Конец фразы в устной речи обозначается понижением голоса

Обновлено: 21.11.2024

Слова пишутся отд ел ьно, а произносятся вместе. Однако не сплошным по то ком. С помощью пауз мы разъединяем речевой по то к на отдельные фразы и мелкие внутренне фр азо вые интонационно-смысловые единства - синтагмы, или так на зы ваемые языковые звенья.

Паузы, отделяющие фразу от ф ра зы и синтагму от синтагмы, называются логическими паузами. В аж но правильно определить ме с то логических пауз в середине фразы. Не ум естные паузы делают непонятной мысль, могут даже изв ра тить её. Трудно воспринимается мысль при на л ичии лишних пауз. Слова, тесно связаны между собой гра мм атически и по содержанию, составляют одно язы ков ое звено и произносятся без пауз, вместе, как одно с л ово. Продолжительность логических пауз опред е ляется степенью связи между языковыми звеньями и ме ж ду фразами, степенью завершённости мысли. Чем ме нь ше связь, тем пауза длительнее. Паузы м еж ду фразами длиннее пауз в середине фразы. Разн ы ми они могут быть и между языковыми звеньями. Правильное оп р еделение соотношения продолжительности л о гических пауз помогает точнее выразить мысль и добиться есте ст венной интонации диктора.

Важным средством логической выразительности является логическое ударение. В каж д ой фразе, как и в каждом языковом звене, есть ва ж нейшее по смыслу слово. Его мы выделяем из д ру гих слов определёнными средствами: замедлением произ н есения, усилением голоса, изменением выс о ты голоса (повышением или понижением), паузой пе ре д словом (а иногда и после него). В осн ов ном используем одновременно несколько способов. Такое выд еле ние слов называется логическим ударением. В ка ж дой языковом звене выделяется логическим уда ре нием, как правило, одно слово. Итак, сколько во ф ра зе языковых звеньев, столько и логических уд а рений, но одно из них всегда выступает основным. Назы в ается оно фразовым.

Диктор Центрального Телевидения Виктор Балашов

Главное слово в предложении яв ля ется смысловым центром, отражает отношение гов оря щего к предмету, к событию. Умение выд ел ять ударные слова делает интонацию понятной. Такая р е чь легко воспринимается слушателями. Прежде в се го нужно научиться снимать ударения с ост аль ных слов. Это облегчит фразу и выделит главное слово в пре дл ожении.

Проделайте упражне н ие под названием "Спор". Допустим, вы спорите с другом о только что про сл ушанной речи диктора.

- Его речь сильно захватила всех слушателей, - говорите вы.
Товарищ не согласен и пытается разубедить вас:
- Его речь сильно захватила всех слушателей? - переспраш и вает он, выражая крайнее недоумение.
- Его речь сильно захватила всех слушателей. - отвечаете вы, отста и вая своё мнение.
- Его речь сильно захватила всех слушателей? - опять пере спр ашивает товарищ, пытаясь отстоять свою точку зрения.
- Его речь сильно захватила всех слушателей. - сто ит е вы на своём.
- Его речь сильно захватила всех слушателей? - не унима е тся спорщик.
- Его речь сильно захватила всех слушателей. - утвержд а ете вы. И так далее.

Каждый раз повторяя ф ра зу в том же порядке слов, выделяйте только одно - г ла вное слово, а со всех остальных слов учитесь сн им ать ударения. Отвечая на вопросы попробуйте выд ел ить главное слово путём некоторого растяжения его и пон иж ения голоса. Понижение голоса на уда рн ом слове придаёт интонации окраску покоя и убеждённости от с озн ания правоты. Понижение голоса на г ла вном слове - это характерный признак мелодики русской интонации. Пони ж ение тона начинается со слога в ударном сл о ве, где бы оно ни стояло: в начале, се ре дине, или конце фразы.

Пример: Велика сила слова диктора.

Понижение голоса в этой фразе нач ина ется с первого слова (с третьего слога "ка"), далее все слова идут вниз.

Наша мелодия речи волноо бра зная. Русской интонации характерна восхо д яще-нисходящая мелодика повествовательного предложения. Поэ то му начинать говорить нужно в сред не м тоне, чтобы иметь возможность повышать, разв и вая смысл длинного предложения, и пон иж ать тон голоса на точке.
Надо также учитывать, что в з ву чащей речи после ударного слова, особенно ес ли оно стоит ближе к началу предложения, резко падает гр ом кость голоса и часто бывает не слышен ко н ец предложения. Так же, как не слышны и концы слов из-за т ог о, что энергия отдана главному сл о гу. Требуется тренировка навыка сохранения звучности голоса на протяж е нии всего предложения, чтобы подд ер живалась ровность силы звука и после уда рн ых слов.

Когда эгоистическое счастье | является единственной целью жизни , | жизнь очень скоро оказывается лишённой цели.
Р. Роллан.

Серенькие подвижные и нахальные воробьи | обсели голый куст жасмина под окном | и с рвением клюют семена .

В середине второго предложения нет знака пр еп инания, но читается оно с двумя логич е скими паузами, которые членят предл ож ения на три языковых звена. В первом звене л о гично отмечено слово воробьи, во втором - жасмина, в тр е тьем - семена. Основное (фразовое) ударение прих од ится на слово семена.

Чаще логическим ударением выделя е тся последнее слово звена и фразы в це л ом, но нередко ударное слово бывает в начале или в сер е дине языкового звена. Как правило, отм еч аются слова, означающие новые понятия. Если отмеченное сло во повторяется, оно уже ударением не в ы деляется. Тут можно найти множество примеров логического р а збора известных афоризмов о красноречии. Представьте, что вы в студии. Воз ьм ите стихотворение, художественную прозу или тек с т своего выступления и читайте его "перед микро ф оном". Аудитория вас не ви ди т вашей ротовой артикуляции. Значит можно активизировать произн ес ение звуков, особенно согл ас ных. Не снимайте голос с опоры, т.к. он сейчас же зазвучит глухо, захрипит, или пе р ейдёт на шёпот. Диктору можно и не гр о мким голосом воздействовать на слушателей своей интонацией, до н осить мысль, передавать чувства!

Возьмите кого-нибудь себе в помощ н ики, кто смог бы проконтролировать интон а цинное развитие, чёткость дикции, чистоту звучания, ясность мысли. С я дьте к нему спиной, чтобы он вас не ви де л и читайте текст . Контролёру легче поймать в аш и ошибки.

Говорим мы не ровным тоном. Голос то повы ша ется, то понижается. Восхо д ящая мелодия речи сопровождает те синт аг мы, в которых развивается мысль, а нисходящая - в ко то рых она завершается. Такое изменение высоты тона наз ыв ается логической мелодией. Основу её составляют логич е ские ударения и паузы. Они создают соответ ст вующий ритм, а также мелодию разви ти я и мелодию завершённости интонации.

Нужно заботиться не только о лог и ке фразы, но и всего устного выступления. Ф ра зы связываются таким образом, чтобы следующая фраза до по лняла или объясняла мнению п ре дыдущей. Их следует группировать в логически завершённые части, в кот о рых нужно выделять самую главную ф раз у. Наиболее выпукло должна прозвучать главная мы с ль диктора. Этого можно достичь только р ас положением менее важных мыслей на заднем плане. Такая пер ед ача мысли в её развитии посредством с вя зи следующего с предыдущим и правильного соотн ош ения главного и второстепенного наз ыв ается логической перспективой.

Читайте также: