Лексическая неполнота высказывания примеры
Обновлено: 22.12.2024
Найдите ошибки, связанные с неполнотой высказывания и дополните предложения необходимыми лексическими элементами.
1. Не обращая ни на что вокруг, он начал говорить. 2. Я уже чувствую после болезни хорошо. 3. На уроках ребята хорошо ведут. 3. Дворники обязаны посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении. 4. Редакция объявляет конкурс на лучший очерк об интересных людях нашего края. Лучшие будут приглашены к сотрудничеству в газете.
Задание 10.
Выделите избыточные конструкции, случаи тавтологии, лексического плеоназма, многословия, стечения однокоренных слов и отредактируйте предложения.
1. Было установлено, что существующие расценки завышены. 2. Обмен имеющимся опытом был полезен. 3. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными. 4. На конференции присутствовали 120 человек делегатов. 5. Это свойство свойственно всем писателям. 6. О моей автобиографии я уже рассказал во вступительной статье. 7. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 8. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 10. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 11. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 12. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела». На семинаре автор изложил главную суть книги. 13. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация.
Задание № 8. Тема «Функциональные стили речи».
1. Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи? Дайте определение термина «функциональный стиль».
- Назовите основные функциональные стили русского языка.
3. Придайте каждому предложению литературную форму и запишите. Определите, в чем особенности бытовой разговорной речи.
1) Мне от головной боли. 2) За три рубля городскую. 3) С собакой за вами? 4) Сейчас модно без рукавов. 5) Через веревочку прыгает / моя внучка. 6) Напротив живет / ушла на пенсию. 7) Дома забыл чем писать. 8) Ты взял на чем загорать? 9) Возьми чем накрыться. 10) Завтра праздничное надену. 11) Зимнее надо брату покупать. 12) Скоро выпускной / потом вступительные / ужас! 13) У мальчика температура. 14) Без слуха в училище не примут. 15) Он и второй завалил. 16) Мы заняли на машину.
4. В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль? Назовите его основные черты. Какой жанр научной прозы является одним из важнейших и почему? Дайте определение жанра.
5. Назовите основные черты деловой речи.
6. Расскажите об истории русского делового письма. Охарактеризуйте особенности русской и зарубежной школ делового письма.
- Какие основные черты имеет газетно-публицистический стиль и какими языковыми средствами они выражаются?
- Аннотация, ее структура, языковое оформление. Составьте аннотацию научной статьи.
- Реферат, виды рефератов. Напишите информационный реферат, включив в него возможные средства оценки по вашему усмотрению (согласие или несогласие с автором).
- Оформите данные высказывания как цитаты различными способами:
А. Чтобы цитаты стояли после слов составителя реферата.
Б. Чтобы слова составителя реферата стояли после слов цитаты.
В. Чтобы слова составителя реферата стояли внутри цитаты.
Г. Чтобы цитата непосредственно входила в высказывание составителя реферата.
1) Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить народ от нарастания кризисных явлений в хозяйственной и социальной жизни.
3) Для укрепления гарантий социально-экономических прав личности необходимы соответствующие изменения экономических и политических условий.
4) Всемирно охраняя и гарантируя гражданские права и свободы, нельзя рассматривать их изолированно от обязанностей граждан.
Литература:
1. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Русский язык. Учебное пособие. Для студентов-нефилологов. – М., 1999г.
2. Максимов В.И., Русский язык и КР. – М., 2000г. С. 73-93
3. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. – М., 1999г.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и КР. – Ростов-на-Дону, 2001г.
Занятие № 9, 10 Тема « Основы речевой коммуникации».
1. Изобразите схему коммуникативного акта, предложенную К. Шенноном и Р. Якобсоном. Охарактеризуйте структурные компоненты акта речевой коммуникации (см. Максимов. С. 21-26).
2. Назовите основные виды речевого поведения говорящих и слушающих, охарактеризуйте их.
5. Приведите примеры нарушений максим и постулатов Г.П.Грайса (3 – 4 примера, письменно).
6. Перечислите виды рефлексивного слушания. Сформулируйте основные принципы хорошего слушания.
7. Дайте определение понятиям «коммуникативная стратегия» и «тактика» (см. Культура русской речи. С. 72-82). Проиллюстрируйте на примере диалога (из худ. текста, объем – страница) использование различных коммуникативных стратегий и тактик.
8. Воспользуйтесь законом отзеркаливания и вежливо, развернуто отзеркальте: (письменно)
Образец: - Рад был с вами познакомиться.
- Спасибо, мне тоже было очень приятно. Надеюсь еще не раз с вами увидеться! До встречи!
а) Сегодня я с таким трудом добрался до работы!
б) Мой младший брат совсем отбился от рук.
в) Как все стало дорого!
г) Приятной вам поездки!
д) Скоро каникулы.
е) Хорошего вам отпуска!
ж) Приятно вам провести время!
з) Вы такой интересный собеседник.
и) Спасибо, я узнал от вас много нового.
Что нам дает в подобных случаях отзеркаливание?
9. Ответьте на следующие вопросы:
1) Нарушение какого коммуникативного закона вызывает у человека реакцию фразой «Оставьте меня в покое»?
2) Почему любое поучение, критика или непрошеный совет в процессе общения воспринимается нами неприязненно, настороженно? Почему люди не терпят публичных замечаний и реагируют на них практически всегда негативно, даже если замечание, совет или предложение объективно являются правильными? Какой коммуникативный закон проявляется в этом?
3) Что такое популизм в политике? На действии какого коммуникативного закона основывается его эффективность?
4) Учитывая существование закона отторжения публичной критики. Сформулируйте правила эффективной критики. Как лучше всего критиковать человека, чтобы эта критика была эффективной и улучшила работу? Как конструктивно воспринимать критику? (см. Аллан Пиз. Язык разговора. – М., 2001г.)
5) Какие «заочные» характеристики людей чаще бывают необъективными – положительные или отрицательные? Как вы думаете, почему? Как надо относиться к заочным негативным оценкам, высказываемым в адрес тех или иных людей?
6) Согласны ли вы, что в большинстве случаев люди больше говорят о плохом, отрицательном, негативном, чем о положительном, радостном, приятном? Почему?
7) Смягчите категоричность:
- В таком виде нельзя приходить на работу.
- Так с клиентами не разговаривают.
- Вы не имеете права так со мной разговаривать.
- Что вы на меня кричите?
- Что за глупости вы говорите?
- Вас обманули.
- Мне надоело вас слушать.
-Сколько раз можно говорить об одном и том же?
8) Комплимент как малая форма эпидейктической речи. Как говорить искренние комплименты (см. Аллан Пиз. Язык разговора. – М., 2001г.). Приведите примеры удачных и неудачных комплиментов (по 2, письменно).
9) Дайте определение эвфемизма. Назовите темы и сферы эвфемизации речи. Найдите в печатных СМИ примеры эвфемизмов. Каковы цели эвфемизации. Укажите языковые способы и средства эвфемизации (письменно, 10 примеров
Литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и КР. – Ростов-на-Дону, 2001г.
2. Максимов В.И. Русский язык и КР. – М.,2000г.
3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н.Ширяева. М., 2000.
Читайте также: