Какой принцип построения урока характеризует следующее выражение проведение занятий вне школы
Обновлено: 04.11.2024
АННОТАЦИЯ: Сегодня мы с вами рассмотрим, что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся. В чём отличие дидактических требований к этим урокам. Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля): планирование; организация; реализация и контроль; коррекция; анализ. Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Современный урок в условиях ФГОС. Принципы организации.
Принципами организации современного урока являются:
- принцип свободы, создание возможностей обеспечить максимальное раскрытие генетически обусловленных способностей учащегося;
- принцип индивидуальности, создание условий для становления личности с ее индивидуальными особенностями и стилем познавательной деятельности;
- принцип сотрудничества, основывающийся на активном и плодотворном сотрудничестве учителя и учащегося;
- принцип толерантности, подразумевающий умение формировать оптимальный морально-психологический климат в учебном коллективе;
- принцип терпимости, основывающийся на способностях регулировать психо-эмоциональное напряжение.
Исходными положениями, определяющими содержание, организационные формы, методы учебной деятельности является система дидактических принципов :
- принцип деятельности, определяющийся необходимостью добывать знания не в процессе готовой и переработанной для лучшего восприятия информации, а в ходе активного добывания их, принятия и перенимания системы норм взаимодействия, общекультурных ценностей и общеучебных навыков;
- принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями и этапами обучения при обязательном учете возраста, индивидуально-психологических особенностей ребенка;
- принцип целостности, предполагающий формирование учащимися системного отражения мира, в том числе, и с точки зрения достижений современной науки;
- принцип психологической комфортности, предполагающий снижение психологической напряженности, создание атмосферы сотрудничества и эффективного обмена информацией;
- принцип вариативности, способствующих формированию способности принимать решение в условиях подбора нужных вариантов из всех возможных;
- принцип творчества, заключающийся в ориентации на развитие мышления, индивидуального взгляда на проблему и ее решение.
В любом случае, современный урок – это не жестко регламентированный процесс, скорее, это урок с заданной учебной проблемой, где учитель инициирует поисковую активность, попутно организовывая условия для развития индивидуальных особенностей учащегося. Таким образом, основная цель учителя – это развитие личности, индивидуальности учащегося, формирование универсальных учебных действий через предметные цели.
Какие условия должны быть созданы для проведения современного урока?
Разумеется, урок должен сопровождаться необходимым оснащением. Погружение в теорию без практики, ориентация исключительно на абстрактные представления о науке не значат ровным счетом ничего без применения ее в реальной жизни. Важно организовать урок так, чтобы носил практикоориентированный характер. О какой учебной мотивации может идти речь, если учащийся не понимает – зачем ему нужен тот или иной навык, та или иная информация, если ее назначение не может объяснить ни учитель, ни он сам? Действительно, практикоориентированность – еще одна весьма необходимая цель, которую ставит перед учителями ФГОС.
Также необходимо иметь четкие цели, задачи и проработку темы урока. Понимание своих целей, умение составить алгоритм действий формирует очень полезный навык видеть «главное», оценивать расстояние и перспективу достижения учебной цели, знание – как именно нужно раскладывать большие проблемы на меньшие и планировать продвижение вперед к намеченной цели.
Педагогу важно уметь создать атмосферу сотрудничества, творчества, достигать цели с помощью проблемных и поисковых ситуаций, применяя здоровьесберегающие, времясберегающие технологии. Важно иметь возможность учитывать индивидуальные возможности учащихся, организуя систему «обратной связи» с учащимися.
Невозможно выстроить доверительные и плодотворные отношения без специальных знаний о личности ребенка и социально-психологических особенностях учебных коллективов. На уроке необходимо расположить учащегося к диалогу, возможно, преодолев его застенчивость, неуверенность в собственных силах в освоении знаний, поддерживать и моделировать продуктивное общение, в котором главным элементом является результативность взаимообмена информацией.
Если брать в виду особенности психологии общения, успешность деятельности связано с формирование установки на достижение. Вместе с тем, понятно, что само формирование «успешности» должно быть сопряжено с четким представлением важности кропотливого и бережного отношения к подбору информации, планомерности и усидчивости в освоении наук, и, главное, пониманию того, что исключительно через ежедневный труд можно достичь необходимого результата. Только через активное «слушание» и «слышание» в диалоге можно было бы добиться понимания собеседника. Исключительно через желание понять другую точку зрения, можно прийти к осознанию многомерности реальной картины мира, принятия того, что собственные мышление или восприятие могут быть ограничены субъективным опытом. И, стало быть, важно научить учащегося слушать и понимать других людей, с их субъективным опытом, иной картиной мира.
Иными словами, современный урок носит еще и личностно-ориентированный характер, ведь процесс развития опирается на индивидуальность, а она, как известно, не может быть статичной. Личность развивается, подвергается многократным изменениям, а, значит, требует поэтапного отслеживания со стороны педагога.
Для того чтобы решить эту сложную и весьма интересную задачу – организовать и провести урок современного типа, нужно правильно выбрать формы и методы обучения, определиться с кругом универсальных учебных действий, которые можно было бы развить в ходе проработки темы урока, включить необходимый комплект методических материалов и необходимого оборудования, а главное, проработать задачи и содержание этапов урока.
Какие же этапы современного урока существуют?
Этап 1. Организационно-мотивирующий этап – заключается в приветствии и настраивании учебного коллектива на позитивно окрашенную, продуктивную работу в классе. Выделяется не более 1-2 минут.
Этап 2. Постановка целей урока - объявление темы, определение целей и задач урока, в сочетании проработкой проблемы, охваченной учителем и учащимися на прошлом уроке. Выделяется 2 минуты.
Этап 3. Операционно-познавательный этап – заключается в повторении знаний, изученных на прошлом занятии. Возможно использование теста или опроса в ходе данного этапа урока. Важно добиться результата через понимание наличие проблемы, требующей своего решения. Выделяется около 25 минут.
Этап 4. Контрольно-коррекционный этап – создание обстановки для самоконтроля, коррекции, самооценки полученных умений и знаний учащимися. Данный этап закладывает основу для определения вектора в выполнении домашнего задания.
Этап 5. Рефлексивный, заключительный этап – подведение итогов урока, выяснение проблемных мест в освоении темы, практическое ориентирование в применении знаний, мотивирование на самоподготовку (выполнение домашнего задания). Выделяется до 3 минут.
Таким образом, можно сделать вывод, что специфика и система организации современного урока играет значительную роль в реализации системно-деятельностного подхода. Это тот инструмент, позволяющий решить вопрос о реализации системно-деятельностного подхода при обучении учащихся общеобразовательных учреждений.
Список использованных источников:
Читайте также: