Конфуций краткая биография высказывания

Обновлено: 04.11.2024

Если древние источники нас не обманывают, рост Конфуция составлял 275 см. И, если всё же достоверность данных вызывают сомнения, то в масштабах личности великого китайца, оказавшего огромное влияние на национальное самосознание Восточной Азии, сомневаться не приходится.

Конфуций (Кун Фу-цзы), 551 г. до н.э. - 479 г. до н.э. - древний мыслитель и философ Китая Конфуций (Кун Фу-цзы), 551 г. до н.э. - 479 г. до н.э. - древний мыслитель и философ Китая

Конфуций был философом, политиком и наставником. Ключевыми понятиями его учения, которое на тысячелетия определило государственную идеологию Китая, являются образованность, благожелательность, лояльность и нравственность.

Жизненный путь

Выдающийся философ родился на востоке Китая, в провинции Шаньдун, недалеко от селения Цюйфу, в 551 г. до нашей эры. Его семья происходила из знатного рода, однако к моменту рождения Конфуция она обеднела, и в юности мыслитель испытал на себе все тяготы простого труда.

С раннего возраста Конфуций тянулся к знаниям. «В 15 лет я полюбил учиться», — рассказывал он впоследствии своим ученикам. В числе изучаемых им предметов были музыка, математика и классические дисциплины. Но больше всего воображение философа занимал ранний период правления династии Чжоу (1046-256 до н. э.) — спокойное время, которое Конфуций считал «золотым веком», идеалом, к которому нужно стремиться.

Философ верил в то, что обучение и глубокие размышления развивают добродетель, а тот, кто стремится управлять другими, должен работать над самодисциплиной и укреплять свой моральный авторитет.

Конфуций неоднократно пытался проникнуть в систему государственного управления и реформировать ее изнутри, однако эти попытки ни к чему не привели. Ему удалось занять пост министра юстиции в провинции Лу, однако его активность не всем пришлась по душе, и в итоге Конфуций оставил свой пост.

Несравнимо большего успеха Конфуций добился в качестве учителя. В противовес устоявшейся традиции мыслитель уверял, что образование необходимо всем без исключения и ратовал за обучение в течение всей жизни «ради самого себя». Под последним он понимал самопознание и самосовершенствование. Конфуций обрел большое количество последователей, которые называли его Кун-фу-цзы («учителем Кун»). Впоследствии ученики философа популяризировали его идеологию, составив сборник «Аналекты Конфуция».

"Аналекты Конфуция" - главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием. "Аналекты Конфуция" - главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием.

Согласно «Аналектам», Конфуций верил в гармоничное общество, где каждый занимает причитающееся ему место, а главным «строительным кирпичиком» является семья. По мнению мыслителя, для воспитания образованных, добросовестных граждан, готовых служить на благо общества, необходимо развивать такие личные качества, как добросердечие, взаимоуважение и почитание старших.

Распространение учения Конфуция

При жизни Конфуций не снискал славы. Однако на момент его смерти в 479 году до н. э. у него было около 3000 учеников — они-то и посвятили себя сохранению и распространению наследия учителя. В итоге во втором веке до н. э. учение Конфуция с энтузиазмом подхватила династия Хань, сделав его государственной идеологией и определив развитие китайского государства на тысячелетия вперед.

Конфуций верил в то, что все члены общества должны непрерывно обучаться и развивать свои нравственные качества. Конфуций верил в то, что все члены общества должны непрерывно обучаться и развивать свои нравственные качества.

При жизни в родном городе Цюйфу Конфуций не пользовался особой популярностью. Однако по прошествии времени все изменилось, и родина философа стала местом паломничества и поклонения.

Сегодня храм, фамильное кладбище и дом-усадьба Конфуция охраняются ЮНЕСКО и являются популярными объектами туризма и паломничества. Храм Конфуция был построен вскоре после смерти мудреца в 479 году до н. э. — сегодня это целый комплекс, занимающий 20 гектаров земли. Показателем высокого статуса «некоронованного короля» (так называли Конфуция его ученики) выступает глазурованная желтая черепица на крыше храма: в Китае желтый цвет — это привилегия императора.

Конфуцианство и жизнь «низов»

Основу общества Древнего Китая составляли крестьяне. Их жизнь была чрезвычайно тяжелой. По свидетельству Чао Цуо, советника при императорском дворе времен династии Хань, крестьяне круглый год работали без единого выходного. При этом они могли пострадать от наводнения, засухи, несправедливости власть имущих и остаться ни с чем. «Им приходится продавать свои поля, дома, даже детей и внуков, чтобы расплатиться с долгами», — писал Чао Цуо в 178 до н. э.

Конфуций, ратуя за поголовную образованность людей, волей-неволей способствовал появлению неспокойных настроений в обществе. Согласно его учению, сословность общества была естественным, данным богом, явлением, однако при этом он считал, все члены общества должны относиться друг к другу благожелательно и жить в гармонии. Сам Конфуций выступал за ограничение налогов и регламентацию сельскохозяйственных работ.

Конфуций придавал большое значение развитию таких качеств, как добросердечие, взаимоуважение и почитание старших. Конфуций придавал большое значение развитию таких качеств, как добросердечие, взаимоуважение и почитание старших.

В действительности же гармонично сосуществовать, «не делая другому того, чего не желаешь себе сам», не получалось. Начальники над крестьянами зачастую не только не проявляли доброжелательности в отношении своих подчиненных, но и, наоборот, вели себя жестоко и несправедливо.

Позднее идеологию Конфуция развил другой известный китайский мыслитель, Мэн-Цзы. Защищая интересы крестьян, он даже выдвинул мысль о возможности неподчинения последних недобросовестным правителям.

Н. К. Рерих. Конфуций Справедливый. Серия «Знамёна Востока». 1925 Н. К. Рерих. Конфуций Справедливый. Серия «Знамёна Востока». 1925

В дальнейшем появились и более радикальные идеологи. В ходе истории китайские крестьяне многократно устраивали восстания и боролись за свои права.

Но идеальное общество в том виде, каким его представлял себе Конфуций, создать так и не получилось.

Читайте также: