, известные личности. Это всё — образы, это комплекс ощущений, это внутренний настрой, от которого зависит стилистика, фигуры, используемая техника. Без этого танец будет беден и однообразен. При этом одни и те же мачо и чика будут танцевать на пляже одно, а в городе — совсем другое. Одни и те же девушка и мальчик из высшего общества будут очень по-разному танцевать на балу и в клубе. То есть обстановка — тоже важная часть, влияющая на образ. Не стоит жестко задавать себе шаблон «я — грозный мачо, значит, под любую музыку сурово фигачу». Если музыка навевает образ «городской хулиган на светской вечеринке», может получиться отличный танец-протест — как на видео ниже. Лишь бы кто-то из друзей успевал выхватывать посуду из-под ног :)


Но стиль и образ — это здорово, когда понимаешь, какие нюансы музыки вообще надо обыгрывать. Самое основное — это, конечно, ритм. Сложно оставаться музыкальным, и не обыгрывать ритм. Кстати, а что такое ритм? :)

Ритм и его отличия от «1-2-3-4»

Ритм — это действительно основа музыки. Но ритм — это совсем не «раз-два-три-четыре». «1-2-3-4» — это счёт или метр(метрические акценты), но не ритм.Ритм — это некоторый повторяющийся рисунок: «Тумм-та-та-тум-та, тумм-та-та-тум-та» — вот это называется ритмом в самом примитивном варианте. Кстати, это я напел ритм румбы :) Послушайте это видео — вот это румба.

И в любой румбе, прислушавшись, мы услышим именно этот рисунок. Можно ли упростить его до счетов «раз-два-три-четыре»? Нет, нельзя, это слишком большое упрощение — мы попросту потеряем то, что отличает разные ритмы друг от друга. То же самое с любым другим ритмом, определяющим музыкальный или танцевальный стиль: самба, босса-нова, бачата, зук, шаффл. Это всё конкретные ритмы, на которых построены одноименные танцы. Ритм начинается с попытки пропеть те самые «памм-па-па-па-паам» или изобразить мелодию, используя щелчки пальцами и хлопки в ладоши. Минимальная музыкальность начинается с попыток обыгрывать этот ритм. С хастлом*** нам повезло — он очень разнообразен в плане музыки, мы танцуем его и под хип-хоп, и под соул/р-н-б, и под латину, и под румбу с блюзами. Это всё разные ритмы, и чтобы танцевать под них — потребуются разные шаги. Для многих ритмов базовый шаг хастла просто не годится. Поэтому изначально стоит учиться делать быстрые и четкие шаги вообще, а не только в бейсике, чтобы когда понадобится — суметь легко обойтись без него.

Фразы

Кроме ритма, в нормальной музыке присутствует ещё один необходимый для музыкальности компонент — фразы. Точно так же, как правильная речь, в которой:
Есть паузы, есть взлёты, есть замедления.
Есть повторения.
Есть остановки.
Есть ритм. Так и в музыке, если прислушаться внимательно, можно услышать, что мелодия организована фразами, у которых есть явно выраженные интонацией начало и конец. Причём окончание фразы, к примеру, может быть плавным, как троеточие… а может быть жёстким. Точка. Так вот, музыкальным танец будет (за редким исключением) только при условии, что танец строится фразами, соответствующими фразам в музыке. То есть у последовательности движений как минимум должны быть различимые начало и конец, совпадающие с началом и концом фразы в музыке.

Читайте также: