Методика нсв наличие суицидальных высказываний

Обновлено: 04.11.2024

В теме профилактики правонарушений – мы затрагиваем и профилактику суицидальных рисков. Т.к. дети попавшие в ТЖС, связанную с нарушением закона или став потерпевшими, к сожалению, рассматривают суицидальные попытки, как один из выигрышных выходов из сложившихся обстоятельств.

Проблема суицида, в особенности детского, – сложная, страшная и, рационально до конца не объяснимая. Детство, отрочество – это время встреч, открытий, мечтаний, когда все интересно, когда каждый день полон новизны и хочется жить. К тому же в человеке заложен серьезный потенциал прочности, в том числе в виде инстинкта самосохранения. И только действие очень мощного, противоестественного, духовно противостоящего человеку метафизического фактора способно сломить инстинкт самосохранения в этом возрасте. Поэтому очень важно понять, что ослабляет, обезоруживает человека под давлением этой силы, а что способно укрепить и защитить его.

Эффективность профилактики не может быть высокой, если ограничиться только выявлением реальных суицидентов, то есть тех, кто уже совершил суицидальную попытку. Необходимо выявлять и потенциальных субъектов - лиц, для которых велика опасность совершения ими суицидального поступка, хотя они и не предприняли пока суицидальных действий, и организовать для них коррекционно-развивающие мероприятия. Особенно это касается детей и подростков.

В течение 10 лет в нашем районе по инициативе нашего Центра проводится системная работа профилактики суицидальных рисков.

Межведомственное взаимодействие осуществляется силами ППМС центра, социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, ПДН, МУЗ ЦРБ, СМИ. Каждая служба решает свои задачи и соответственно выходит на свой значимый результат. Например, ПДН оказывает помощь в профилактике, анализируя актуальную ситуацию и проводя профилактические беседы, СРЦ оказывает помощь в кризисном сопровождении и т.д.

В районной базе данных детей «группы риска» отсутствовал критерий «суицидальные риски». Поэтому в рамках профилактической деятельности с октября 2010г. в районе проводится анкетирование учащихся 7-10 классов ОУ с целью выявления такого контингента детей и подростков.

Для выявления детей «группы риска» в ОУ используются следующие диагностические материалы: «Методика самооценки психических cостояний» (по Г. Айзенку) – дает количественный и качественный результат по критериям тревожность, ригидность, фрустрация, агрессия. ТЕСТ - “НСВ 10” (наличие суицидальных высказываний), Методика Кучер А.А., Костюкевич В.П. «Выявление суицидального риска у детей». (Эти методики тредуют специальных знаний и в них присутствует доля субъективизма, что не всегда объективно и оправдано)

Для комплексной углубленной диагностики, которую проводят специалисты Центра диагностики и консультирования используется тест А.Е. Личко «ПДО». Он призван определить, присущ ли обследуемому неустойчивый тип акцентуации, есть ли сочетание его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным эпилептоидным иди истероидным типом; подобные личностные особенности, служат прямым указателем на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, риск развития саморазрушающегося поведения.

Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга. Помогает определить, насколько остро обследуемый реагирует на фрустрирующие ситуации, как он воспринимает свои неудачи и косвенно позволяет судить о том, насколько развиты компенсаторные механизмы психики.

Тест определения направленности личности Басса-Дарки. Помогает определить направленность личности: на себя, на окружающих, на созидание, на разрушение, и т.д.

Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен. Помогает сделать выводы о том, насколько тревожен обследуемый, легко ли вывести его из равновесия, и т.д.

Данное обследование проводится регулярно в октябре и апреле каждого года, поскольку фактор риска - сезонность в подростковом возрасте является одним из значимых.

В результате анкетирования в ноябре 2020г. участвовало 25 ОУ, выявлено 75 детей 7-10 классов, которые требуют особого внимания; из них 18 требуется формирование антисуицидальных факторов;

С учетом проведенного анкетирования муниципальная и школьные базы данных «группы риска» постоянно корректируются. Школьным психологам и ответственным за профилактическую работу в образовательных учреждениях даются рекомендации по организации индивидуально-коррекционной работы с данным контингентом обучающихся. Специализированная помощь по запросу осуществляется специалистами Центра диагностики и консультирования.

При разработке системы профилактики суицидального поведения специалисты Центра учитывают три основных момента, на которые следует обращать внимание при выявлении детей, склонных к совершению суицида:

характеристика личностных особенностей с акцентом на таких качествах личности как эмоциональная лабильность, импульсивность, доверчивость, низкая способность к образованию компенсаторных механизмов или, напротив, самостоятельность, независимость в принятии решений, настойчивость, бескомпромиссность.

наличие актуальной конфликтной ситуации и не соответствующие поведенческие реакции, направленные то ли на активное её преодоление, то ли вызывающие ощущение внутреннего эмоционального дискомфорта при отказе от борьбы: чувство собственного бессилия, обиды, жалости к себе.

особенности жизненного опыта ребёнка или подростка. Это и наличие суицидальных попыток у родственников, характер внутрисемейных отношений и роль в них самого ребёнка, особенности его воспитания. Данный фактор является очень значимым в нашем районе в связи с увеличением неполных семей, низкой психологической культурой родителей.

По итогам диагностического обследования – специалисты Центра либо по запросу ОУ, либо по собственной инициативе, исходя из результатов обследования и на основании анализа, выезжают в те ОУ, где выявлены дети, требующие особого внимания, проводят комплексную диагностику, индивидуальное консультирование и коррекционно-развивающую работу. Также для педагогов разрабатывают методические рекомендации, для родителей проводят тематические родительские собрания. На них приглашаются и медики. Периодически на данную тему в местных СМИ печатаются материалы, подготовленные в Центре.

Цель профилактического мероприятия «Я живу! Я люблю жизнь!»: формирование социальных компетентностей, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать трудные жизненные ситуации.

- оказание поддержки детям, оказавшимся в ТЖС или в состоянии психологического напряжения;

- формирование позитивного образа Я, коммуникативной компетентности, ценностного отношения к жизни;

- формирование позитивного опыта взаимоотношений со сверстниками и взрослыми путем освоения социальных навыков и умению преодолевать стресс, и разрешать конфликты.

- развитие и совершенствование ресурсов личности: повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности, выработка мотивации на достижение успеха, увеличение уровня самоконтроля, формирование компенсаторных механизмов поведения.

- осознание ценности жизни.

Количество проведенных мероприятий – 8;

Количество участников мероприятия – 148 человек.

По результатам анкетирования 87% участников оценивают работу в тренинге как положительный опыт: - возможность раскрыться, научиться слажено, работать одной командой, распознавать эмоции и управлять ими. Владеть стратегиями взаимодействия в трудной жизненной ситуации. Обрести уверенность в себе, повысить самооценку; научиться смотреть на себя со стороны. Моделировать успешное будущее.

Мы обобщили наш опыт, оформили его и приняли участие в областном конкурсе профилактических мероприятий по профилактике суицидальных рисков.

Читайте также: