Казачьи выражения в тихом доне

Обновлено: 21.11.2024

Читая «Тихий дон» М. Шолохова многие из Вас могли встретить непонятные слова или фразы в общении казаков.

Вопрос о Донских казаках, как о народе, неразрывно связан с их языком – речью казаков.

Население на Дону в двух соседних селах может говорить на языках отличающихся друг от друга. Это, конечно, не Дагестан, но все-таки. Разговорная речь на Дону везде понятна, кроме отдельных слов и разницы в произношении. Например, в станице Вешенской есть слово - жамки, догадаться, что так называют помидоры практически невозможно. Или говорят на негодную вещь - негожая. Помню как сослуживцы в армии, особенно не русские, которые учили русский официальный, не понимали о чём им говорят.

Основное разделение языка и произношения в селах происходит по происхождению населения - это на кацапские села, то есть русских из центральной России, хохлов - переселенцев из Малороссии, а потом из Украины и непосредственно самих казаков - коренного населения. Ранее на Дону были немецкие и калмыцкие поселения, которые внесли большой вклад в разнообразие, как культурных обычаев, так и языка казаков. Сейчас появились хутора выходцев с кавказа и закавказья. Не стоит забывать про греков, армян и евреев переселившихся на Дон во времена русско-турецких войн, а так же о соседях - казахах.

В этом языковом многообразии общим языком общения является Русский официальный. Народная речь Донских казаков между собой продолжает отличаться от общего русского, и сама в свою очередь делится на несколько диалектов. Каждый из диалектов казаков признается остальными казаками и не вызывает споров. Местное население по едва уловимой интонации может отличить казака от хохла и даже, примерно, из какого места происходит казак. В этом нет ничего удивительного, так как разговорная речь москвичей, так же легко угадывается.

Интересуясь казачеством, я к своему стыду, долго не знал по существование казаков - Некрасовцев. Для тех, кто не знает, кто это такие поясню, что это потомки донских и хопёрских казаков, которые ушли с Дона и Хопра в 1708 году под предводительством Игната Некрасова, после подавления Булавинского восстания. Казаки - Некрасовцы в начале поселились на Кубани, но с расширением царской России были вынуждены переселиться в Турцию. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России, сохраняя свои обычаи, род и конечно язык.

фото казаков Некрасовцев. фото казаков Некрасовцев.

Большое влияние на казаков некрасовцев оказало старообрядство, в том числе лица бежавшие от новой церкви патриарха Никона, не являющиеся казаками. Поэтому, чего больше в уходе казаков Некрасовцев - казачьей вольницы и нежелания жить под правлением Москвы или борьбы за старую веру, остается дискуссионным вопросом.

Казаки - Некрасовцы сохранили свои песни. Слушая их можно с полной уверенностью сказать, что это южнорусские песни, отличающиеся от современного русского языка не более, чем того потребовало само изменение языка за прошедшие 240 лет их жизни на туретчине.

Второй группой переселенцев с южно-русских, в том числе с исконно казачьих, земель являются духоборы. Возникшие, примерно в 1755 году духоборы жили изолированно, сохраняя свой быт, язык и конечно песни. Разбросанные по кавказу и южным землям царской властью, а также эмигрировавшие в северную Америку, духоборы являются источником изучения старого русского языка не подверженного последним изменениям.

Духоборы в Канаде. Духоборы в Канаде.

Слушая песни Духоборов вы не найдете большого отличия от песен казаков - Некрасовцев. Даже произношение похоже и манера пения. При этом, это тот же русский понятный язык.

Таким образом, я осмелюсь утверждать, что Донские казаки говорят и говорили на русском языке, который не был тюркским, иранским или адыгским. При это, я опять же наберусь смелости утверждать, что русский язык Донских казаков происходит от языка славян причерноморских степей и имеет древние корни и историю.

Поэтому я негативно воспринимаю, когда заставляют изменять, в том числе в школе, так называемое неправильное произношение или слова.

Это наш родной язык, наше родное произношение и его не надо стыдиться им надо гордиться и беречь. Чтобы язык мог играть всеми красками, передавать эмоции , заставлять грустить и веселится одним словом.

Да, язык Донских казаков русский, но это наш русский язык, который не хуже русского языка московского или иного, и с ним не надо бороться - на нем надо говорить, а кому хочется - гутарить..

Вспомним, что великий собиратель русского языка Владимир Иванович Даль родился в г. Луганск расположенного на исконных землях казачества, а не в Москве или Санкт-Петербурге.

Читайте также: