Кому принадлежит высказывание воспитание главная задача государства
Обновлено: 22.12.2024
Во всех философ. концепциях: воспитание – неотъемлемая важная часть общ. бытия.
Необходимость разного воспитания в обществе для воспроизводства соц. структуры.
Древняя Греция. Школа (schol) – досуг.Демокрит. 460-470 до н.э. – неизвестно. Гл. задача научить хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать. Метод – убеждение и пример. Общение с дурными людьми формирует дурные наклонности.
Сократ. (469-399 до н.э.). Добродетель тождественна знанию, а самопознание – высшая добродетель. Познай самого себя. Рассматривал воспитание как восходящий путь интеллектуального и нравственного развития. Вопросно-ответная форма обучения. Основной метод – убеждение. Роль эвристики.
Платон. (427 – 347до н.э. ). «Государство», «Законы».
Основал философскую школу – Академию. Знание должно приносить радость.
Платон был одним из первых, кто выдвинул и обосновал идею соотношения государства и воспитания. Воспитание - главная задача государства, в чьих руках оно должно находиться, служить его интересам и его главным сословиям. Цель воспитания по Платону всегда заключается в подготовке подрастающего поколения к выполнениюопределенных общественных функций. Общественные функции, выполняемые гражданами, различаются, поэтому различаются и цели воспитания. В предлагаемой Платоном системе воспитания сочетаются черты афинской и спартанской школ. Организацию и содержание воспитания и обучения он предлагал оформить законодательно. В трактате «Государство» Платон одним из первых выдвинул идею воспитания человека на протяжении всего жизненного пути.
Воспитание и обучение должны осуществляться под контролем государства и в его интересах. Новорожденных должны вскармливать кормилицы в гос. воспитательных домах.
С 3 до 6 – специальные воспитательницы на площадках вблизи храмов. Подготовка к школе.
С 7 лет – гос. школы. Диалоги. Астрономия, математика, диалектика.
С 12 до 16 – палестры и гимнасии.
Общая целевая установка воспитания – приближение к добродетели, но сама она варьируется для разных сословий. Таким образом, понимание Платоном добродетели основано на воспитании у тех или иных групп населения качеств, необходимых им для выполнения различных общественных функций.В «Законах» образование – то, что ведет с детства к добродетели, заставляет человека стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать. Существуют 4 основные добродетели: мудрость, присущая правителям, мужество, присущее стражам, благоразумие /умеренность/, присущая третьему сословию, справедливость. справедливость воцаряется тогда, когда все три сословия осуществляют свои добродетели. Благочестие – религиозность, этому должна быть подчинена вся система образования и воспитания.
Антисфен 455-260 до н.э.
· Главное- нравственное воспитание. Важны сила воли и умение преодолевать трудности
· пусть дети наших врагов живут в роскоши.
Аристотель. 384-322 до н.э.
Воспитатель Александра Македонского
Ликей. Перепатетическая школа..
Аристотель создал наиболее полную теорию воспитания в античном мире. Он сторонник воспитания через семью и государство, своим уважением и любовью к семейному началу обозначил одно из важнейших направлений в социальной педагогике.
Главная задача государства - воспитание в народе добродетели; нравственное и научное образование важнее всяких войн и завоеваний. Характер воспитания оказывается в функциональной зависимости от характера государственного устройства (например, он должен быть различным при демократии и при олигархии).
Вообще же воспитание должно быть гармоничным, включать в себя умственную, нравственную и физическую стороны. Рассматривая вопросы воспитания и образования, Аристотель придерживался следующей возрастной периодизации развития детей: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 15 лет до 21 года. Воспитание ребенка до 7 лет должно осуществляться в семье, а после этого - в школе. Воспитание детей с 7-летнего возраста обязательно должно находиться под контролем государства-полиса. Семейное и общественное воспитание должны соотноситься друг с другом как часть и целое.
Аристотель полагал, что ум ребенка от рождения есть "чистая доска", которая заполняется в процессе жизни.
В самом процессе обучения он выделял несколько этапов. На первом, подготовительном, ребенок должен овладевать умением писать, читать и считать; совершенствоваться физически, занимаясь гимнастическими упражнениями; развиваться эстетически, обучаясь музыке и рисованию. В ходе всех этих занятий у ребенка должно постепенно развиваться логическое мышление.
На этой базе юноши на следующей ступени обучения должны были приобретать традиционные знания о природе и обществе, о человеческой истории. В дальнейшем юноши из кругов аристократии, занимаясь риторикой и поэтикой, должны были готовиться к участию в государственной жизни.
Воспитание по своей природе должно быть двояким, так как в обществе, по мнению Аристотеля, система "раб - господин" естественна. Рабы должны приготовляться к труду, а дети свободных должны иметь необходимый досуг для развития ума и телесного совершенствования. Дети аристократов должны получать наилучшее образование, ибо им предстоит управлять государством. Образование свободных граждан не должно было иметь трудовой направленности, поскольку производство материальных благ было уделом рабов.
Образование – процесс и результат усвоения опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков.
Последовательность воспитания в соответствии с тремя частями души. Воспитатель прежде всего развивает душу, которая, по Аристотелю имеет три части, выполняя различные функции: растительную (питание, размножение), животную (ощущения, чувства), разумную (мышление, познавательная деятельность). Одновременно физическое развитие.
Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. В семье, с 5 до 7-летнего возраста, он предлагал проводить предварительное обучение.
Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование.
Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний. Придавая в воспитании особое значение гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких животных". Особую роль в формировании прекрасного начала должна была играть музыка.
• Семья и семейное воспитание соответствуют человеческой природе. До 7 лет – в семье.
Читайте также: