Максимы вежливости примеры фраз в деловом разговоре
Обновлено: 05.11.2024
Актуальность моей работы неоспорима, так как речь является неотъемлемой частью нашей жизни. В последнее время часто можно услышать не только вежливое обращение. но и нецензурные высказывания.
Просмотр содержимого документа
«Максимы (постулаты) вежливости Дж. Лича.»
Совершенствование коммуникативной компетенции учителей начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО
Практико- ориентированный проект на тему:
Максимы (постулаты) вежливости Дж. Лича.
Войтовой Оксаны Викторовны
Тема моего исследования :Максимы (постулаты) вежливости Дж. Лича.
Актуальность моей работы неоспорима, так как речь является неотъемлемой частью нашей жизни. В последнее время часто можно услышать не только вежливое обращение, но и нецензурные высказывания. На мой взгляд, плохие слова являются признаком плохого настроения, отсюда и ухудшение здоровья и работоспособности. Ведь гораздо приятнее услышать от человека вежливое приветствие и улыбнуться, чем увидеть хмурое лицо и услышать недовольное бурчание.
Основная цель моей работы
– узнать о принципе вежливости , который регулирует общение, а также поддерживает социальное равновесие и дружеские отношения между собеседниками . А также ознакомить с выводами моей работы слушательниц и заинтересованных лиц.
Задачи исследования:
- Способствовать нравственному и коммуникативному развитию
- Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважения к окружающим людям;
- Подобрать, изучить и систематизировать материал по теме исследования
- Рассмотреть вежливость как область риторической прагматики.
- Исследовать Максимы (постулаты) вежливости Дж. Лича.
- Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
- Воспитывать желание говорить спокойно, вежливо, доброжелательно;
- Развивать чувство доброты, сопереживания;
За основную гипотезу я взяла утверждение, что частое употребление в речи вежливых слов способствует уменьшению агрессии и улучшению взаимоотношений между людьми.
Для решения поставленных задач я использовала: периодическую литературу, справочники и словари, сайты сети Интернет.
Джеффри Лич (1936-2014) – специалист в области семантики, грамматики, стилистики, корпусной лингвистики и прагматики. Почётный профессор кафедры лингвистики и английского языка Ланкастерского . Его постулаты речевого общения делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации.
Дж. Лич рассматривает вежливость как область риторической прагматики. Он отмечает, что принцип вежливости в большей степени регулирует общение. Он поддерживает социальное равновесие и дружеские отношения между собеседниками и дает понять, что прежде всего они заинтересованы в сотрудничестве друг с другом.
Принцип вежливости- это тип социального взаимодействия, в основе которого лежит уважение к личности собеседника и которое направлено на предотвращение возможных конфликтных ситуаций.
Дж. Лич уточняет свои принципы и выделяет следующие шесть постулатов (максимов) вежливости, которые базируются на вербальном подавлении одного из параметров (затраты-выгода; похвала-порицание; согласие-несогласие; симпатия-антипатия), что осуществляется либо в открыто выраженной, либо в косвенной форме.
Максима такта.
Это максима предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника.
При вербальном оформлении высказывания необходимо стремиться к тому, чтобы затраты слушающего казались меньше, чем его выгода. Уменьшайте затраты слушающего, увеличивайте выгоду слушающего. Не надо ставить других в ситуацию, когда они вынуждены нарушить максиму такта. В высказываниях-просьбах можно усилить степень реализации максимы такта за счет использования косвенной формы выражения намерения.
Хочешь убрать комнату? У тебя не будет возможности убрать комнату?
Поэтому собеседникам следует соблюдать осторожность в выборе речевой стратегии, чтобы не задеть чужие интересы. Здесь стоит отметить, что речевой акт является сочетанием общих речевых действий и частных интересов.
Максима великодушия.
Данная максима не даёт одному из собеседников в разговоре доминировать над другим, навязывать ему свою позицию. Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой.
Максима великодушия реализуется, в первую очередь, в высказываниях-приглашениях (ты можешь прийти к нам пообедать) и высказываниях-предложениях (я могу одолжить тебе свою машину). (Жду Вас ровно в 8.00, или Не сможете ли вы подойти..)
Максима одобрения
Максима одобрения- Максима позитивности в оценке мировоззрения собеседника
Это позитивность в оценке других (Не судите, да не судимы будете; Не осуждай других). Если оценка мира не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.
Уменьшайте осуждение (порицание) слушающего, больше хвалите.
Это максима позитивности в оценке других. Несовпадения с собеседником в направлении оценки мира очень сильно влияет на возможность реализации собственной коммуникативной стратегии);
В высказываниях типа рассказ не такой хороший, как… Срезу внимание слушающего фокусируется на верхней части двухполюсной шкалы ожидания (ожидаемое - норма - хорошо уз. Неожидаемое – не-норма - плохо), которая не была достигнута. По мнению Дж. Лича, недостаток похвалы (не такой хороший) означает скрытое порицание, т.е. нереализованность максимы одобрения.
Максима скромности.
Собеседникам не только не стоит принимать похвалы в собственный адрес, но и самим завышать свою самооценку. Успех любых человеческих взаимоотношений заключается в том, чтобы ставить себя и свои желания ниже потребностей партнёра. На коммуникацию этот принцип распространяется в полной мере.
Это позиция неприятия похвал в свой адрес. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка. Чрезмерно завышенные или заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.
Меньше хвалите себя, больше порицайте себя.
Интенсивность реализации максимы скромности варьируется от культуры к культуре.
Максима одобрения и Максима скромности касаются порицания и похвалы коммуникантов.
Максима согласия
Максима согласия- максима неоппозиционности-строится на совпадении взглядов коммуникантов (параметр согласие — несогласие). Это максима предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи — сохранения предмета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников. При вербальном оформлении высказывания необходимо подчеркивать общность взглядов, системы ценностей, планов, устраняя из фокуса внимания имеющиеся разногласия.
Вместо углубления противоречия, возникшего в ходе общения, эта максима рекомендует поиск согласия, для того чтобы акт общения получил продуктивное завершение.
Частичное нарушение максимы согласия является более приемлемым для речевого общения, чем ее полное несоблюдение.
Так, в японской культуре обязательным является многократное вербальное выражение согласия с мнением собеседника по всем вопросам; в европейских культурах не требуется полной реализации максимы согласия при несовпадении точек зрения коммуникантов.
Максима симпатии.
Максима симпатии базируется на доброжелательном отношении коммуникантов друг к другу.
Например: 1. Я очень обрадовался, узнав о том, что твоя собака умерла.
2. Я очень сожалею о том, что случилось с твоей собакой.
В данных примерах максима симпатии реализуется во втором примере за счет подчеркивания доброжелательного отношения к слушающему, что проявляется в вербализации факта сопереживания говорящего в связи с печальными для его партнера событиями и в косвенности обозначения неприятного для слушающего события.
Это позиция благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Определенную проблему создает так называемый «безучастный контакт», когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуации с намечающимся конфликтом.
Максима симпатии Максима, которая способствует выполнению всех вышеперечисленных постулатов. В любой ситуации, возникшей по ходу коммуникации, стоит собеседникам стоит оставаться благожелательными друг к другу, что позволит избежать конфликтов.
Отсюда следует сделать вывод, что принцип вежливости применим и даже необходим и в любом виде коммуникации. Любая коммуникация предполагает взаимное приспособление.
Сформулированные максимы не абсолютны. Сама по себе максима не обеспечивает успешного взаимодействия собеседников. Однако применение описанных принципов позволяет более успешно организовать речевое общение, ориентироваться на соблюдение коммуникативных и этических норм.
Список литературы:
Викулова Л. Г. , Шарунов А И. Основы теории коммуникации : практикум. М. : ACT МОСКВА: Восток – Запад, 2008. С. 116 -124.
Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М. , 1985.
Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб. : «Союз» , 2001. С. 77 -88, 106 -134.
Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. 2016 Лекция 2. Л. Ю. Щипицина Правила успешного взаимодействия
Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. XVI. М.: Прогресс, 1985. С.217-237.
Лазуткина Е.М. Парламентские жанры//Культура парламентской речи. М., 1994. 53 с.
Читайте также: