Какая фраза приемлема для такого метода педагогической поддержки как инициирование
Обновлено: 04.11.2024
Свой доклад я хочу начать со слов В.А. Сухомлинского «Для того чтобы ребенок успевал, хорошо учился, надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Успех - это самый важный и эффективный мотив учения. Каждый ребенок, начиная с начальной школы должен быть успешен, мотивирован, услышан и поддержан учителем. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребенку уверенность в том, что он добьется успеха. Ощущая рядом с собой педагога, способного не только чему-то научить, но и прийти на помощь, поддержать в нужную минуту, быть рядом в момент нового открытия, ученик погружается в творческий процесс познания.
В педагогической деятельности для организации учебного процесса мы используем педагогическую поддержку школьников, которая носит комплексный характер, выступает частью образования как целого и проявляется как особая область деятельности педагога. Учащиеся учатся, познают, творят – каждый по-своему, а мы создаём условия для этого в зависимости от их потребностей, помогаем им и поддерживаем. Следовательно, сами дети подсказывают нам путь педагогической поддержки. Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.
Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того, чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности.
В проблемы, которые решает педагогическая поддержка, попадают вопросы из разных сфер жизнедеятельности школьника – это и здоровье, и учёба, и общение, и творчество, и досуг.
Важным моментом в педагогической поддержке младших школьников является реализация педагогических методов и приемов, которые помогут преодолеть трудности, возникающие у школьников, будут способствовать продуктивному развитию личности, помогут чувствовать себя комфортно в учебном процессе, сохраняя душевное здоровье.
Методы и приемы педагогической поддержки используются тогда, когда у ребенка с одной стороны, возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решить, с другой стороны, они действуют как меры, помогающие ребенку не отказываться от решения различных задач и осуществления деятельности, а уметь их решать. Таковыми являются:
Метод самонаблюдения за собственными действиями. Уже в 1 классе на уроке предлагаю детям выполнить такой вид работы «проверь себя», «посмотри, у тебя всё получилось», «найди ошибки у какого-нибудь сказочного героя и т.д.».
Метод коллективного анализа деятельности. Я реализую его на уроке в виде работы «давайте, проверим вместе, как мы справились с заданием», «давайте выслушаем мнение всех детей по поводу нашей деятельности». Мы совместно находим положительные и отрицательные стороны деятельности, проводя игру типа «хорошо-плохо».
Метод поисковых вопросов и проблемных ситуаций. Этот метод наиболее успешно позволяет ребенку проявлять самостоятельность и свои индивидуальные особенности. Ребенок, попадая в проблемную ситуацию, которую он сам оценивает как помеху, приковывает его внимание, отражается на его чувствах, вызывает потребность что- либо предпринять. Таким образом, мне ,как учителю, нет необходимости мотивировать ребенка на деятельность, наоборот, у ребенка есть этот мотив как естественное желание (побуждение) к деятельности и он чаще всего ее и осуществляет.
Следующий метод- метод проектов. Его мы реализуем в ходе выполнения проектных работ. Этот метод дает ребенку возможность активно включаться в образовательный процесс, экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки в своём индивидуальном темпе, позволяет наиболее эффективно учитывать образовательные потребности и личные способности ребенка.
Метод побуждающих и направляющих диалогов. Учитель ежедневно использует его на каждом уроке. Он способствует активизации речевой активности детей, развивают умение самостоятельно находить причинно-следственные связи делать выводы, высказывать и аргументировать свое мнение, самостоятельно находить ответы на свои вопросы.
Следующий метод социального моделирования. Особенно часто мы используем на уроке окружающего мира и в воспитательной работе. Этот метод позволяет погрузить детей в определенную проблемную ситуацию между субъектами моделирования, поставить ребенка на место участников ситуации и попробовать разрешить её. Данный метод помогает ребенку выразить свои чувства, высказать свое мнение, тем самым находиться в ситуации успешности, избавиться от страха перед «сложными» заданиями.
Метод развития эмоциональной отзывчивости и эмпатии ( сострадание) . Наиболее ярко он реализуется в 1 классе, когда для включения ребенка в учебную деятельность предлагаю детям оказать помощь сказочному герою, соседу по парте. Как метод педагогической поддержки он способствует заинтересованному восприятию познавательного материала, сопереживанию, сочувствию.
Чтобы научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться, поднять статус робкого ребенка, сделать его более смелым и раскованным, научить детей позитивной критике используется метод решения изобретательских задач и развития творческого воображения. На уроке я провожу такие формы работы, как «снежный ком», «мозговой штурм».
Также ежедневно мы, учителя, используем следующие приемы педагогической поддержки:
1.«Положительное подкрепление». К нему относятся: похвала, предвосхищающая оценка действий ребенка, поддержка ощущения успешности.
3.Не оставлять без внимания ни одного ответа детей, обсуждать любые, даже неправильные ответы без акцента на личность. 4.Эмоциональное, необычное начало любой образовательной деятельности. Прием переключения детей на что-то новое, необычное. Новизна, необычность, неожиданность действий и поведения используются учителем как средство переключения ребенка на иное состояние или иную познавательную активность. Использование педагогом вышеизложенных методов и приемов педагогической поддержки в непосредственной образовательной деятельности поможет ребенку иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет. Также применение методов и приемов педагогической поддержки снимает авторитарную позицию педагога, сближает взрослого и ребенка, тем самым позволяет ребенку ярче выразить себя, поверить в собственные силы, раскрепоститься, адекватно оценить и проявить свои способности, возможности, интересы, увидеть вокруг себя взрослых людей, действительно заинтересованных в его судьбе.
В заключении я хочу сказать, что вовремя полученная поддержка освобождает ребенка от множества нерешенных проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит — полноценно жить и учиться.
Читайте также: