Кризис подросткового возраста три фразы описать

Обновлено: 04.10.2024

foto17450-1 (2)

Подростковый возраст характеризуется своей нестабильностью и непредсказуемостью.

Порой родители сталкиваются с грандиозными изменениями в личности ребенка, переворачивающими взаимоотношения в семье с ног на голову.

Виной тому кризис подросткового возраста.

Что это такое?

Подростковым кризисом называется переходный период от младшего школьного возраста к подростковому. В этот момент у ребенка происходит ряд значительных изменений на физиологическом и психологическом уровнях. Такой стремительный скачок в развитии часто приводит к ярким изменениям в характере и поведении ребенка.

Именно подростковый кризис в психологии по праву считается самым заметным и потенциально опасным в жизни человека. Но при правильном отношении и теоретической подкованности родителей, пройти данный период можно с минимальными потерями.

Больше информации о том, что это такое здесь.

Немного истории

foto17450-1 (4)

Кризис подросткового возраста впервые описал американский психолог Стенли Холл. В начале 20-го века им была издана монография, в которой специалист вывел причины и следствия столь фундаментальных изменений в личности ребенка.

Так именно он обозначил данный возрастной период как переходное звено между детством и взрослостью.

Позже проблематикой кризиса отрочества занимались социлог М.Мид, психологи А.Фрейд и Л.И.Божович. Именно их работы создали базовые основы для понимания сути данного жизненного периода.

Кратко о видах

Подростковый возраст богат разнообразием поведенческих проявлений. На основании этого можно выделить несколько его разновидностей.

Идентичности

Именно в этом возрасте ребенок впервые начинает задумываться о своем предназначении и смысле жизни. Несостыковка желаний и потребностей способна привести к серьёзным эмоциональным проблемам. Также именно в это время у человека обостряется потребность самоопределения и вопросы о будущем.

Независимости

Данная форма кризиса зачастую наиболее заметна для окружающих, так как при её преобладании подросток склонен к неподчинению, несогласию со мнением взрослых. Такие дети порой склонны к проявлениям агрессивного и девиантного поведения.

Зависимости

foto17450-1 (7)

При этой форме кризиса ребенок может казаться абсолютно спокойным и уравновешенным. Именно про таких детей родители впоследствии говорят, что у них не было никакого переходного возраста. Но это утверждение далеко от истины.

Такой ребенок панически боится выделяться из социума. Его послушность и безпроблемность связана не с осознанной порядочностью, а со страхом показаться неправильным, странным. Такие дети часто становятся изгоями в классе, так как неспособны к лидерским качествам.

Черты каждого из видов кризиса могут переплетаться в одном человеке. Например, ребенок с зависимой формой в отношении сверстников может проявлять яркое бунтарское поведение в отношениях с родителями.

3 фазы, которые проходит подросток

  • Предкритическая (негативная). На этом этапе происходит слом прежних привычек, образцов поведения и мышления. Именно в этот момент кризис начинает набирать обороты.
  • Кульминационная. Пик кризиса происходит в момент, когда старые устои полностью разрушены, а новые еще не успели полноценно образоваться. Именно здесь появляются экзистенциальные вопросы о смысле жизни, предназначении и идентичности. Продолжительность кульминационного периода во много зависит от условий среды вокруг ребенка.
  • Посткритическая. На этом этапе новые структуры начинаю занимать образовавшуюся пустоту. Ребенок взрослеет, становится более сознательным, старается выстраивать отношения иначе. Всплески деструктивного поведения еще могут возникать, но со временем они сходят на нет.

Временные рамки всех трех фаз очень индивидуальны и условны. Для кого-то кульминация кризиса может составлять один год, а для кого-то начнется в 11 лет и будет продолжаться вплоть до совершеннолетия.

Продолжительность: сколько максимально может длиться?

foto17450-1 (5)

Подростковый кризис может начаться в 11 лет, а закончиться в 18, но на практике возрастные границы очень размыты.

  • Для девочек средняя продолжительность кризиса составляет период с 11 до 14 или даже 15-16 лет.
  • Для мальчиков средняя продолжительность – с 12-13 до 18 лет.

Более раннее начало кризиса у девочек обусловлено в большей степени физиологическим компонентом. Девочки быстрее взрослеют, их организм развивается менее скачкообразно.

Средняя продолжительность кризисного периода у мальчиков на 1-2 года больше, чем у девочек. Помимо физиологических причин, на это влияет и чуть большее социальное давление на мальчиков по поводу самоопределения и поиска жизненного пути.

Не стоит опираться на возрастные рамки как на показатель. К примеру, Всемирная Организация Здравоохранения и вовсе обозначает подростковый возраст периодом с 10 до 20 лет. И такая трактовка имеет право на жизнь, так как имеют место случаи затяжного подросткового кризиса.

Но в здоровом варианте подростковый кризис заканчивается до 16-17 лет. К этому периоду в норме должны быть сформированы кризисные новообразования.

Суть кризисного периода этого возраста

Суть кризиса заключается во внутреннем конфликте между потребностями и возможностями подростка. Ребенок начинает ощущать себя взрослым, испытывает потребность в самореализации, но, по объективным причинам, не может быть полностью самостоятельным.

Внутреннее противоречие усугубляется гормональными вспышками и эмоциональной нестабильностью. Подростковые эмоции не соответствуют уровню раздражителя. Иными словами, то, что для взрослого кажется пустяком, для мальчика или девочки 15 лет кажется трагедией.

О сути кризиса, его проблемах и задачах читайте в этой статье.

Причины

foto17450-1 (1)

Причины начала кризиса могут быть как внутренними, так и внешними. К внутренним можно отнести:

  • Внутренний конфликт между потребностями и возможностями.
  • Сильные эмоции, несоответствующие уровню раздражителей.
  • Недовольство собой, заниженная самооценка.

Внешними причинами могут выступать:

  • Трудные взаимоотношения в значимой группе сверстников.
  • Непонимание со стороны родителей.
  • Завышенные требования к ребенку со стороны родителей и учителей.
Сам по себе кризис является нормой развития личности. Названные причины могут лишь усугубить или смягчить его, но никак не отменить.

Подробнее о причинах подросткового кризиса рассказано здесь.

Признаки и симптомы

Начало кризиса легко заметить, но далеко не все родители верно его интерпретируют:

  • Ребенок внезапно стал более закрытым и погруженным в себя.
  • Ребенок, напротив, стал чрезмерно активным и общительным.
  • У подростка чаще обычного начала проявляться вербальная и физическая агрессия.
  • Произошел заметный спад в успеваемости по учебе.
  • Изменились хобби и увлечения.
  • Изменился круг общения (расширился или, напротив, сузился до полного отсутствия друзей).

При проявлении подобных симптомов родителям не стоит паниковать и бить тревогу. Нужно внимательно следить за ситуацией и предпринимать здоровые меры при необходимости.

Больше информации о симптомах подросткового кризиса вы найдете здесь.

Варианты протекания

В зависимости от личностных качеств подростка и характера социальной среды вокруг него, кризис может протекать в тихом или ярком виде.

Тихое протекание. В этом случае ребенок уходит в себя и неохотно идет на контакт. Возможен уход в фантазии, эскапизм. Такие подростки часто находят канал выхода эмоций в компьютерных играх или музыке. При этом интерес к прежним увлечениям обычно теряется, а круг общения сужается до минимума или полного отсутствия.

Новообразования

foto17450-1 (6)

Сутью любого возрастного кризиса и его хорошим результатом является формирование новообразований – новых личностных черт, которых у человека не было ранее.

К новообразованиям подросткового кризиса относятся:

Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Если в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка является учеба, то у подростка на первый план выходит общение со сверстниками.

Концепции в возрастной психологии

Существует несколько различных психологических концепций, в свете которых объясняется суть подросткового кризиса.

По Эриксону

Э. Эриксон говорил, что главным новообразованием подросткового возраста является формирование самоидентичности. Подросток начинает осознавать и связывать свой прошлый опыт со своим настоящим и будущим. Также он говорил о том, что именно в этот период формируется образ «Я» своими глазами и «Я» глазами других, что приводит к формированию более объективного взгляда на себя.

Больше о труде Э. Эриксона и его сути здесь.

По Выготскому

Отечественный психолог Л. С. Выготский значительный упор делал на формирование интересов в подростковом возрасте.

Он обращал внимание на то, что многие из увлечений и интересов, формирующихся в этот период, могут легко перенестись и во взрослую жизнь.

Также он выделял в виде важного новообразования развитие рефлексии и самосознания. По словам Выготского, подросток начинает мыслить о себе, а в сочетании с развитием функций воображения внутренний мир подростка значительно усложняется в сравнении с младшим школьным возрастом.

По Эльконину

Д. Б. Эльконин называл главным новообразованием отрочества именно ощущение взрослости. Человек в этом возрасте приходит к выводу о том, что между ним и взрослыми, его окружающими, нет никаких различий. И требует к себе соответствующего отношения. Именно на этом фоне и возникают конфликты и негативизм, так как взрослые продолжаю воспринимать его как ребенка.

Рекомендации родителям

foto17450-1 (8)

Часто родители теряются, когда их ребенок столь стремительно меняется в своем поведении. Но первое, что нужно сделать – это принять факт того, что кризис не остановить. Его можно и нужно смягчать, оказывать поддержку ребенку.

Но сотворить чудо и полностью избавить сына или дочь от кризисных проявлений мама и папа не в силах.

Есть несколько рекомендаций, которые можно использовать при взаимодействии с подростком:

  • Стараться быть другом, а не наставником. Это главное и основное правило. Подросток не будет честен в общении, если родитель пытается задавить его авторитетом. Но если мама и папа будут общаться с ребенком на равных, то шанс наладить контакт гораздо выше.
  • Слушать ребенка. Правило, вытекающее из предыдущего. Подростку нужно, чтобы его чувства были услышаны безоценочно. Хотя бы в тот момент, когда он находится в них. Поэтому с советами следует быть очень аккуратными.
  • Быть на стороне ребенка при возникновении конфликтной ситуации. Для подростка очень важно то, как он выглядит со стороны, что о нем думают. Поэтому ни в коем случае нельзя публично становиться на сторону «обидчика» в конфликтной ситуации, даже если родитель уверен, что его ребенок не прав. Лучше позже провести беседу наедине. Но в момент конфликта подросток должен чувствовать поддержку родителя.
Важно понимать, что из кризиса можно и нужно находить пользу. Чем больше принятия и понимаю подросток встретит, тем менее болезненным будет переход во взрослую жизнь.

Для налаживания эмоциональной связи с подростком подойдет любое совместное времяпрепровождение, которое придется по душе обоим участникам. Неважно, что именно это будет – совместный поход в кино, рыбалка, поездка в другой город и т.д. Важно понимать, что именно такое время в голове подростка формирует образ понимающего родителя. И с таким родителем он гораздо охотнее пойдет на контакт.

Ошибки родителей

  • Попытки «задавить» агрессивные проявления подростка встречной агрессией.
  • Попытки найти причины «плохого поведения» в воспитании.
  • Таскание ребенка по врачам с целью найти психиатрические или неврологические причины нарушений поведения.
  • Проецирование своего жизненного опыта на жизнь ребенка (бесконечные советы и наставления).

Отсутствие проявлений

Нужно помнить, что возрастной кризис рано или поздно проявится. Если в поведении ребенка нет видимых изменений, это может означать, что кризис протекает в скрытой и легкой форме. Но это не значит, что можно пустить процесс на самотёк и не интересоваться жизнью подростка.

Видео по теме

О кризисе подросткового возраста рассказывается в этом видео:

Заключение

Подростковый кризис, несомненно, является трудным периодом для самого ребенка и его ближайшего окружения. Именно поэтому так важно найти здоровый и поддерживающий контакт с подростком. В этом время семья должна стать для него местом, в котором его бурные эмоциональные реакции смягчаются, а вопросы о неопределенности будущего не давят столь сильно. И это под силу обеспечить любым любящим родителям.

Читайте также: