Какие параметры определяют развитие связности речевого высказывания в дошкольном возрасте

Обновлено: 04.11.2024

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала.

Побуждающее ребенка к овладению речью, в полную меру, его возможностей на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию связной речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции.

Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функций общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание

взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Все это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируется речевой слух, произносительность произнесения.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Коммуникативная функция - самая ранняя, первое слово ребенка, родившееся из модулированного лепета. К концу первого - началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначением предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно.Речь выступает в этот период в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и средством обобщения.

Регулирующую функция - период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

В связной речиребенка последовательно совершенствуются: синтаксический строй предложения; морфологическая оформленность слов; звуковой состав слов.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытов детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно — личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта. Ситуативность речи не является абсолютной принадлежностью возраста ребенка. У одних и тех же детей речь

может быть то более ситуативной, то боле контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры на него. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении. Связнаяречь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Потому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно выражать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает

уверенность в своих силах. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов. Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи. В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.

В старшем дошкольном возрасте происходит завершение освоения системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже.

У детей встречаются ошибки в чередовании согласных, в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов. Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить. Поэтому освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается.

Управление речевым развитием детей педагог реализует, прежде всего посредством совместной деятельности, общения как с самим ребенком, так и с другими детьми. В зависимости от возраста меняются и формы общения.

В младших возрастных группах специально - организованные игры - занятия строятся как естественное взаимодействие взрослого с детьми. Это организация деятельности, предоставляющая детям возможность проявлять

субъективность в общении. Поэтому постановка развивающихся задач должна носить относительно общий, недифференцированный вид, а сценарии общения - нацеливаться на импровизацию.

Благодаря связной речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания,осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения, так и его результат.

Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.

В дошкольном детстве речь ребенка становится, более связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста здесь уступает место контекстной речи, понимание которой не требует соотнесения высказывания с ситуацией.

Таким образом, развитие у дошкольников осознания речи является существенным для того, чтобы раскрыть на элементарном уровне перед ними строение речи,ее форму: звуковой состав слова, словесный состав предложения, а также - что требует специальных исследований - морфологическую и словообразовательную структуру слова. Вместе с тем оно способствует ознакомлению детей со смысловой стороной речи.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Времена года» для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием фланелеграфа

Дидактическая игра «Времена года» для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием фланелеграфа Данная игра предполагает несколько вариантов:1. Составление рассказов – описаний и сравнительных рассказов. Цель игры: научить детей составлять.

Доклад из опыта работы «Особенности развития связной речи дошкольников» Особенности развития связной речи дошкольников Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением.

Игры и упражнения для развития связной речи у детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах. Игры и упражнения для развития связной речи у детей на разных возрастных этапах. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком.

Консультация для родителей «Особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития связной речи, детей среднего дошкольного возраста». Воспитатель : Клименко Ольга Александровна,.

Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста. Часть 1 Консультация для воспитателей на тему: «Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста». Разработала воспитатель д/с № 27.

Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста (Часть 2) 5. Обучение монологической речи. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.

Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Гладченко Ольга Витальевна. Государственное.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания.

Особенности развития речи детей раннего возраста Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной.

Читайте также: