Каковы критерии анализа самостоятельного связного высказывания учащихся

Обновлено: 21.11.2024

Монологическая речь — это относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его.

Монологическая речь это активный и произвольный вид речи т.к говорящий должен иметь содержание и уметь в порядке произвольного акта построить свое высказывание. А.А. Леонтьев отмечает, что это организованный вид речи т.к. каждое высказывание говорящий заранее планирует или программирует. Поэтому, подчеркивает ученый, эти особенности монологической речи показывают, что она требует специального речевого воспитания.

Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, действия, связи и отношения), потребность в общении приводят к овладению разными типами речи — описанием, повествованием, рассуждением.

Все типы речи требуют от говорящего владения общими умениями связной речи. Любое высказывание (монолог) требует развития следующих умений: 1) понимать тему;

2) собирать материал к высказыванию;

3) систематизировать материал;

4) совершенствовать высказывание;

5) строить высказывание в определенной композиционной форме;

6) выражать свои мысли правильно.

Начиная с младшего дошкольного возраста должна соблюдаться последовательность отработки отдельных умений. Вопросы диагностики речевого развития важны потому, что своевременное и правильное определение уровня связности речи (или другой стороны) позволит воспитателю правильно определить задачи и содержание работы.

Связная речь младших дошкольников имеет свои особенности. Она ситуативна, высказывание предварительно не планируется, а строится по ходу речи. Характер высказываний, их полнота, связность и грамотность зависят от условий общения. К таким условиям авторы относят характер общения, содержание речи, индивидуальные особенности ребенка.

Для выявления уровня развития связной речи в младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать эти условия, а именно — обследование должно проводиться человеком, который хорошо знаком ребенку, в непринужденной обстановке. Для обследования следует использовать разнообразный материал (картинки, игрушки, личный опыт ребенка), высказывания ребенка должны включаться в деятельность с предлагаемым материалом, обязательна мотивация этой деятельности.

Для создания самостоятельного высказывания особое значение приобретает работа над синтаксисом. Здесь на первый план выступает задача обучения правильному построению разных типов предложений, а также способам создания разных типов текстов (описательных и повествовательных), в которых соблюдается общая структура, используются разнообразные средства связей между отдельными предложениями и между частями высказывания.

Для выявления умений создавать высказывания разных видов детям предлагается: игрушка, набор игрушек, связанных одним сюжетом, или одна сюжетная игрушка — мишка с букетом цветов, зайка с барабаном и пр., предметная картинка, сюжетная картинка , тема для рассказывания из опыта.

Не обязательно все задания предлагать вместе. Обследование должно проводиться в течение нескольких совместных игр взрослого с ребенком. Задание рассказать обязательно мотивируется, например: «Кукла Таня огорчена, кто-то назвал ее некрасивей, но ведь это не так. Давай ее успокоим, расскажем, какая она замечательная»; «Мишутка собирался в гости, но зеркала у него нет, он очень переживает, хорошо ли он выглядит. Давай ему расскажем». Такая мотивация побуждает к описанию объекта.

При предъявлении сюжетных игрушек и сюжетных картинок взрослый

просит ребенка рассказать о том, что случилось с героем, маме-зайчихе или доктору Айболиту (в зависимости от характера сюжета). Умение рассказывать о себе фиксируется в совместных беседах взрослого с ребенком, причем не обязательно задавать вопросы о том, где был ребенок, что он делал, кого видел, что у него дома есть. Лучше взрослому рассказать о себе — о своей собаке, попугае, приключении в выходной день, о своем путешествии за город. Это вызовет у ребенка желание говорить о себе, причем инициатива рассказывания будет принадлежать самому ребенку.

В силу преимущественного развития диалогической речи у детей этого возраста построить целостное высказывание самостоятельно трехлеткам еще трудно. Поэтому взрослый должен помогать ребенку. При этом лучше использовать не вопросы, а подсказ слова-связки между частями высказывания.

В соответствии с данными критериями выделяются уровни развития связной речи детей.

I уровень — высокий. Детские тексты структурно оформлены. Описания достаточно подробны, выделенные признаки объекта характеризуются, используются элементарные средства выразительности (сравнения, определения). Предложения между собой связываются при помощи разнообразных средств (местоимений, лексического повтора, синонимической замены). Повествования имеют четкую логику и последовательность, содержат элементы описания, прямую речь.

II уровень — достаточный. Описания состоят из двух частей (возможно отсутствие начала или конца). В основной части микротемы раскрываются частично. Между предложениями преобладает цепная связь, выраженная с помощью элементарных средств (местоимения, лексический повтор). В повествованиях также допускается пропуск одной структурной части при обязательном наличии основной. В основной части действия развиваются в целом последовательно, текстовая связность присутствует.

III уровень — средний. Описания характеризуются композиционной незавершенностью. Микротемы. выделяются, но лишь некоторые из них частично раскрываются. Используются цепная и формально-сочинительная связи, при доминировании формальной. Повествования не имеют четкой структуры. Нарушается последовательность действий в основной части.

Наряду с цепной местоименной связью используется и формально-присоединительная связь.

IV уровень — низкий. Описания и повествования состоят из перечисления отдельных частей объекта или предметов, изображенных на картинках, нескольких действий. Связи преимущественно формальные.

Данное обследование ярко выявляет индивидуальные различия в развитии связной речи младших дошкольников.

Таким образом, эти данные свидетельствуют о преобладании к началу четвертого года жизни ситуативной речи. Это выражается в том, что высказывания детей композиционно не завершены, в текстах выделяются в среднем три микротемы, которые, как правило, не раскрываются или раскрываются частично, в большинстве случаев они даже не связаны друг

с другом. Это приводит к тому, что последовательность их постоянно нарушается. Между предложениями преобладает, как отмечалось выше, формально-сочинительная связь. В качестве связок дети часто используют союзы, местоимения, наречия. Это позволяет сделать вывод о необходимости использования механизмов развития диалогической речи для формирования разных видов монологической речи.

В старшем дошкольном возрасте углубляется восприятие литературного текста, появляются элементы осознания формы, содержания, языка. Это дает возможность переноса полученных умений в собственную речевую деятельность. Поэтому методика диагностики связной речи старших дошкольников включает в себя:

1) задания, направленные на анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры);

2) задания на придумывание рассказа;

3) задания на придумывание рассказа по серии сюжетных картинок.

Для определения связности рассказа необходимо ориентироваться на следующие показатели.

1. Раскрытие темы. Рассказы детей анализируются с позиций соответствия темы, заданной в названии, и содержания.

2. Объем рассказа. Объем высказывания ребенка определяется через подсчет слов, предложений. Важным является не только количественный подсчет, но и качественный анализ, так как объем рассказа будет зависеть от наличия осведомленности о сообщаемом предмете, тематике, интереса к ней со стороны ребенка, стремления к полноте передачи информации, от уровня развития мыслительной деятельности.

3. Соблюдение структуры повествования. При анализе рассказов детей следует обратить внимание не только на последовательность передачи события, на наличие начала, середины, конца, но и на соотнесенность концовки с названием.

4. Средства связи. Структурная организация текста рассказа обусловлена наличием логической схемы построения и выражения в специальных знаках начала и конца рассказа, в синтаксисе отдельных предложений, в строении и сочетании соединений предложений.

При анализе важно обратить внимание на то, как ребенок начинает свое высказывание, каким словом определяет место или время начала события, как связывает предложения между собой, обусловливает ли предыдущее предложение структуру последующего.

5. Плавность изложения. При анализе плавности изложения как показателя связности речи надо в первую очередь подсчитать, сколько пауз делает ребенок. Далее определить причину пауз, их длительность. Причинами пауз могут быть неравномерность обогащения словаря, темп отбора слов, синонимическая бедность словаря, слабые умения построения сюжетной

линии. Паузы такого рода следует отличать от логических пауз. В речи дошкольников часто встречаются повторы. Наличие повторов будет свидетельствовать об отсутствии должного внимания к слову, об ограниченности словарного запаса, стилистических возможностей детей, об отсутствии способности к внутреннему рассуждению. Необходимо обратить

внимание на то, какие части речи чаще всего повторяются (имена существительные, глаголы, союзы), какие словосочетания (или предложения) повторяются. Выявленные особенности позволят в дальнейшем определить направления в работе.

6. Выразительность речи. При анализе высказываний следует обратить внимание на языковые и интонационные средства выразительности, насколько ребенок образно и эмоционально передает содержание, употребляет ли эпитеты, сравнения, слова с уменьшительными или ласкательными суффиксами.

При анализе результатов можно выделить три уровня.

1. Высокий: богатство содержания, соответствие названия содержанию, композиция (четко выраженные структурные части), выразительность речи, наличие типов связи между предложениями и внутри их, грамматическая правильность речи, разнообразие лексических средств.

2. Хороший: интересное содержание, соответствие названия содержанию, наличие нескольких способов связи предложений, грамматическая правильность, разнообразие лексических средств, использование средств выразительности.

3. Средний: банальное содержание, неточное название рассказа, однообразные средства связей между предложениями, превалирование формально-сочинительных средств через союзы и, а, наречия потом, грамматическая правильность речи, словарь.

Полученные данные помогут педагогу спланировать работу по связной речи с группой в целом и с каждым ребенком

Читайте также: