Милосердие высказывания великих людей
Обновлено: 04.11.2024
Почувствовать боль другого человека вот суть сострадания.
Уильям Беннетт
Сострадание — это не чувство, скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства.
Алигьери Данте
Вероятно, общественные злоупотребления состраданием более распространены, чем само оно в чистом виде.
Альфред Адлер
Сострадание — это нередко способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас.
Франсуа де Ларошфуко
Сострадание примешано ко всем добродетелям, какими только может обладать человек.
Бернардино Сиенский
Обыкновенный смертный сочувствует тем, кто больше жалуется, потому что думает, что горе тех, кто жалуется, очень велико, в то время как главная причина сострадания великих людей — слабость тех, от кого они слышат жалобы.
Рене Декарт
Тот, кто легко поддается состраданию и трогается чужим несчастьем или слезами, часто раскаивается, — вследствие того, что мы, находясь под влиянием аффекта, легко поддаемся на ложные слезы.
Бенедикт Спиноза
Есть люди, страдающие от силы своего собственного сострадания.
Вильгельм Дильтей
Человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью, если он сочувствует какому-либо конкретному несчастью каждого отдельного человека.
Феликс Эдмундович Дзержинский
Сострадание исцелит больше грехов, чем осуждение.
Генри Уорд Бичер
Человеку в несчастье всегда кажется, что вы мало сочувствуете ему.
Сэмюэл Джонсон
В сострадании меньше нежности, чем в любви.
Люк де Клапье Вовенарг
Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья, это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать всё, что в человеческих силах и даже свыше их.
Стефан Цвейг
― И мне тем более приятно, ― почти уже с восторгом продолжала свой лепет Юлия Михайловна, даже вся покраснев от приятного волнения, ― что, кроме удовольствия быть у вас, Лизу увлекает теперь такое прекрасное, такое, могу сказать, высокое чувство… Сострадание… (Она взглянула на «несчастную»)… И… На самой паперти храма.
Фёдор Достоевский
Сочувствие выражается в том, что становишься несчастным из-за страданий других.
Бертран Рассел
Обездоленные лишены сострадания.
Сэмюэл Джонсон
Мы укоряем обездоленных, дабы не обременять себя состраданием.
Люк де Клапье Вовенарг
Чувство сострадания живет в нас, но приспособленное к условиям нашего существования.
Лев Шестов
Среди живущего нет ничего, что было бы достойно твоего сочувствия, и земля не стоит твоего вздоха. Наше существование есть страдание и скука, а мир — не что иное, как грязь. Успокойся.
Джакомо Леопарди
Сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого, мы как бы выселяемся из самих себя, чтобы поселиться в душу другого человека.
Сэмюэл Смайлс
Из сострадания к неудачнику не навлекать на себя немилость удачливого. Счастье одних нередко зиждется на несчастье других, не будь поверженных, не было бы и вознесенных. Неудачники обычно внушают жалость — этой жалкой милостыней мы как бы возмещаем немилость Фортуны.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес
Сострадание — хорошо. Но есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья, это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их. Если ты готов идти до конца, до самого горького конца, если запасешься великим терпением, лишь тогда ты сумеешь действительно помочь людям. Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда.
Стефан Цвейг
Как молния сверкает раньше грома, Так сострадание предшествует любви.
Торквато Тассо
Сострадание есть неудовольствие, сопровождаемое идеей зла, приключившегося с другим, кого мы воображаем себе подобным.
Бенедикт Спиноза
Чаще всего сострадание — это способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас. Мы помогаем людям, чтобы они в свою очередь помогли нам, таким образом, наши услуги сводятся просто к благодеяниям, которые мы загодя оказываем самим себе.
Ларошфуко
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым человеком тот, кто жесток с животными. Сострадание к животным проистекает из одного источника с добродетельным отношением к человеку. Так, например, человек чуткий, при напоминании, что он, находясь в скверном расположении духа, в гневе, или разгорячившись от вина, побил свою собаку, лошадь, обезьяну — незаслуженно или напрасно, или чересчур больно, — почувствует такое же недовольство собой, как и при напоминании об обиде, нанесённой человеку, которую мы в этом случае называем карающим голосом совести.
Артур Шопенгауэр
Не потому человек выше других существ, что бессердечно мучает их, но потому, что он сострадателен ко всему живому.
Буддийская мудрость
Несомненно, что жалость, или сострадание, есть действительная основа нравственности, но явная ошибка Шопенгауэра состоит в том, что он признаёт это чувство единственною основою всей нравственности. На самом деле оно есть лишь одна из трёх основ нравственности, имеющая определенную область применения, именно определяющая наше должное отношение к другим существам нашего мира. Жалость есть единственная настоящая основа альтруизма, но альтруизм и нравственность не одно и то же: он есть только часть нравственности. Правда, что «безграничное сострадание ко всем живущим существам есть самое твёрдое и верное ручательство», но не за нравственный образ действия вообще, как ошибочно утверждает наш философ, а лишь за нравственный образ действия по отношению к другим существам, составляющим предмет сострадания, а этим отношением, при всей его важности, целая нравственность всё-таки не исчерпывается. Кроме отношения к другим себе подобным существам у человека есть ещё отношение к его собственной материальной природе, а также к высшим началам всякого бытия, и эти отношения тактике требуют нравственного определения для различения в них добра и зла. Тот, кто исполнен чувством жалости, конечно, никого не обидит, никому не причинит страдания, т.е. не обидит никого другого, но себя он очень может обидеть, предаваясь плотским страстям, унижающим в нём человеческое достоинство, потому что при самом сострадательном сердце можно иметь склонность к разврату и другим низменным порокам, которые, вовсе не противореча состраданию, противоречат, однако, нравственности, из чего явствует, что эти два понятия не покрывают друг друга.
Владимир Соловьёв
Так мнил, надеясь я на Бога, И сострадателен всем был, На лица сира зрел, убога, ― И Бог стократ мне заплатил: Когда мне враг ковал напасти, Сиял я паче в славе, в счастьи.
Гавриил Державин
— Нет, не родственник. Но разве одни родственники имеют право на наше сострадание? Все люди нам ближние. Господа, разве я для себя живу? Всё, что я имею, все мои деньги принадлежат бедным!
Александр Островский
Ни любовь, ни сострадание, ни красота, Не должно ничто соперничать с порывом тела: В нём одном на миг ― вся глубина, вся высота!
Валерий Брюсов
Считаю нужным оговориться здесь, что под словом «толпа» я везде разумею собственно так называемую «чернь». Это симпатическое отношение, которого значительную долю чувствует в себе всякий сколько-нибудь развитой человек, совсем не так непосредственно, как это кажется с первого взгляда. Тут действует не одно инстинктивное сострадание, но и анализ ― последний даже по преимуществу. Мы не просто говорим: «ах, какое жалкое, бедное положение!», не просто оплакиваем, но прежде всего вглядываемся в это жалкое положение и стараемся дать себе отчёт в причинах его. На первый раз оно кажется совершенно непонятным, и толпа уподобляется большому дураку, который вырос с коломенскую версту и успел только в том, что животненные отправления происходят у него, как у взрослого.
Михаил Салтыков-Щедрин
Читайте также: