Козел отпущения откуда пошло выражение

Обновлено: 22.12.2024

Так уж сложилось, что рогатый скот в нашей культуре занимает особое положение, часто недружелюбное.

Мы называем друг друга быком, козлом и еще бог весть чем, чтобы обидеть собеседника. А если добавить к этому слову своеобразный эпитет, то победа вообще получится безоговорочной.

Выражение «козел отпущения» так или иначе фигурирует в нашей речи. Чаще всего так называют человека, который не совершал ничего дурного, хотя вина все равно легла на его плечи.

Когда муж поздно приходит домой, его подозрительная супруга может сделать из него этого самого «козла». Ситуация знакомая многим.

Но откуда взялось это необычное выражение и почему именно козел?

На появление этого фразеологизма повлияло сразу несколько течений. Например, в иудаизме козел являлся ритуальным животным, на которого возлагали все людские грехи.

После «возложения» его отпускали в путешествие в пустыню. Считалось, что высшие силы непременно отпустят грехи за содеянное.

Ритуал проводился в праздник Йом Кипур, в этот священный день в храм приводили двух одинаковых козлов. Дабы все было честно, священник подкидывал монетку, которая и определяла будущую жертву.

Один из козлов отправлялся на кремацию, а другой становился объектом отпущения людских грехов. Затем служители храма уводили последнего в пустыню или сбрасывали со скалы.

В христианстве козел нередко ассоциируется с самопожертвованием Христа, хотя многие верующие видят в этом животном Сатану. Считается, что все грехи были возложены на Сатану не потому, что он может принести искупление, а в качестве наказания.

В священных текстах говорится, что Сатана является первоисточником всякого греха.

В наше время козел практически утратил всю свою сакральность.

Сегодня выражение «козел отпущения» используется только для того, чтобы как-то обозначить человека, попавшего под горячую руку.

В английском языке существует похожее выражение – «мальчик для битья». Впервые оно возникло при английском дворе в середине 15 в. Тогда считалось, что короли избираются только богом и никем больше.

Когда сын правителя вел себя ненадлежащим образом, наказывать его мог только король. А поскольку последнего часто рядом не было, учителя нашли более искусный метод наказания. Они приводили в замок знакомого принцу мальчика, причем это мог быть даже его друг, и избивали его.

После такого у юного принца неожиданно пропадало всякое желание к баловству.

Читайте также: