Лучик света в темном царстве откуда фраза
Обновлено: 04.11.2024
Галина Кирюшина в роли Катерины. Малый театр Галина Кирюшина в роли Катерины. Малый театр
Так, часто любят говорить: "Да разве Катерина луч света в темном царстве? Ведь она. " - дальше подставить нужное: изменяла мужу, совершила грех самоубийства, злила свекровь, была слишком непокорной, была, наоборот, слишком пассивной и т.д. Думая, как правило, что кто-то сказал: "Катерина - луч света в темном царстве, потому что она пример для подражания и образец добродетели" .
Но такого-то как раз никто не говорил! Автор фразы про "луч света" ни единого раза не назвал так Катерину. Да и имел в виду совершенно другое. Давайте разберемся, что именно.
1. о Добролюбове
Все знают, что авторство определения "луч света в темном царстве" принадлежит знаменитому критику Николаю Добролюбову. Вот только дал он это определение не Катерине, а целому явлению.
Н.А. Добролюбов Н.А. ДобролюбовНиколай Александрович Добролюбов за свою огорчительно короткую жизнь (он буквально сгорел в 25 лет от чахотки) успел выпустить более двух сотен публицистических статей и трудов, писал собственные стихи, переводил. Список его работ - это практически энциклопедия выходивших при его жизни новинок литературы - русской и зарубежной. Широко известен тот факт, что Добролюбов писал очень быстро, заранее записывая подробный план статьи на бумажной ленточке, которую накручивал на палец.
2. О статье "Темное царство".
В 1859 году Добролюбов пишет статью "Темное царство", а вскоре за ней - "Луч света в темном царстве". О чем же эти статьи?
В "Темном царстве" Добролюбов вступает в полемику вокруг драматурга Александра Островского. Последнему в это время было всего 36 лет, и вокруг него вовсю ломались копья критиков. Добролюбов поддерживает писателя, видя в изображенном им мире верное отражение определенных сторон русской действительности. Это патриархальная, общинная мораль, которой живет колоссальная часть общества, которая тормозит и душит любой прогресс, которая противна гуманизму.
Добролюбов находит для этой среды хлесткий образ - "темное царство". Здесь купцы из самодурства глумятся над домашними. Здесь до людей туго доходит мысль, что "маленьких нельзя по голове бить, дуреют они от этого". Здесь старшие издеваются над младшими просто потому, что могут, что так заведено - и не рады иногда, а издеваются. И никакого просвета в этой чудовищной серой жизни нет - нет героев, которые бы выламывались из этой иерархии.
Вспомним - тогда еще не написаны ни «Горячее сердце», ни «Бешеные деньги», ни «Бесприданница», где протест против старого уклада заявлен громко, где появляются герои нового типа и купцы новой формации (и приносят с собой, если правду сказать, новые проблемы).
3. О статье "Луч света в темном царстве".
Пьеса 1859 года "Гроза" необыкновенно радует Добролюбова, и он пишет вторую статью — о том, что темное царство прорезал луч света. Что же стало этим лучом?
Любовь Никулина-Косицкая, для которой Островским написана роль Катерины Любовь Никулина-Косицкая, для которой Островским написана роль КатериныВпервые, считает Добролюбов, в драматургии появилась надежда на конец темного царства, на то, что оно не вечно.
Не только современные школьники не понимают тезиса про "луч света". Отдадим им справедливость: первым не понял статьи Добролюбова (и недоумевал) критик Дмитрий Писарев:
Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям и предосторожностям, можно было бы кое-когда видеться и наслаждаться жизнью.
Меж тем, Катерина не хочет и не может "кое-когда видеться" и "прибегать к маленьким хитростям". В чем заслуга Катерины? В том ли, что она активно сражается против этого уклада? - нет. В том, что она как-то эталонно нравственна? - нет. В чем же дело? Просто впервые драматург изобразил человека, который не встраивается в систему "темного царства". Прежние герои Островского, даже будучи недовольными своим положением, готовы были смириться и поддерживать сложившийся уклад. Катерина, даже загнанная в угол, не хочет ни хитрить, как Варвара, обходя законы системы и подыгрывая ей (она поначалу пробует - ей не нравится, не удается эта роль), ни перетерпеть и вырасти в новую Кабаниху, чтобы унижать уже своих невесток.
Пелагея Стрепетова в роли Катерины Пелагея Стрепетова в роли КатериныУже критик М.А. Антонович подсмеивался над Писаревым и его разоблачениями:
Г. Писареву почудилось, будто бы Добролюбов представляет себе Катерину женщиной с развитым умом и с развитым характером, которая будто бы и решилась на протест только вследствие образования и развития ума, потому будто бы и названа «лучом света». Навязавши таким образом Добролюбову свою собственную фантазию, г. Писарев и стал опровергать ее так, как бы она принадлежала Добролюбову.
Да ведь и сам же Писарев дальше в своей статье написал:
В истории явление может быть названо светлым или темным не потому, что оно нравится или не нравится историку, а потому, что оно ускоряет или задерживает развитие человеческого благосостояния.
— а ведь именно поэтому-то, а не из личных пристрастий, Добролюбов и назвал происходящее в пьесе "Гроза" (а вовсе не Катерину!) лучом света .
И хотя Катерина погибает, но целая цепь маленьких взрывов подрывает уклад изнутри . Старшее поколение вздыхает и боится: "Последние времена настают!". Варвара перестает хитрить и изворачиваться и нарушает правила игры, покинув город (куда она могла уйти и что после этого было - тема для отдельного поста). Слабохарактерный Тихон осмеливается решительно возражать матери. Тихий Кулигин высказывает в лицо сильным мира сего крамольную мысль:
Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!
4. Немецкая "Катерина" – и ее отличие от нашей
Ну и наконец, для сравнения вспомню популярную тогда пьесу 1844 года "Мария Магдалина". Пьесу написал Фридрих Геббель, молодой немецкий драматург-реалист. Ее сюжетная канва чем-то очень напоминает "Грозу".
Клару, девушку из приличной, зажиточной крестьянской семьи, изнасиловал ее собственный жених. Это не было даже актом страсти – жених приревновал к Фридриху, бывшему возлюбленному Клары, за которого ее не отдали замуж родители, и решил заявить права на свою собственность. Теперь Клара вынуждена униженно ждать, женится ли на ней ее мучитель – иначе она опозорена и погублена. На горле Клары затягивается петля: отец заставляет ее поклясться, что она девственница, и грозит, что покончит с собой, если его "честного дома" коснется бесчестье. Жених куражится над Кларой, выгадывая, жениться или найти невесту побогаче. Героиня бросается за помощью к своему возлюбленному Фридриху – местному "Борису" – но благородный, честный Фридрих отрекается от нее, узнав, что она обесчещена.
И Клара покорно, тихо идет на заклание. Чтобы отец не был опозорен, чтобы ничто не нарушило доброго имени ее семьи, она бросается в колодец. Перед смертью бедная жертвенная девушка думает только о семье: она инсценирует несчастный случай, чтоб позор самоубийства не пал на ее родных. Однако и после смерти ее ждет неудача: соседка видела, как Клара прыгнула в колодец. Отец негодует – ведь дочь опозорила его, согрешила. Он не хочет слушать никаких объяснений раскаявшегося Фридриха и произносит осуждающую фразу: "Этот мир мне уже не понять!". Старый уклад лишь слегка пошатнулся. Сама Клара сделала все, что могла, чтобы не поколебать его.
И вспомним слова Добролюбова про Катерину:
Если б она могла, она бы прогнала далеко от себя все, что живет неправо и вредит другим; но, не будучи в состоянии сделать этого, она идет обратным путем — сама бежит от губителей и обидчиков. Только бы не подчиниться их началам, вопреки своей натуре, только бы не помириться с их неестественными требованиями, а там что выйдет — лучшая ли доля для нее или гибель, — на это она уж не смотрит: в том и другом случае для нее избавление.
Стоит ли говорить, как восторженно передовая критика встретила Катерину? Катерину, которая — попросту — не захотела играть по чужим порочным правилам.
Читайте также: