Классификация трудовых стимулов по форме выражения
Обновлено: 24.11.2024
Одна из важнейших функций менеджера, руководителя любого ранга, это побуждение подчиненных ему работников к эффективному и результативному труду, для достижения целей организации. Для выполнения этой функции менеджер может воспользоваться механизмами мотивации и стимулирования. В тоже время структура мотивов любого человека очень сложна, а выстроить действенную и сбалансированную систему стимулирования не так-то просто. Важно четко понимать, что такое мотив и стимул, чем они различаются, и каких принципов следует придерживаться в мотивации и стимулировании трудового коллектива.
В этой статье рассматриваются обозначенный выше круг вопросов.
Понятие мотива и мотивации
Как уже было сказано, на трудовую деятельность работника (то есть выполнение им определенных целесообразных операций, жестко фиксированных в пространстве и времени) можно воздействовать с помощью мотивации и стимулирования. Рассмотрим эти понятия более подробно и начнем с мотивации.
Мотив (от лат. «motivatio» — «движение») — осознанное внутреннее побуждение человека к какому-либо действию.
Мотивация — процесс побуждения человека к какой-либо деятельности, для достижения определенных целей.
Мотив и мотивация — разные понятия! Мотив — побуждение, мотивация — процесс побуждения.
Мотивацию изучают различные теории, которые можно разделить на две большие группы теорий мотивации:
- Содержательные теории мотивации — в их основе лежит рассмотрение содержания потребностей человека, его целей (пирамида потребностей Маслоу, теория Альдерфера, двухфакторная теория Герцберга и т. д.). Про содержательные теории читаем здесь →
- Процессуальные теории мотивации — изучают поведение индивида, что вызывает то или иное поведение, поддерживает его и прекращает (теория ожиданий Врума, теория мотивации Л. Портера-Э. Лоулера, и пр.). Про процессуальные теории читаем здесь →
Виды мотивов в трудовой деятельности и типы мотивации работников
Мотивы в трудовой деятельности работника многочисленны и разнообразны. Их всегда много. Вместе они образуют мотивационную структуру. Знание мотивационной структуры позволяет руководителю разработать и/или выбрать инструменты (стимулы) для внешнего воздействия на работника.
Мотивы можно классифицировать по разным критериям. Мотивы бывают:
- биологические и духовные;
- внешние и внутренние;
- личностные и общественные;
- кратковременные и устойчивые;
- осознанные и неосознанные.
Виды мотивов в трудовой деятельности:
- мотив стадности — потребность работника быть в коллективе, чувствовать принадлежность к чему-то общему;
- мотив самостоятельности — стремление к инновациям, риску, новым видам деятельности;
- мотив самоутверждения — выполнение сложной работы, которая под силу только высококвалифицированным работникам или занятие руководящей должности, дающей чувство значительности и важности;
- мотив стабильности — предпочтение надежной работы, со стабильной зарплатой, социальными льготами и гарантиями;
- мотив приобретения нового — выбор той работы, что может предоставить возможности расширения опыта, приобретения знаний, связей, карьерного роста и т. д.;
- мотив состязательности — стремление к соперничеству с другими работниками за статус самого успешного, креативного, трудолюбивого, умного и т. п.
Доска почета — один из инструментов нематериальной мотивации работников, взывающий к мотивам состязательности, самоутверждения, признания.
При этом можно выделить определенные типы мотивации работников.
Тип мотивации — устойчивая направленность работника на удовлетворение определенной группы потребностей.
Основные типы мотивации работников:
- Ориентация на нематериальные ценности — общественная значимость труда, интерес к работе, саморазвитию;
- Ориентация на материальные ценности — заработная плата, премии, льготы;
- Сбалансированная мотивация — работник ориентируется на нематериальные ценности, но не забывает и про зарплату и льготы.
Управлять мотивацией работников, воздействовать на их мотивы — очень сложно. Более простой механизм воздействия на трудовой коллектив кроется в использовании стимулов.
Стимул, стимулирование и виды стимулов
Близким, но все-таки отличным от понятия мотива, является понятие стимула.
Стимул (от лат. «stimulus» — металлический наконечник шеста, которым погоняли быков) — внешнее воздействие на человека или группу людей, с целью побудить к какому-либо результату.
Важно понимать, что тогда как мотив — внутренняя побуждающая сила, стимул — всегда внешний побуждающий фактор.
Все работники по-своему реагируют на одни и те же стимулы, в зависимости от своих интересов, возможностей, ожиданий, целей, мотивов. Эффект от воздействия стимула будет тем выше, чем больше он соответствует внутренним мотивам работника.
Стимулирование — процесс воздействия на работника, посредством факторов внешней среды, для повышения его трудовой активности.
Классификация основных видов стимулов для работников
Виды стимулов:
- Материальные стимулы
- денежные:
- заработная плата;
- премии и надбавки;
- компенсации и т. д.
- неденежные (бенефиты — пакет социальных льгот):
- путевки в санатории;
- медицинская помощь и страхование;
- оплата обучения;
- предоставление служебного жилья;
- оплата транспортных расходов.
- социальные:
- возможность карьерного роста;
- престижность работы;
- общение в коллективе.
- моральные:
- уважение за профессионализм;
- почетные грамоты, дипломы и звания.
- творческие:
- возможность самореализации и саморазвития;
- креативная и интересная работа.
Основные принципы стимулирования работников
Чтобы стимулирование было действенным и эффективным, руководитель должен придерживаться ряда определенных принципов стимулирования:
1. Доступность — стимулы должны применяться ко всем работникам, все должны иметь к ним доступ.
2. Постепенность — вознаграждение нужно увеличивать постепенно, плавно, чтобы работник не получил за раз неоправданно большую награду.
3. Ощутимость — стимул должен быть значим и ощутим для работника.
4. Сочетание материальных и нематериальных стимулов — нужно не только выдавать премии, но и хвалить работников за трудолюбие и профессионализм.
5. Минимизация разрыва между результатами труда и вознаграждением — чем быстрее работник получит деньги за свой труд, тем лучше. Так он будет лучше понимать взаимосвязь между результатами своей работы и зарплатой.
6. Политика кнута и пряника — кроме стимулов, в ряде случаев уместно применять и антистимулы. Не только премии за перевыполнение плана, но и штрафы за его невыполнение.
Что интересно, стимулы не всегда работают. Бывает так, что несмотря на все усилия руководителя стимулировать сотрудников, эффект от его действий — нулевой. Вот лишь некоторые возможные причины того, почему стимулирование не работает:
1. Отсутствие мотивации — если работник не мотивирован в достижении результата, никакие стимулы не заставят его работать быстрее и лучше.
2. Несоответствие стимула потребностям работника — например, работник абсолютно не амбициозен и его не волнует, попадет он на доску почета или нет. В тоже время он был бы рад повышению заработной платы. Но руководитель говорит лишь о конкурсе на лучшего работника месяца и ни слова о премии.
3. Привыкание — если премии выдаются часто и регулярно, работники скоро к ним привыкают. Премия уже не воспринимается как поощрение, а рассматривается как сама собой разумеющаяся доплата.
4. Непонятность системы стимулирования — если работники четко не понимают, за какие показатели их стимулируют и как рассчитывается та же премия, толку от стимулирования будет мало. В коллективе начнется недовольство — все будут думать, что работают одинаково или больше чем коллеги, а получают меньше.
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности кратко
На трудовую деятельность работников влияет множество факторов. Это и климат, и условия работы (влажность в помещении, уровень освещенности, температура и пр.), и размер заработной платы, и отношения в коллективе и с начальством, и многое другое.
Трудовая деятельность – выполнение работниками предприятия определенных целесообразных операций, жестко фиксированных в пространстве и времени.
Эффективность трудовой деятельности работников определяется мотивацией и стимулированием.
Мотив — осознанное внутреннее побуждение человека к чему-либо.
Мотивация — процесс внутреннего побуждения к чему-либо.
Все теории мотивации делятся на 2 группы:
- Содержательные — рассматривают потребностей человека (например, пирамида потребностей Маслоу);
- Процессуальные — изучают поведение индивида (к примеру, теория ожиданий Врума).
Мотивы бывают: биологические и духовные, внешние и внутренние, личностные и общественные.
Стимул — внешнее воздействие на человека или группу людей, с целью побудить к какому-либо результату.
Стимулирование — процесс внешнего воздействия на работника с целью повышения его трудовой активности.
- Материальные стимулы:
- денежные (зарплата, премии);
- неденежные (путевки, служебное жилье, льготы).
- Нематериальные стимулы:
- социальные (карьерный рост, общение в коллективе);
- моральные (уважение, почетные грамоты);
- творческие (возможность самореализации, креативная работа).
Основные принципы стимулирования:
- Доступность стимулов всем работникам;
- Постепенность увеличения вознаграждения;
- Ощутимость стимулов;
- Сочетание материальных и нематериальных симулов;
- Минимизация разрыва между результатами труда и вознаграждением;
- Политика кнута и пряника.
Грамотное стимулирование работников, при учете их мотивов, позволит руководителю достичь высокой эффективности работы трудового коллектива и их заинтересованности в достижении целей организации.
Вы также можете скачать
Источники Показатьшпаргалкупамятку по мотивации и стимулированию в формате Word- Галяутдинов Р. Р. Обзорные лекции для подготовки к госэкзаменам по специальности "Экономика и управление на предприятии". 2012.
Читайте также:
- денежные: