Логические высказывания для детей
Обновлено: 21.11.2024
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать вывод, обосновывая свои суждения и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.
Умственное развитие младших школьников проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в познавательных интересах, в отношении учащихся к учению. Показателями умственного развития школьников являются: умение использовать логические приемы и операции в учебной и внеучебной деятельности, выбирать их; преобразовывать заданный материал, используя перенос изученных приемов действий. В большей степени способствует этому продуктивная деятельность, которая связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных приемах, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эти мыслительные приемы являются составными компонентами операций (форм) логического мышления –понятий, суждений, умозаключений.
Одной из основных логических операций мышления является операция логического суждения. Суждение – это форма мышления, которой что –либо утверждается или отрицается о существовании предметов, о состоянии, виде деятельности или об отношениях между предметами, о наличии или отсутствии у них каких –либо свойств. С точки зрения педагоги, логическими суждениями можно считать такие, с помощью которых ребенок последовательно, обоснованно излагает свои мысли. Формирование таких мыслительных операций усиливает убедительность высказываний и вместе с этим повышает культуру мышления.
Задания на определение истинности или ложности суждений.
1. На доске два рисунка. На данном изображены обезьяна, кошка, белка, на другом – змея, медведь, мышь. Детям раздаются карточки,на которых написаны различные высказывания:
Все животные, нарисованные на картинке, умеют лазать по деревьям.
У всех животных, нарисованных на картинке, есть шерсть.
Ни одно животное, нарисованное на этой картинке, не умеет летать.
У некоторых животных нарисованных на этой картинке есть лапы.
Некоторые животные, нарисованные на картинке, живут в норах.
У всех животных, нарисованных на этой картинке, есть когти.
Некоторые животные, нарисованные на картинке впадают в спячку.
На этой картинке не ни одного животного без усов.
Все животные, нарисованные на картинках –млекопитающие.
Ни одно животное, нарисованное на этой картинке, не откладывает яйца.
Учащимся нужно определить, для какой картинки высказывание истинно, а для какой ложно.
Можно предложить детям самостоятельно на своих листах напротив каждого высказывания указать номер картинки, для которой это высказывание верно.
Это задание можно усложнить, предложив детям, глядя на эти картинки, придумать свои истинные или ложные высказывания,используя слова: все, некоторые, ни одного.
2. Такую же работу можно организовать по рисунку с геометрическими фигурами.
Детям предлагаются карточки со следующими высказываниями:
Некоторые фигуры на чертеже –треугольники;
-все фигур на чертеже –треугольники;
-на чертеже нет ни одного треугольника;
-на чертеже есть треугольники;
-некоторые фигуры на чертеже прямоугольники;
-все фигуры на чертеже –прямоугольники;
-каждая фигура на чертеже является прямоугольником;
-на чертеже нет прямоугольников,
Ни одна фигура не является прямоугольником,
-все фигуры на чертеже – круги,
-все фигуры на чертеже –многоугольники.
Задания со словами –связками
При выполнении этого задания дети дополняют предложенные им высказывания словами –кванторами «все», «некоторые», так, чтобы получились истинные высказывания. Например,такими предложениями могут быть:
дети знают математику на «пять».
отрезки ограничены с двух сторон.
числа, оканчивающиеся на0, делятся на 2.
числа делятся на без остатка на 7.
произведения равны 0, если хотя бы один из множителей равен 0.
значения разности меньше вычитаемого.
Вы можете предложить высказывания, в которые нужно вставить другие слова (кванторы): ни один, никто, каждый, любой и др. Главное, чтобы дети могли объяснить свой выбор.
Задания на построение цепочки логических рассуждений с последующими умозаключениями.
Такие задания в практике обычно называют логическими задачами. Приведем несколько задач, постепенно усложняя их.
1. Миша сильнее Пети, но слабее Кирилла.
Кирилл сильнее Миши, но слабее Бори. Кто из них самый сильный, а кто на втором месте по силе? Целесообразно решать эту задачу поэтапно, расставляя на схеме согласно условиям имена мальчиков.
Б К М П сильнее
сильнее слабее Б
Таким образом, легко «увидеть», что самый сильный мальчик –Боря, и сравниться с ним по силе может лишь Кирилл, занимающий «почетное второе место».
2. Дима выше ростом, чем Саша. Женя выше ростом, чем Дима. Кто ниже всех ростом?
Сравнение проводится теперь по другой схеме, к тому же вопрос «ниже всех» не соответствует терминам, по которым ведется сравнение. Если в задачу такого типа добавить отрицание «не», то мы получим более сложную задачу.
3. Катя не выше ростом, чем Лена. Лена ниже Ани. Кто выше всех?
Выше всех Аня, так как Катя может быть одного роста с Леной или ниже её.
Приведенные задания способствуют развитию у детей логических суждений. Эти задания могут быть использованы как во время уроков (математика, природоведение и др. ,так и во время внеурочной деятельности, например, на факультативных занятиях.
Предлагая детям приведенные задания, необходимо учитывать уровень возможности ребят вашего класса. Трудности должны быть преодолимы.
Публикации по теме:Сказка для младших школьников «Как зайчонок маму искал» (к Дню матери) Текст сказки для группы младшего школьного возраста для праздника "День матери". Мы показывали сказку за ширмой с использованием кукол на.
Дидактическая игра «Корова» для младших школьников Предлагаю поиграть в игру "Корова". Моим малышам игра очень нравится. Эта игра на ориентирование закрытыми глазами и на пространственные.
Формирование познавательной активности у младших школьников Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Активизация познавательной деятельности.
Гендерный подход в профилактике агрессивного поведения младших школьников Одной из самых насущных проблем на сегодняшний день является проблема агрессивного поведения у детей. Часто педагоги оказываются бессильными.
Игра ко Дню космонавтики «Космическое путешествие» для младших школьников В моей организации проводятся мероприятия не только на базе самого учреждения, но и в школах, с которыми у нас налажено взаимодействие.
Коллективные способы обучения младших школьников Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение.
Мастер-класс «Лепка на стекле» для младших школьников Скоро любимые праздники- 23 Февраля и 8 Марта. Как приятно подарить близким людям подарок, сделанный своими руками. Предлагаю вашему вниманию.
Особенности формирования мыслительных процессов у младших школьников Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается процесс познавательной.
Сценарий для младших школьников «Путешествие по сказкам» Действующие лица: Дед Мороз Снегурочка 1-й Скоморох 2-й Скоморох Красная шапочка Серый Волк Сказитель Настенька Иван Старушка Цыганка Ход.
Сценарий праздника «Прощай, школа!» для младших школьников (Звучит музыка. На сцене танцевальный коллектив школы "Северное сияние"). Танец "Матрешки" (На сцену выходят ведущие) Ведущий 1. Здравствуйте,.
Читайте также: