Лев толстой описал 85 оттенков выражения глаз
Обновлено: 04.11.2024
Вот еще один тест, но уже на другую тему. Понимаем ли мы язык мимики? Проверить себя позволяет несложное задание.
Посмотрите. На 12 рожицах отражены типичные человеческие эмоции: гнев, страх, безразличие, веселье и т. д. Попытайтесь «прочитать» их. Выпишите ваши ответы на лист бумаги, пронумеровав их в соответствующем порядке, и на время отложите.
Задумаемся над таким обстоятельством. Исследователи утверждают, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки человека. Что по сравнению с этим 12 знаков человеческих эмоций, которые обозначены посредством различного положения губ, глаз, бровей? Думаю, нет необходимости объяснять читателю условность той картины мимики, которая заключена в рисунках.
Мимика — один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для своего выражения. Вернее, полновластным хозяином и мимики и чувств является человек, но лишь тот, который умеет владеть собой. Овладение языком мимики — важный компонент искусства общения. И хотя человеческое общение на три четверти состоит из речевого, но всем хорошо известны ситуации, когда «слов не надо».
Владение мимикой необходимо не только актеру, но практически любому человеку, особенно если он по роду деятельности имеет многочисленные контакты с людьми. Достигнуть этого умения нелегко, ибо оно предполагает знание культурных норм выражения эмоций, которые различны в разные эпохи, у разных народов и разных общественных групп, умение понимать «язык лица», читать запечатленные в мимике эмоции, намеренно и произвольно выражать свои чувства, владея мимикой как инструментом общения с окружающими. Мимическая сторона общения крайне важна — по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов.
Исходя из этого мы и предложили задание «12 человечков». Конечно, определенные представления о закодированных эмоциях получены путем массовых исследований. Правильный ответ здесь тот, который статистически встречается чаще всего. Но ведь у каждого может быть и собственное мнение. Есть, наконец, оттенки, скажем, между бурной радостью и просто радостью.
«Брови и рот по-разному изменяются при разных причинах плача», — говорил Леонардо да Винчи, но не станем вдаваться в тонкости, ограничимся лишь броскими выражениями эмоций.
Итак, сверим наши результаты.
Было «закодировано» 12 эмоций: 1) безразличие; 2) враждебность; 3) веселье; 4) сильная злость; 5) грусть; 6) застенчивая радость; 7) плохое самочувствие; 8) злость; 9) буркая радость; 10) глубокая печаль; 11) скепсис; 12; скорбь. Верными считаются все ответы, находящиеся в близком синонимическом ряду.
А теперь вернемся к рисунку и постараемся сделать анализ.
Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;
гнев — брови опущены, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;
отвращение — брови опущены, кос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней;
печаль — брови сведены, глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены;
счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и отведены назад.
Понятно, что схематическое изображение эмоций на рисунках не передает всех оттенков, присутствующих в описании, но некоторые закономерности читатель может увидеть. Легче всего распознаются положительные эмоции — радость, любовь, удивление. Трудно воспринимаются эмоции отрицательные — печаль, гнев, отвращение. Левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека (это связано с тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, «отвечает» за левую сторону лица). Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, а отрицательные — ярче выражены на левой.
Заметьте, что наиболее экспрессивны губы человека. «Глаза — зеркало души. Какой вздор! — писал прекрасный писатель Викентий Вересаев. — Глаза — обманчивая маска, глаза — ширмы, скрывающие душу. Зеркало души — губы. И хотите узнать душу человека, глядите на его губы. Чудесные, светлые глаза и хищные губы. Девически невинные глаза и развратные губы. Товарищески радушные глаза и сановнически поджатые губы с брезгливо спущенными вниз углами. Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто и обманываются в людях. Губы не обманут».
Известно, плотно сжатые губы означают глубокую задумчивость; изогнутые — сомнение и сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении, открытость общению. Впрочем, будьте внимательны, поскольку улыбка может отражать самые различные мотивы и нужно быть осторожным в ее истолковании. Так, чрезмерная улыбчивость может быть проявлением болезненной потребности в одобрении или уничижительности перед начальством, а то и вовсе ничего не выражать — быть своеобразной вежливой вывеской, маской, надетой человеком.
Чтение мимики и ответное выражение своих чувств мимикой — визуальный контакт людей, сопутствующий всякому общению. Мы внимательно следим за реакциями собеседника как за своеобразными маяками в стихии трудного разговора. И он сверлит нас глазами, пытаясь угадать за словами их истинный смысл и соответствие чувствам. Действительно, иногда важнее прочувствовать, чем понять; иногда можно понять, лишь прочувствовав. И мимика при этом очень важна. Недаром сложные и значимые разговоры не ведут по телефону.
Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу. Но не более 10 секунд. И даже такой непродолжительный, но для визуального контакта растянувшийся на вечность «взаимный взгляд» крайне редок — в самом начале свидания, после первых фраз разговора. В дальнейшем общении этот период все уменьшается, причем тем более, чем неприятнее разговор.
Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у людей чувство протеста, как вторжение в сферу личных переживаний. Более того — слишком пристальный взгляд многими воспринимается как признак враждебности.
Несомненна связь наших мимических реакций с содержанием эмоций, и более того — с предметными поводами этих эмоций (вспомним слова Леонардо да Винчи). Есть одна особенность нашего восприятия, которая всех нас объединяет. Человеческий глаз — глаз общественный. Его умение не только смотреть, но и видеть сформировано определенным социальным опытом. Чтобы убедиться в этом, проведите небольшой эксперимент с теми же 12 человечками. Предложите двум вашим знакомым назвать запечатленные эмоции, но одному скажите, что перед ним мимика молодожена, а второму — что это мимика человека, недавно перенесшего горе утраты. Сравнив полученные ответы, вы убедитесь в существовании и действенности установки, которая приводит к тому, что одна и та же информация воспринимается по-разному. А именно, в одном и том же наборе мимических картинок один увидит переживание счастливого молодого супруга, другой — страдания человека.
Люди неодинаково понимают «язык без речи». Женщины воспринимают ее и передают мимикой свои эмоции. Чуткость в невербальном общении обычно увеличивается с возрастом. Но важнее иное: освоение невербального языка в основном происходит в процессе обучения. Поучиться есть у кого, например у знаменитого сыщика Шерлока Холмса.
Секреты Шерлока Холмса
Кто не знает знаменитого героя Конан-Дойла — самого популярного сыщика, когда-либо рожденного воображением мастера детективного жанра? Все мы в детстве и после отдали дань увлекательнейшему чтению, но пользу извлекли разную. Ведь помимо сугубо профессиональных навыков детективной работы дедуктивный метод Шерлока Холмса применим и в самых обыденных обстоятельствах жизни. По его мнению, «Искусство делать выводы и анализировать, как и все другие искусства, постигается долгим и прилежным трудом, но жизнь слишком коротка и поэтому ни один смертный не может достичь полного совершенства в этой области. Прежде чем обратиться к моральным и интеллектуальным проблемам, решение которых особенно трудно, пусть исследователь начнет с более простых задач. Пусть он, взглянув на первого встречного, научится сразу определять его прошлое и его профессию. Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть и на что смотреть. По ногтям человека, по его рукам, обуви и сгибе брюк на коленях, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и обшлагам рубашки — по таким мелочам нетрудно угадать его профессию. И можно не сомневаться, что все это, вместе взятое, подскажет зоркому наблюдателю верные выводы».
«Что за чушь» — может вслед за почтенным доктором Ватсоном воскликнуть скептичный читатель. Мол, все это — досужие домыслы, бесполезные в практической жизни.
Читайте также: