Метафорические фразы для психотерапии
Обновлено: 22.12.2024
Е.Томас Даут. Использование метафор и аллюзий при психологическом консультировании.
Если клиент проявляет большое сопротивление при психологическом консультировании, то консультант может применять непрямые методы коррекции применительно к его ситуации.
В целом психолог опирается на введение внушения не напрямик, а через метафоры и аллюзии(2,с.78).
В книге "Психоанализ" под редакцией В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов дается определение Сопротивлению.
"Сопротивление - в психоанализе З.Фрейда, феномен силы, механизм, процесс и результат, препятствующие осознанию информации посредством противодействия переходу воспоминаний, представлений, желаний, симптомов и т.д. из бессознательного в сознание. Проявляется преимущественно в формах неосознаваемого противодействия людей обыденному осознанию вытесненного и неосознаваемого противоборства клиента психологу и выздоровлению. Наличие сопротивления считается признаком психического конфликта[4,c.761].
Не прямые методы коррекции не так легки и просты в применении, какими часто кажутся. Через метафоры и аллюзии, которые встраиваются в естественный поток разговорной коммуникации. Кроме того, в них может быть использовано разделенное сознание, когда внимание клиента отвлекается от важных аспектов коммуникации посредством способа постепенного воспоминания (Fleming et al.,1992).
В большом толковом словаре -
АЛЛЮЗИЯ, -и; ж. [от франц. allusion - намёк].
Стилистический приём, заключающийся в использовании намёка на реальные общеизвестные факты, события.
М.Р.Гинсбург, Е.Л.Яковлева в книге "Эриксоновский гипноз: систематический курс" описывают аллюзию (намёк): "Это форма косвенного внушения, которая широко используется в быту. Клиенту намекают на то поведение(или тот гипнотический феномен), которое хотят вызвать. Намекающим может быть слово, намекающей может быть фраза, намекающей может быть история. Пример:
«Эриксон работает с женщиной. Она жесткая, ригидная, у неё ровный прямой пробор через всю голову. Перед началом очередного сеанса он ей говорит: "во время этого сеанса я неожиданно для вас скажу одну фразу, которую вы не поймёте, вы встанете и выйдите из комнаты. На этом сегодняшний сеанс будет закончен".
В какой-то момент сеанса он неожиданно говорит: "Я думаю, что вам нужна расческа с одним зубом" [1,c.135].
В большом толковом словаре
МЕТАФОРА, -ы; ж. [греч. metaphora - перенесение] Лит.
Употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии; слово или выражение таким образом употреблённое.
В большом толковом словаре терминов психиатрии -
Метафора (греч.metaphora - перенос) - иносказание, выражение абстрактного представления посредством аналогии. В силу нарушения буквального смысла порождают дополнительные эмотивные (возбуждающие) и когнитивные (родственные, подобные) эффекты[2,с.306].
М.Р.Гинсбург, Е.Л.Яковлева в своей монографии утверждают, что метафора представляет собой вид косвенного внушения. Она позволяет предложить клиенту идею в обход сознательного контроля. Человеку рассказывается история - это история не про него и не про его проблему. Её можно спокойно слушать и не выставлять защиты. Метафора позволяет обойти сопротивление.
Но в этой истории есть смыслы, которые относятся к нему и к его проблеме. И эти смыслы запускают ассоциативные цепочки, и начинается внутренняя работа. и через некоторое время эта работа приведет к результату: приходит решение, или человек начинает продвигаться в том направлении, которое раньше считал для себя невозможным или недоступным. Метафора позволяет подсказывать решения.
Очень важно то, что когда это решение приходит - оно приходит изнутри; это своё решение, а не навязанное кем-то извне. А своё принимается несколько лучше, чем чужое. Метафора всегда многозначна, в ней много смыслов, как правило, больше, чем в неё вкладывает психолог. И клиент вычерпывает из неё те смыслы, которые ему сейчас необходимы.
Метафора должна обладать определенными характеристиками. Она должна предлагать выход. Она не должна быть метафорой отчаяния, безысходности.
Метафору желательно конструировать на материале, близком клиенту, очень часто это то, что связано с его профессией. И при этом следует учитывать его ресурсы, то есть то, в чём он силён, что ему удается, что у него хорошо получается.
Есть одна вещь, которую с метафорой не надо делать категорически, - её не надо объяснять. Это ошибка, которую часто делают начинающие. Метафора просто рассказывается - и всё, без всяких комментариев.
Источники метафор.
1. Метафоры заимствуются - то есть берутся уже готовые метафоры. Они заимствуются из разных мест. Это различные притчи, анекдоты.
2. Метафоры берутся из своего опыта.
3. Метафоры подсказываются клиентом
4. Метафоры конструируются[1,c.139-145].
[Эмотивность ( лат. emoveo - возбуждать, волновать) - повышение эмоциональной реактивности, когда эмоции возникают быстро, достигают большой силы и могут быть чрезмерно продолжительными. [3, с.761]
Литература:
1. Гинзбург М.Р., Яковлева. Эриксоновский гипноз: систематический курс. М.:Московский психолого-социальный институт, 2008.
2. Даут Томас Е. Когнитивная гипнотерапия. М.: Питер, 2003.
3. Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов психиатрии.Элиста:ЗАОр НПП "Джиннгар", 2010.
4. Психоанализ: новейшая энциклопедия /Сост. и общ. ред. В.И. Овчаренко, А.А.Грицанов/ Мн.: Книжный дом,2010.
Читайте также: