Метод обобщенного выражения гигиенического материала
Обновлено: 22.12.2024
1.3.Роль медицинского работника в организации гигиенического воспитания и обучения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………….
Санитарно-гигиеническое просвещение - раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Учитывая, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от неблагоприятных экологических факторов, «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.» предусматривала в качестве одного из основных и приоритетных направлений деятельности профилактику нарушений здоровья. Важными разделами профилактической работы являются повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, формирование у населения навыков здорового образа жизни.
Актуальность.
Актуальность данной темы в том, что в настоящие время имеется разрыв между гигиеническим знанием и поведением людей. Поэтому необходимо превращать знание в навыки.
Цель работы:
Рассмотреть различные методы гигиенического обучения и воспитания.
Изучение информации по выбранной мной теме.
Рассмотреть методы гигиенического воспитания.
Обобщить знания о роли медицинского работника в организации гигиенического обучения и воспитания.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.1. Понятие о санитарно-гигиеническом воспитания и обучения населения
Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.
Задача санитарного просвещения - это повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для формирования здорового образа жизни, для охраны и укрепления здоровья.
Для выполнения работы по санитарному просвещению населения медицинским работникам требуются определенные знания и навыки. Эффективность санитарно-гигиенического просвещения во многом зависит от особенностей аудитории, ее интересов, культурного уровня, оно должно проводиться с учетом пола, возраста, климата - географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов.
Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.
Профилактические мероприятия бывают первичные, вторичные и третичные.
Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (Приложение 1), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.
Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.). Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.
Третичная профилактика - основана на проведении мероприятий медицинского и немедицинского характера. Осуществление программ третичной профилактики невозможно вне системы здравоохранения: в них участвуют не только врачи, но и многие другие медицинские работники. Третичная профилактика включает:
– обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;
– проведение диспансеризации больных с хроническими заболеваниями и инвалидов, включая диспансерные медицинские осмотры с целью оценки динамики состояния здоровья и течения заболеваний, осуществление перманентного наблюдения за ними и проведение адекватных лечебных и реабилитационных мероприятий;
– проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.
Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Для сохранения восстановления утраченного здоровья человек
должен совершать действия. Для каждого действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию, в формировании которой большая роль отводится медицинским работникам.
«…Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные…» - академик Н.М. Амосов.
1.2 .Методы гигиенического воспитания и обучения населения.
Медработники первичного звена в своей повседневной работе с жителями прикрепленного микрорайона все больше времени и усилий перераспределяют в пользу профилактики. Проводят мероприятия в местном сообществе: собственно в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), в школах, детских дошкольных учреждениях; выявляют лиц с факторами риска и первыми стадиями заболеваний, оказывают адекватную помощь, включая первичную и вторичную профилактику. Также используют методы и средства санитарно-гигиенического воспитания населения (Приложение 2).
Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.
Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).
Разнообразны по назначению и массовые формы гигиенического воспитания населения. Одни из них (радио - и телепередачи, публикации в прессе) используются, прежде всего, с целью формирования общественного
мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Другие (лекции, тематические вечера, демонстрации кинофильмов и изобразительных средств, театрализованные представления) предназначены для распространения и углубления общих универсальных знаний, разъяснения неясных или недостаточно глубоко усвоенных вопросов.
Различают также эпизодические и цикловые формы гигиенического воспитания. К цикловым формам относятся лектории, школы здоровья, кружки.
Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ), медицинскими сестрами. Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.
Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей.
Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.
Стенная санитарная печать (плакаты, сан бюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию.
Плакаты – массовые средства санитарного просвещения, над которыми работают ученые, художники, педагоги и др.
Сан бюллетень — это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме.
Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.
Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.
Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.
Школы и клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.
Уроки и часы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими. Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах. При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.).
Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:
20% аудиовизуальные средства;
30% использование наглядных пособий;
50% обсуждение в группах;
70% обучение практикой действия;
90% выступление в роли обучающего (ведущего).
При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, потому что медицинские работники должны настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.
Самыми важными факторами влияния санитарно-просветительской работы медицинского персонала мы определили: первое - пропаганду здорового образа жизни и профилактику заболеваний. Только с помощью ЗОЖ, отказа от вредных привычек, человек способен избежать многих хронических заболеваний. Второе - первичную медико-санитарную помощь. Пройдя добросовестную подготовку, любой человек способен, в случае чрезвычайных обстоятельств оказать первую помощь.
1.3. Роль медицинского работника в организации гигиенического воспитания и обучения.
Санитарное просвещение - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.
Медицинский работник должен осуществлять такие функции:
-Обеспечить пациентов в рамках системы медико-санитарного просвещения населения и обучения здоровому образу жизни необходимой информацией, исходящей от лучших специалистов и адаптированной к общему образовательному уровню пациентов; в том числе предоставить современную информацию о медикаментозном лечении, номенклатуре лекарственных средств, их побочных эффектах, противопоказаниях к их назначению.
-Мотивировать пациентов к соблюдению врачебных рекомендаций и самонаблюдению в домашних условиях, способствовать отказу пациента от вредных привычек (Приложение 3).
-Обучить пациента основным принципам первой помощи при возникновении острых ситуаций.
-Способствовать психологической адаптации пациента к новым условиям жизни с хроническим заболеванием или другой проблемой медицинского характера.
-Осуществить контроль усвоения необходимой информации пациентом.
-Повысить степень доверия пациентов к системе здравоохранения.
-Медицинский работник должен придерживаться законов Российской Федерации.
-Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение, связанных с этими правами государственных гарантий.
-Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.
-Доступность медикосоциальной помощи.
-Социальная защита граждан в случае утраты здоровья.
-Ответственность органов государственной власти и управления предприятий учреждений и организаций независимо от формы собственности должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Санитарно-гигиеническое просвещение- раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Учитывая, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от неблагоприятных экологических факторов, «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.» предусматривала в качестве одного из основных и приоритетных направлений деятельности профилактику нарушений здоровья. Важными разделами профилактической работы являются повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, формирование у населения навыков здорового образа жизни.
Актуальность данной темы в том, что в настоящие время имеется разрыв между гигиеническим знанием и поведением людей. Поэтому необходимо превращать знание в навыки.
Целью моей работы является рассмотрение различных методов гигиенического обучения и воспитания.
Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни. Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:
20% аудиовизуальные средства;
30% использование наглядных пособий;
50% обсуждение в группах;
70% обучение практикой действия;
90% выступление в роли обучающего (ведущего).
Санитарное просвещение - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника
Читайте также: