Кто звучит всемирно известное высказывание рене декарта в котором заключается его философское кредо
Обновлено: 04.11.2024
Немецкий ученый-математик, юрист и философГотфрид Лейбниц(1646 – 1716) считается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы: субстанции и познания. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.
Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, – на высшую – Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой – всех сотворенных – на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).
Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи – проявления субстанции) на два класса– протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.
В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах(или о множественности субстанций).Основные положения данной теории (монадологии) следующие:
1) весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу; данные субстанции называются монадами(в переводе с греческого – «единое», «единица»);
2) монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; она обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
3) по своей сути монада – это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;
4) монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: «не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).
Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:«голые монады» (лежат в основе неорганической природы, т.е.камней, земли, полезных ископаемых), монады животных (обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием), монады человека (обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить) и Бог (высшая монада). Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.
Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о монадах была гносеология. Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом: все знания разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта». «Истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер. А «истины факта» являются знаниями, полученными эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер. Несмотря на то, что опытное знание вероятностное, а не достоверное, тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания. Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний – либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них – рациональное (полученное на основе разума) – будет носить достоверный характер, а другое – эмпирическое (основанное на опыте) – лишь вероятностный.
Тесты для самоконтроля к главе 6
1. Направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум:
2. Направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)», «знание– сила»:
3. Заслуга Рене Декарта перед философией в том, что он:
а) обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции;
б) выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях»;
в) стал автором теории дуализма;
г) во всем вышеперечисленном.
4. Как звучит всемирно известное высказывание Рене Декарта, в котором заключается его философское кредо:
а) «Мыслю, следовательно, не глуп»;
б) «Мыслю, следовательно, не обманите»;
в) «Мыслю, следовательно, существую»;
г) «Мыслю, следовательно, добиваюсь».
5. Согласно Декарту, все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя, носит название:
6. Как звучит афоризм Фрэнсиса Бэкона, который сжато выражает все его философское кредо:
а) «Знание – слабость»;
в) «Знание – оружие»;
г) «Знание – богатство».
7. Обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов составляют суть метода:
8. Кто из философов нового времени высказывался о сознании как о «чистой доске»,на которой записывается опыт, источником которого выступает внешний мир?
а) Фрэнсис Бэкон;
9. Кому принадлежит знаменитое высказывание: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать»?
а) Эразму Роттердамскому;
б) Готфриду Лейбницу;
в) Бенедикту Спинозе;
г) Фрэнсису Бэкону.
10. Кто из философов Нового времени выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций)?
Читайте также: