Материальным выражением грамматического значения слова в широком смысле является

Обновлено: 04.11.2024

Предметом изуче­ния грамматики является грамматический строй языка, его формальная орга­низация и функционирование. Грамматика изучает не только организацию грамматического строя языка, но и законы и правила образования и изменения слов, соединения их в словосочетания, правила построения предложений и объединения их в рамках более сложных синтаксических конст­рукций. Следовательно, в грамматике выде­ляются словообразование, морфология и синтаксис. Словообразо­вание обращено к изучению внутреннего строения слова, его членимости на словообразовательные морфемы, а также к изучению правил образования слов. Морфология изучает грамматические свойства слов, явления их словоизменения (парадигматику слов), а также способы выражения абстрактных грамматических значений, разрабатывает учение о частях речи. Предмет изучения синтаксиса - явления сочетаемости слов, порядок их следования внутри пред­ложений, общие свойства предложений, правила объединения про­стых предложений в составе сложных, т.е. механизмы языка, кото­рые способствуют порождению речи.

Центральными понятиями грамматики являются грамматическая категория, грамматическое значение, грамматическая форма и грам­матический способ. Все эти абстракции представлены в конкретных грамматических единицах (в слове, словосочетании, предложе­нии), оформленных в соответствии с грамматическими законами языка.

Грамматическое значение - это абстрактное языковое содер­жание грамматической единицы, имеющее в языке регулярное (стан­дартное) выражение (например, грамматическим значением слов новый, старый является общее категориальное значение признако­вости, а также частные грамматические значения - рода, числа и падежа: все эти значения имеют в языке стандартное выражение в аффиксальной морфеме -ый).

Грамматическое значение отличается от лексического более высоким уровнем абстракции, т.к. «это аб­стракция признаков и отношений» (A.A. Реформатский). Грамма­тическое значение неиндивидуально, поскольку оно принадлежит це­лому классу слов, объединенных общностью морфологических свойств и синтаксических функций. В отличие от лексического значения, грамматическое не называется словом прямо, непосредственно, а выражается в нем с помощью специальных грамматических средств (аффиксов). Оно сопутствует лексическому значению слова, являясь его добавочным значением.

Абстрагированное языковое содержание, выражаемое грамма­тическим значением, имеет разную степень абстракции. Иначе говоря, грамматическое значение неоднородно: оно может быть более абстрактным или менее абстрактным. В слове читал наиболее абстрактным является значение процесса (оно присуще всем глаголам и всем его формам), менее абстрактно значение про­шедшего времени (оно присуще всем глаголам в форме прошедшего времени). Более определенным и узким является значение мужского рода: оно присуще только формам глагола, противостоящим формам женского и среднего рода и сочетающимся с местоимением он.

В зависимости от характера грамматического значения различаются референциальные и реляционные грамматические значения. Несинтаксические или референциальные грамматические значения внутренне присущи слову (например, зна­чение рода у существительных). Синтаксические или реляционные грамматические значения реализуется в словоформе в определенном контексте и указы­вают на отношение слова (а точнее словоформы) к другим сло­вам в словосочетании (например, значение числа и падежа у существительного) и предложении (например« значение рода, числа, падежа у прилагательного).

В зависимости от соот­ношения грамматического значения с характером отображаемых объектов, различают диктальные и модальные грамматические значения. Диктальные или объективные (< лат. dictare 'предписывать') грамматические значения передают объ­ективные, не зависящие от субъекта признаки и отношения (ср. грамматические значения признака у прилагательных, времени и вида у глагола). Модальные грамматические значения (< лат. modalis < лат. modus 'мера, спо­соб') отражают отношение говорящего к тому, о чем он говорит или с кем он говорит (ср. грамматические значения субъективной оценки, наклонения и т.д.).

Грамматическое значение слова выводится из его отношения к другим единицам того же класса (например, грамматическое значение формы прошедшего времени глагола нес выводится путем соотно­шения ее с другими временными формами – несет, будет нести).

К грамматическому значению слова относят нередко и его словообразовательное значение (если слово производное), поскольку словообразование является частью грамматического строя языка. Словообразовательное или деривационное значение - это обобщенное значение, присущее лишь мотивированным словам, выраженное словообразовательными средствами. Оно представляет собой определенное смысловое соотношение между членами словообразовательной па­ры. Как и грамматическое значение, оно не индивидуально, а характеризует целые классы слов, относящихся к одному словообразовательному типу. Словообразовательное значение имеет разную степень абстрактности (ср. разную степень абстрактности следующих словообразовательных значений: 'невзрослости' в словах, называющих детенышей живот­ных: котенок, волчонок или 'кратковременности действия' в глаго­лах всплакнуть, прихворнуть).

Материальным выражением грамматического значения слова в широком смысле является его грамматическая форма. В узком смысле слова под грамматической формой понимается одно из ре­гулярных видоизменений слова (например, любая форма слова при его склонении или спряжении). Грамматическое значение и грам­матическая форма неотделимы друг от друга, они являются двумя сторонами языкового знака. Однако отношения между ними не од­нозначные: одна и та же грамматическая форма может передавать несколько грамматических значений (например, словоформа бра­том заключает в себе значения предметности, мужского рода, еди­нственного числа, творительного падежа, одушевленности, кон­кретности) и наоборот, одно и то же грамматическое значение мо­жет быть передано несколькими грамматическими формами (ср. значение множественности, заключенное в словах листья и лист­ва, которое передается разными грамматическими формами или значение уменьшительности и ласкательности, передающееся раз­ными суффиксами: -ик: домик, -ок: городок, -очек: сыночек и др.). Совокупность грамматических форм одного слова называется па­радигмой (ср. им.п. дом, род.п. дома, дат.п. дому и т.д.).

Несмотря на то, что грамматическое значение является как бы побочным значением слова, оно играет существенную роль в созда­нии целостного значения предложения. Яркой иллюстрацией этого положения может служить пре­дложение, составленное Л.В. Щербой из бессмысленных, но грамматически правильно оформленных и связанных между собой слов, передающих определенное грамматическое значение и формирую­щих даже некоторый смысл предложения: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

Читайте также: