Культура предстает как выражение сущности человека

Обновлено: 04.11.2024

В определении сущности культуры на первый план выступает философский подход. Он формирует наиболее универсальную трактовку феномена культуры. Культура понимается философией как высший человеческий инстинкт, компенсирующий неудовлетворенные реальные потребности людей с помощью создания символического пространства – мира культуры.

Философия видит в культуре смыслонесущий и смыслопередающий аспекты человеческой практики и ее результатов, символическое измерение реальных событий.

Конкретизацией философского видения культуры может быть взгляд на нее с позиций эстетики, этики и морали.

Эстетический подход к культуре (по Ф. Шиллеру) предполагает, что путь к высшим ценностям (свободе, добру, справедливости) пролегает через красоту, создаваемую в сфере искусства. С позиций эстетики культура рассматривается как осуществление красоты и наполнение гармонией всех видов человеческой деятельности.

Культура с позиций морали и этики (по И. Канту, А. Щвейцеру) предстает как добровольное исполнение человеком его нравственных обязанностей перед всем сущим в мире, а перед самим человеком ставит задачу гармонизации его физической и нравственной сущности.

Философия отводит культуре место идеального связующего звена между вечным и преходящим. Это понимание находит точки соприкосновения с религиозным воззрением на нее. Спектр религиозных воззрений на культуру достаточно широк. Главное место в нем отводится пониманию культуры как условия спасения, как деятельной любви к Богу, людям, миру.

В числе собственно культурологических подходов к определению сущности культуры обычно выделяются:

1) аксиологический подход, определяющий культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством;

2) психологический подход, характеризующий культуру как набор поведенческих стереотипов и мотиваций, обеспечивающих социальную коммуникацию;

3) этнографический подход, представляющий культуру как сумму знаний, обычаев и верований того или иного этноса;

4) исторический подход, рассматривающий культуру как систему конкретно—исторических типов общественного развития;

5) социологический подход, позволяющий исследовать культуру как часть социальной системы, социальных отношений, определенный социальный институт. Социология культуры исследует роли, которые играет культура в обществе (воспитательную, цен—ностно—ориентирующую, коммуникативную и др.). Но в рамках социологического подхода культура рассматривается прежде всего как способ упорядочивания (регуляции) социальных отношений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1.2. Религиозные и научные трактовки сущности человека, общества и культуры в 1-й половине XIX в.

1.2. Религиозные и научные трактовки сущности человека, общества и культуры в 1-й половине XIX в. Теоретическое наследие эпохи Просвещения воспринималось интеллектуальными кругами на Британских островах в первой половине XIX в. через призму сложной ситуации, наступившей

О СУЩНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕТОДА

О СУЩНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕТОДА ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВМЕСТО ПРЕДСКАЗАНИЯИз моего знания сегодняшней ситуации в мире вытекает, что доминирующие сегодня политические тенденции в США, в ведущих средствах массовой информации и в трех ныне неработоспособных ветвях

Сравнение условий, трендов и подходов

Сравнение условий, трендов и подходов Здесь мы предлагаем краткий обзор внешних условий, имеющих отношение к городским транспортным системам развитых стран. Он позволит нам сравнить наблюдаемые в этих странах тренды и типы транспортной политики.Уровень

Транспортная политика: многообразие мер и многообразие заблуждений

Транспортная политика: многообразие мер и многообразие заблуждений Содержание понятий «город, удобный для жизни» и «качество жизни» существенно меняется от страны к стране и от города к городу. Столь же изменчив и состав различных видов транспорта, влияющих на это

9.1. Проблема определения сущности религии

9.1. Проблема определения сущности религии Религия – многогранное явление, которое имеет множество разнообразных форм, одни из которых существуют сегодня, насчитывая довольно длительную историю, другие появились сравнительно недавно. Многие религиозные учения,

О сущности немецкой музыки1

О сущности немецкой музыки1 Эту и последующие статьи я публикую из наследия моего умершего друга. Первая из них, как мне кажется, поможет снискать ему друзей среди французов для его парижского предприятия, тогда как остальные, напротив, обязаны своим возникновением столь

3. Нуминозные сущности в сообществе и истории

3. Нуминозные сущности в сообществе и истории Во власти нуминозных сущностей находится не только природа и индивид, но также и человеческое сообщество с его историей.а) Нуминозное в общественной жизниМы уже обсуждали нуминозное значение семьи и клана (гл. V, разд. 2г).

4. МНОГООБРАЗИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ

4. МНОГООБРАЗИЕ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ Среди ценностей человеческого бытия и культуры, при всем их разнообразии, чаще всего выделяют несколько высших, центральных: Вера (или Бог), Добро, Красота и – не всегда – Истина (иногда еще – Любовь и Свобода). Действительно, в духовной

Ценности жизни и культуры; многообразие и единство ценностей культуры

Ценности жизни и культуры; многообразие и единство ценностей культуры Большаков В. П. Ценности культуры и время. Великий Новгород, 2002.Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб.,

О сущности образования в Школе Жизни

О сущности образования в Школе Жизни Для определения целей образования Школы Жизни следует сперва пояснить содержание базисных понятий — Воспитание и Образование, ибо бережное воспитание открывает путь к правильному образованию. В теории гуманно-личностного подхода к

1.1. Культура: многообразие дефиниций и подходов изучения

1.1. Культура: многообразие дефиниций и подходов изучения Слово «культура» появилось в латинском языке, его первоначальный смысл – «возделывание», «обрабатывание», «уход», «воспитание», «образование», «развитие». Исследователи отмечают, что как самостоятельное понятие

Трансмедиа сторителлинг: определение, обзор подходов к анализу

Трансмедиа сторителлинг: определение, обзор подходов к анализу Трансмедиа сторителлинг (трансмедийное рассказывание истории или повествование) представляет собой специфический вид нарратива, в котором создателями сюжета изначально заложены «белые пятна» для

3. О сущности научного объяснения

3. О сущности научного объяснения Как известно, любая наука имеет свой предмет изучения и два уровня его познания – описательный и теоретический. Если первый уровень в основном сводится к выделению, характеристике и систематизации соответствующего эмпирического

Читайте также: