Канцелярские слова и выражения
Обновлено: 04.11.2024
Прежде чем начать разговор о канцеляризмах в тексте, я хочу задать очень странный вопрос. Вы когда-нибудь замечали, как разговаривает Северус Снейп в фильмах о Гарри Поттере? Давайте вспомним:
Многие из вас наверняка удивлены, зачем я собрал вас в столь поздний час. До меня дошли сведения, что этим вечером Гарри Поттер был замечен в Хогсмите.
Итак, если кто-нибудь из преподавателей или учеников попытается помочь мистеру Поттеру, они будут наказаны в полном соответствии с серьезностью своего преступления.
Более того, любой человек, который будет знать о подобном поступке и воспротивится сообщить о нем, будет считаться в равной степени виновным.
Что напоминает такой монолог? Он очень похож на разговор роботизированного бюрократа. Похоже, что с нами разговаривает ходячий формуляр, а не живой человек.
НЕживой язык. Мертвая речь. Именно так можно охарактеризовать любой текст, в котором слишком много канцеляризмов.
Канцеляризмы – это слова, выражения и обороты, свойственные официально-деловому стилю и являющиеся ошибкой во всех остальных.
«Канцелярский язык» был изобретен царским чиновничьим аппаратом, чтобы успешно имитировать бурную деятельность, но настоящего расцвета канцелярская речь достигла в советское время. Затем из документов, формуляров и приказов она проникла на страницы СМИ, а оттуда – в разговорную речь.
Активно бороться с этим языковым мусором стали совсем недавно.И мы с вами тоже немного в этом поучаствуем сегодня.
Зачем нужны канцеляризмы в текстах?
Существует две главные причины, по которым канцеляризмы в текстах до сих пор очень широко применяются:
Причина 1. Чтобы придать тексту мнимой весомости, авторитетности. Согласитесь, «просьба ко всем собственникам помещений произвести полив газонных насаждений на придомовой территории» звучит гораздо внушительнее, чем «пожалуйста, полейте цветы на клумбе у своего дома».
Причина 2. Для манипуляции. Если автор хочет завуалировать неудобную или неприятную информацию, он прибегает к заумным нагромождениям бюрократических слов:
«В ходе проверки было выявлено, что среди кадрового состава имеет место быть недостаточный уровень квалификационных знаний, наличествует отсутствие опыта взаимодействия с клиентами» = «проверка показала, что сотрудники ничего не знают и не умеют общаться с клиентами».
Так себе причины, верно? Но многие этого не понимают, продолжая насыщать тексты жуткими канцеляризмами. И совершенно зря, ведь … .
Чем опасна канцелярская речь?
- Оторванность от аудитории. Мало кто разговаривает канцеляризмами в жизни. Нормальная человеческая речь строится по другим правилам. Мы не проводим мероприятия по созданию продающего наполнения для веб-рерсурсов. Мы просто пишем продающие тексты.
- Нечитабельность . Тяжеловесные обороты очень трудно воспринимать и осмысливать. Конечно, если автор изначально не хотел скрыть правду или не использует официально-деловой стиль текста.
- Раздувание объема . Из приведенных примеров вы уже заметили, насколько «канцелярские» размеры текстов больше «нормальных человеческих».
- Повышенная водность . Поисковые роботы расценивают канцеляризмы как воду (стоп-слова, не имеющие смысла).
Канцеляризмы в копирайтинге наказываются так же, как штампы и клише, – снижением поведенческих факторов:
- Уменьшается конверсия и такие показатели, как время на сайте, глубина просмотра, социальные сигналы.
- Растет число отказов пользователей.
- Страдает репутация ресурса (сайт с такими текстами всегда будет проигрывать площадкам с более интересными стилями текстов).
Поисковые системы расценивают это как сигнал о некачественном или нерелевантном контенте. Текст теряет позиции, утаскивая на дно выдачи и весь сайт. А это уже фиаско, друзья. Так нельзя.
Примеры канцеляризмов в тексте
Если вы хотите стать сильным копирайтером, вы должны научиться отлавливать канцеляризмы в своих текстах. Канцелярская речь – это не просто отдельные слова и словосочетания, которые можно выбросить из текста, и он сразу станет живым и грамотным.
Это строение предложений, особое выражение действия, обильное использование одних частей речи и игнорирование других. Очень часто тексты с канцеляризмами приходится переписывать полностью.
Чтобы подобного не происходило с вашими текстами, давайте учить правила.
Виды канцеляризмов на уровне лексики
Шаблонные канцелярские слова и обороты. Примеры :
- Вышеуказанный
- Нижеподписавшийся
- Надлежащий
- Имеет место быть
- Принимая во внимание
- В целях обеспечения и пр.
Иностранные слова , у которых есть эквиваленты в русском языке:
- Коммуникация = общение, диалог
- Компетенция = знания, умения, навыки.
- Коммуникабельность = общительность.
- Консолидация, стагнация, деградация, реализация, прострация и пр.
Виды канцеляризмов на уровне морфологии
Производные (чаще всего от существительных) предлоги. Примеры :
- Ввиду того что = из-за
- В силу = так как
- С целью = чтобы
- По причине того что = из-за и пр.
Отглагольные существительные. Очень часто употребляются с производными предлогами. Это обездвиженные, «мертвые» глаголы. Они лишены действия и динамики:
- Содействие
- Принятие
- Взыскание
- Неимение
- Увеличение
- Ввоз и вывоз и пр.
Глаголы «псевдодействия». Нужны для связки с отглагольными существительными. Абстрактны, сами по себе никакой динамики не несут. Некоторые примеры канцеляризмов:
- Выполнять
- Реализовывать
- Проводить / производить
- Оказывать
Страдательный залог глагола. Главная задача официально-делового стиля – зафиксировать. Обездвижить, превратить процесс в картинку. Страдательный залог лишает текст живости и динамичности:
- Бригадой рабочих завершен ремонт квартиры = бригада рабочих отремонтировала квартиру.
- Комиссией было установлено, что… = Комиссия установила, что…
Причастия и деепричастия. Они относятся к книжному стилю и достаточно безобидны. Но когда их становится слишком много, текст приобретает «канцелярский» оттенок:
- Указанный
- Имеющий
- Направленный
- Установленный
- Оказывая
- Будучи
- Учитывая
Отсутствие местоимений. Официально-деловой стиль не терпит неопределенности в формулировках. Поэтому местоимения (которые только обозначают предмет, не называя его) заменяются прилагательными и причастиями, что не свойственно живой речи:
Виды канцеляризмов на уровне синтаксиса
Цепочки с нанизыванием абстрактных и отглагольных существительных :
- Реализация алгоритма увеличения объемов продаж.
- Сокращение показателей эффективности работы предприятия.
Пассивные конструкции и обороты:
- Ежемесячные платежи вносятся на счет клиента.
- Отчеты ежедневно публикуются на сайте.
Односоставные безличные предложения :
- Здесь необходимо подчеркнуть, что… .
- Стоит особенно отметить, что… .
Борьба с канцелярским языком. Эпилог
Как мы видим, в канцелярских текстах нет ни действующих лиц, ни самого действия. Это просто описание абстрактных процессов. Наш мозг с большим трудом воспринимает такие тексты, т.к. они не вызывают эмоций и ассоциаций.
Приходится прилагать усилия, чтобы распутать клубки существительных, вспомнить значение заумных слов, осознать, кто что сделал и сделал ли вообще.
Филологи не зря считают, что канцеляризмы – это один из самых эффективных способов убить текст. Хуже только грамматические ошибки. И с этим очень сложно спорить.
Копирайтеры, злоупотребляющие канцеляризмами и воспротивившиеся их удалить, наказываются нелюбовью ПС, читателей и заказчиков в полном соответствии с серьезностью своего преступления.
Опечатка? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Читайте также: