Какая фраза наиболее точно отражает концепцию личностного потенциала
Обновлено: 22.12.2024
И это третье измерение делится на два этапа.
РАЗВИТИЕ 3А — до совершеннолетия — это развитие механизмов личностной саморегуляции, становление вменяемого субъекта. Управление собой в соответствии с требованиями своей культуры и в её интересах. Этот этап является более или менее обязательным или универсальным, потому что мы не можем быть хорошими, добропорядочными гражданами, если не усвоим механизмы самоконтроля, подчинения сигналам: останавливаться на красный свет светофора, ходить на выборы и опускать бюллетень. Мы должны научиться предсказуемо реагировать на социальные ожидания и требования, социальные сигналы так, как ожидают от нас данная культура и данное сообщество.
Личностное развитие после совершеннолетия — РАЗВИТИЕ 3Б — становится личным делом в собственных интересах, необязательным, факультативным, исключительно по личному выбору. Цель этого развития — стать субъектом собственной жизни и прожить собственную жизнь, а не просто какую-нибудь.
Три описанных измерения развития личности соотносятся как длина, ширина и высота трёхмерного тела, дополняя друг друга. Основное содержание Развития 3 на обоих его этапах и есть развитие личностного потенциала.
ЛП — обобщающее понятие. К примеру, есть такое понятие, как «погода». Мы можем достаточно точно определить, погода хорошая или плохая, и прийти к консенсусу по этому вопросу. Мы можем выразить в точных цифрах температуру, скорость ветра, осадки и так далее, но измерить погоду в целом нельзя, её можно только экспертно оценить. Так же обстоит дело и с ЛП — оценить его в целом можно только экспертно.
Прежде всего, к ЛП не относятся способности, знания, умения, компетенции, интеллект. Всё это хорошо, полезно, но не является решающим, потому что по всем этим параметрам мы заведомо проигрываем искусственному интеллекту. ЛП характеризуют не сами способности, а способность использовать свои способности. Таланты, способности могут лежать мёртвым грузом, более того, могут создавать их обладателю одни проблемы. В экономике известно понятие «ресурсное проклятие». Им характеризуются государства, обладающие огромными природными ресурсами, запасами полезных ископаемых, которые «подсаживаются» на свои ресурсы и перестают развивать экономику, довольствуясь извлечением ренты из этих природных ресурсов. То же может происходить с людьми. Человек, который заранее обозначен как имеющий способности, может на всю жизнь остаться человеком со способностями, потому что если есть способности, есть ресурсы, есть таланты, то что ещё надо? Всё хорошо — можно расслабиться.
Есть данные, убедительно подтверждающие, что самодисциплина лучше предсказывает академические успехи, чем уровень интеллекта, причём, в отличие от интеллекта, способна предсказать не только их стабильность, но и их изменения (Duckworth, Seligman, 1985).
То, о чём сейчас шла речь, можно обобщить понятием «ресурсы». Ресурсы — это понятие не объяснительное, а описательное. Это средства, наличие или достаточность которых способствует достижению цели и поддержанию благополучия, а отсутствие или недостаточность — затрудняет (см. Иванова и др., 2018). Наличие ресурсов коррелирует с успешностью достижения конкретных целей, но не предсказывает её однозначно, тем более не предсказывает благополучия.
Ту же природу имеет вошедшее в психологический обиход в последнее время понятие капитала (социального капитала, психологического капитала, человеческого капитала). Капитал — это совокупность ресурсов. Однако в соответствии с исходным экономическим смыслом этого понятия капитал нуждается в умелом инвесторе, ведь капитал сам себя никуда не вкладывает. Вспомним библейскую притчу о двух рабах, каждый из которых получил от своего хозяина по таланту, то есть капитал. Рабы обошлись с этим ресурсом по-разному. Один зарыл его в землю, а другой пустил в оборот и в результате извлёк из него прибыль. Одними и теми же ресурсами можно распоряжаться по-разному. Не так важно, сколько у вас ресурсов. Если вы не знаете, как их использовать, их всегда будет недостаточно.
ЛП не тождествен ресурсам личности, потому что это понятие характеризует не «капитал», а скорее «инвестора», который им управляет. Человек как носитель ЛП распоряжается собой как носителем человеческого капитала. Говоря про человеческий капитал, мы рассматриваем человека как средство для кого-то другого. А ЛП — это то, что позволяет нам самим стать хозяином себя самого как собственного ресурса. При развитом ЛП наши ресурсы становятся нашими ресурсами, то есть происходит приватизация собственного человеческого капитала. При низком ЛП его ресурсы пропадают или используются другими.
И ещё один момент, важный для понимания ЛП: диагностически значимо не столько текущее состояние того, что мы изучаем (например, личности), сколько динамические тенденции, способности развития. Куда идёт траектория? Как отметил С. Кьеркегор в книге «Болезнь к смерти» здоровье может вести к жизни или к смерти, и болезнь тоже может вести к смерти или к жизни. Важно быть на траектории выздоровления, а не на траектории умирания. Известно, что профессиональные спортсмены в спорте высших достижений, как правило, далеко не самые здоровые люди, а их перспективы продолжительности жизни после завершения спортивной карьеры гораздо хуже, чем у физически менее развитых людей. Это пример «здоровья к смерти», а есть и примеры обратные. Например, в случае жара не рекомендуется сбивать температуру. Организм борется — это «болезнь к жизни». Это примеры того, что значимо не столько состояние, сколько некоторые перспективы. ЛП не предсказывает поведение, он предсказывает возможности поведения, его перспективы, точно так же, как если интеллект характеризует сиюминутный уровень, то мышление, в отличие от него, предсказывает динамическую перспективу.
Если капитал — понятие, заимствованное из экономики, то потенциал — понятие, заимствованное из физики, физико-энергетическая метафора. Потенциальная энергия — это, как известно из школьного курса физики, способность выполнять работу. ЛП — это способность выполнять работу личности. Пьер Жане писал, что личность и есть работа личности. Многие авторы писали про разные виды такой работы: Л. С. Выготский — про труд восприятия искусства; З. Фрейд — про работу бессознательного; Э. Линдеманн — про работу горя; Ф. Василюк — про работу переживания и т. д. Все эти виды работы — это различные формы саморегуляции.
Саморегуляция сопряжена с энергозатратами. В частности, когда человек решает какую-то задачу, связанную с саморегуляцией, снижается его способность выполнять физические усилия, и наоборот, приложение физических усилий снижает способность выполнять работу саморегуляции, поскольку и то и другое основано на одних и тех же источниках энергии (Baumeister a. o., 1998).
Личностный потенциал — это потенциал саморегуляции, система индивидуальных различий, связанных с успешностью управления психологической энергетикой.
Саморегуляция — это универсальный объяснительный принцип активности живых и квазиживых систем, направляемых целями или другими высшими критериями желательного, альтернатива идее линейной причинности (см. Леонтьев, 2011; 2016). Основа саморегуляции — механизм целесообразной коррекции активности в движении от менее благоприятных к более благоприятным результатам. Это движение, которое постоянно управляется нашим контактом с реальностью. Для саморегуляции нужен передаточный механизм от наших желаний и намерений к действиям. Этот механизм нарушается в случае выученной беспомощности (разрыв связи между усилиями и результатом). Необходимо также постоянное тестирование реальности, контакт с реальностью, понимание того, что есть на самом деле, — то, чего очень не хватает в современном мире. Не случайно одна из самых острых проблем массового сознания — проблема размывания реальности, трудность различения того, что является истиной, реальностью, а что — фейком.
Когда младенец появляется на свет, у него есть способность воспринимать внешнюю стимуляцию, если у него всё в порядке с органами чувств, есть способность делать спонтанные движения, есть внутренние ощущения, которые вызывают у ребёнка плач, если что-то не так, но все они не связаны между собой. Система саморегуляции возникает, когда все они связаны воедино, когда ребёнок уже в состоянии связать свои внутренние чувства, которые идут от желудка или откуда-то ещё, с той стимуляцией, которая приходит из внешнего мира, и с теми действиями, которые делаются для того, чтобы сначала спонтанно, а потом постепенно более и более целенаправленно избавиться от неприятных ощущений и приобрести приятные. Другими словами, саморегуляция — это складывающаяся при жизни функциональная система, соединяющая воедино разные компоненты наших отношений с миром. Соответственно, ЛП является складывающимся прижизненно системным образованием, но не формируемым, а эмерджентным, складывающимся в ходе самоорганизации. Саморегуляцию и ЛП нельзя сформировать, но можно поддержать этот процесс (или помешать ему).
Личностный потенциал — это те особенности личности, которые стоят за хорошей саморегуляцией и позволяют предсказывать успешную саморегуляцию. При хорошей саморегуляции система непрерывно совершенствуется до полного исчерпания ресурсов, которые определяются понятиями «старость» и «смерть». Плохая саморегуляция приводит к саморазрушению системы при достаточных ресурсах.
Обобщая, можно определить ЛП как систему динамического управления психологической энергией, её распределения и перераспределения. Начать действие, изменить, скорректировать, притормозить, отказаться, выждать, развернуться, сконцентрироваться, расслабиться, не идя на поводу ни у собственных импульсов, ни у внешних стимулов, — это всё проявления результата работы нашего ЛП. При высоком ЛП всё работает в системной взаимосвязи, а при низком отдельные действия и функции между собой не увязаны.
Людям с высоким ЛП присущи такие психологические характеристики, как активность, продуктивность, субъектность (agency), резилентность и продуктивное совладание (coping), самодетерминация, целенаправленность, гибкость. Соответственно, для людей с низким ЛП характерна пассивность, зависимость, конформность, уязвимость (vulnerability), виктимность, непродуктивные защиты, ригидность (Леонтьев, 2011б).
Некоторые данные, полученные мной и моими коллегами (Гордеева, Леонтьев, Осин, 2011), говорят о том, что специфика ЛП в сфере академических достижений проявляется в том, что учащиеся с высоким ЛП способны одновременно достичь успехов в учёбе и психологического благополучия. Люди с низким ЛП могут достигать успеха, но платят за это высокую цену. Они не могут быть успешны и счастливы одновременно. Или субъективное благополучие, или успех. ЛП не предсказывает благополучие напрямую, но опосредует влияние на него других ресурсов, а также благоприятных и неблагоприятных условий.
Читайте также: