Кластеризация фраз по группам

Обновлено: 04.11.2024

При продвижении сайта в поисковых системах для всех ключевых фраз необходимо подобрать посадочные страницы, которые будут отвечать на конкретные запросы и отображаться в результатах поиска по этим фразам. Чтобы правильно распределить запросы по страницам сайта, нужно провести кластеризацию.

Кластеризация – это процесс объединения в группы (кластеры) тех ключевых запросов, которые можно продвинуть в ТОП поисковой выдачи на одной странице.

Поисковые системы при ранжировании учитывают, насколько страница релевантна (то есть соответствует) конкретному запросу. Поэтому, если попытаться оптимизировать страницу под несовместимые друг с другом ключевые фразы, то не получится продвинуть её в ТОП-10 по одной из этих фраз или даже по всем. Посетители, перейдя на сайт по своему запросу, увидят неподходящее содержимое, решат, что эта страница им не подходит, и покинут её. В результате вырастет процент отказов, и посадочная страница не займет высоких позиций в поисковой выдаче.

Для чего нужна кластеризация?

  • Правильно выполненная кластеризация позволяет быстрее вывести запросы в ТОП-10 без дополнительных затрат. Неверное распределение запросов по кластерам может стать причиной отсутствия высоких позиций.
  • Показывает, как нужно организовать структуру сайта, какие страницы потребуются в будущем и каким контентом их наполнять.
  • Благодаря группировке запросов по смыслу посетитель будет находить нужные ему страницы и получать точный ответ на свой вопрос - это снизит количество отказов, увеличит целевой трафик и продажи.

На одной странице пытались продвинуть запросы «металлический забор» и «сетка рабица». Поскольку тот и другой запрос относились к ограждениям из металла, была сделана попытка оптимизировать под обе эти фразы одну страницу. Но пользователи, которые заходят по запросу «металлический забор», ищут, как правило, сплошное металлическое ограждение из профлиста, и прозрачная, сплетенная из проволоки сетка им не подходит. Поэтому, увидев её в качестве товара, они покидали ресурс. Это снижало поведенческие характеристики всей страницы, и после некоторого роста позиций, она выпала из ТОПа и по обоим запросам. В итоге, несмотря на все меры по оптимизации, страница так и не заняла высокие позиции. Продвинуться в ТОП удалось только после разделения этих товаров на отдельные группы и оптимизации под них разных страниц.

Виды кластеризации

Выделяют разные виды группировки запросов в зависимости от критериев отбора.

Кластеризация по ТОПу (или по выдаче)

Объединение запросов в группы происходит на основе анализа ТОПа поисковой выдачи по каждому из них и определения количества пересечений (одинаковых страниц). Если в выдаче по разным запросам присутствуют одни и те же страницы, то такие фразы объединяются в одну группу, поскольку наличие одинаковых URL-адресов в ТОПе говорит о возможности продвижения данных запросов на одной странице.

На скриншотах ниже приведены примеры поисковой выдачи по двум запросам с пересечениями в ТОП-10.



Кластеризация по словоформе

В группу объединяются похожие слова с одинаковыми корнями. Например, запросы «норма гемоглобина в крови у женщин» и «нормальный гемоглобин в крови у женщин» принадлежат к одному кластеру, так как содержат только однокоренные слова.

Кластеризация по словоформе гораздо менее точная, чем по ТОПу, поскольку при таком принципе распределения фраз не учитывается их смысл – в результате запросы «купить пиццу» и «заказать пиццу» могут оказаться в разных группах, хотя пользователь выражает в них одинаковое по смыслу намерение.

Алгоритмы кластеризации

При кластеризации по ТОПу поисковой выдачи используют два основных алгоритма - Hard и Soft. Иногда применяют Middle – нечто среднее между ними.

Soft (мягкая кластеризация)

Самый частотный запрос сравнивается с остальными по количеству общих страниц в ТОПе. В одну группу объединяются запросы, которые имеют в ТОПе выдачи нужное количество пересечений с основной фразой. При этом между собой остальные запросы кластера могут быть не связаны наличием одинаковых страниц в результатах поиска.

Soft-кластеризация дает самые большие группы — с широким охватом, но низкой точностью, которая допускает ошибки в совместимости запросов. Подходит для информационного контента (блогов, статей и т. п.), способного ранжироваться по максимально широкому списку запросов, привлекающих трафик. Точность группировки здесь не так важна.

Moderate или Middle (умеренная кластеризация)

Запросы сравниваются по количеству общих URL-адресов в выдаче не только с самым частотным, но и друг с другом. Все запросы в группе будут попарно связаны нужным числом пересечений. Но совпадающие страницы в разных парах могут отличаться.

Hard (жесткая кластеризация)

Запросы добавляются в группу, только если имеют общий со всеми остальными в кластере набор URL в ТОПе выдачи. Hard-кластеризация показывает высокую точность группировки при низкой полноте, то есть с меньшим количеством запросов в группе.

Алгоритм Hard-кластеризации применяется в конкурентных тематиках, для продвижения крупных коммерческих ресурсов с большим количеством запросов, в том числе синонимичных, которые необходимо точно распределить. Для позиционного продвижения подходит именно режим Hard-кластеризации, так как позволяет вывести в ТОП все нужные запросы.

Преимущества автоматической группировки

Группировка по кластерам осуществляется вручную (если запросов немного) или автоматически.

  • С помощью инструментов можно быстро обработать большой массив семантики, а значит, значительно сократить время, затраченное на кластеризацию.
  • При автоматической кластеризации снижается количество ошибок в распределении запросов по группам – они подбираются более точно.
  • Определяется релевантная страница для каждой группы, что позволяет сформировать максимально эффективную структуру сайта.


Как правильно распределить ключевые фразы по кластерам?

Чтобы получить от кластеризации максимальный эффект, следует придерживаться определенных правил её проведения.

Делайте кластеризацию под конкретные поисковые системы и регионы

Поисковые системы используют разные алгоритмы ранжирования и критерии группировки ключевых слов, поэтому, в каких-то случаях Яндекс может посчитать запрос коммерческим и выводить в результаты поиска по нему страницы товарных категорий или карточки товара, а Google определит тот же запрос как информационный, тогда для продвижения потребуется статья в блоге.

Кластеризацию по нескольким регионам следует выполнять, когда для них есть отдельные страницы или субдомены, содержимое которых отличается. Например, если для продвижения по запросу «Загородный отдых» создаются отдельные страницы для каждого региона.


Выбирайте алгоритм, соответствующий вашей тематике

  • Алгоритм Hard по ТОП-10 предпочитают большинство оптимизаторов, поскольку он группирует запросы, имеющие пересечения в первой десятке поисковой выдачи.
  • Режим кластеризации Hard по ТОП-20 рекомендуется применять для высококонкурентной тематики, где первую десятку выдачи занимают агрегаторы.
  • Если сайт оптимизировался раньше, и у него большое количество хороших позиций, можно выбрать Интеллектуальный алгоритм, который наиболее близок к тонкой ручной корректировке кластеров – при группировке он учитывает не только число пересечений в результатах поиска, но и 9 дополнительных факторов. Его используют для точного распределения низкочастотных запросов, для которых нет смысла писать отдельные тексты.
  • На точность группировки влияет количество пересечений (одинаковых URL-адресов в выдаче). Чем больше число пересечений, по которым объединяются запросы, тем выше точность, но тем меньше количество фраз в группе. Под меньшее число запросов страницу проще оптимизировать, но потребуются дополнительные средства для оптимизации большего числа посадочных страниц.


Откорректируйте результат вручную

После автоматической группировки рекомендуется проверить полученные кластеры на наличие каких-либо несоответствий и при необходимости откорректировать группы вручную.

Также при использовании для кластеризации автоматических инструментов могут остаться запросы, не отнесенные к какой-либо группе. Это особенно характерно для сайтов узкоспециализированной тематики, которая недостаточно раскрыта в Интернете. Поэтому ни поисковая система, ни программный алгоритм не в состоянии определить их предметную принадлежность. Потребуется ручная группировка таких запросов.

Группируйте запросы по потребностям пользователей

При кластеризации важно следить за тем, чтобы входящие в группу фразы отражали одну и ту же потребность пользователя, выраженную в интенте поискового запроса. Интент (поисковое намерение) может быть:

  • коммерческий (намерение купить товар или заказать услугу);
  • информационный (нацелен на поиск интересующих сведений о чем-либо);
  • смешанный (сочетает оба указанных намерения).

Коммерческие и информационные запросы должны группироваться и продвигаться отдельно друг от друга, на страницах соответствующего типа. Если продвигать такие фразы на одной странице, то её релевантность снижается, из-за чего поисковые системы не дают такой странице высоких позиций.


Тип запроса отображается в Таблице ключевых слов.

Проверьте фразы кластера на совместимость

Чтобы оптимизировать страницу под все ключевые слова, которые на неё посажены, и выйти в ТОП по всем этим запросам, нужно обязательно посмотреть – нет ли в кластере несовместимых с остальными запросами фраз. Если есть – уберите их из группы.


Подбирайте релевантную страницу

При составлении кластеров важно учитывать, что каждой группе должна соответствовать релевантная страница сайта, которая решает данную проблему пользователя.

Если фраза имеет лучшую позицию в пределах ТОП-50 на другой странице, будет показана соответствующая рекомендация. Нужно перейти на указанную страницу и посмотреть, подходит ли она по содержанию для этой фразы, совместима ли данная фраза с размещенными на странице запросами. И только после этого принимать решение о пересадке.


Иногда на сайте может не оказаться подходящей страницы для кластера. В этом случае необходимо определить – стоит ли создать новую страницу или данную группу запросов можно продвигать совместно с другой. Если же не найдется ключевых фраз для всех существующих страниц, нужно ещё раз проверить семантику, чтобы узнать, не пропустили ли вы запросы, которые приведут целевых посетителей на оставшиеся страницы.

Как откорректировать очень большие кластеры?

Что делать, если в кластере оказалось слишком много запросов (например, 100 и более)? Такое бывает, когда поисковые системы считают Главную страницу сайта релевантной очень многим ключевым словам.

В этом случае стоит пересадить часть запросов на другие страницы. Чтобы при этом не потерять высокие позиции, нужно поступить следующим образом:

  • запросы, которые уже попали в ТОП-10, оставьте на той же странице;
  • фразы, занимающие позиции близко к ТОПу и соответствующие странице по интенту и скрытой семантике, тоже можно оставить и вывести в ТОП с помощью оптимизации текста, улучшения поведенческих и ссылочных факторов;
  • запросы, которые не получится вывести в ТОП таким образом, лучше пересадить на другие страницы, которые можно под них оптимизировать;
  • фразы, которые плохо совместимы с другими запросами на этой странице, нужно перенести на другие посадочные.

Обновляйте кластеризацию, когда необходимо


После группировки ключевых фраз и распределения их по страницам сайта переходите к следующему этапу SEO-продвижения – внутренней оптимизации посадочных страниц.

Читайте также: