Какая фраза наиболее точно отражает концепцию личностного потенциала компетенции 21 века

Обновлено: 24.11.2024

Мир меняется, меняется человек, меняются задачи образования. Современный человек должен обладать такими навыками, которые помогают ему организовывать собственную жизнь, делать ее эффективной, интересной, комфортной. То есть обладать навыками XXI века. В первые в истории учитель и школа перестали быть для ребенка авторитетом. Все то, что рассказывает учитель, ребенок может гораздо быстрее получить из других источников прямо в процессе урока. То, что знает учитель информатики, может проигрывать тому, что знает кто-то из его учеников. И так далее.

Мир меняется очень стремительно. И если хочешь выжить, нужно уметь адаптироваться, уметь меняться. Технологии меняются очень быстро и мы должны готовить человека, который способен не просто выживать, а быть успешным и счастливым в этом меняющемся мире. Сегодня знания и даже навыки устаревают достаточно быстро, поэтому подход на основе компетенций является наиболее перспективным.

Готовясь к докладу, я столкнулась с тем, что одно и тоже понятие называлось по разному: грамотность, навыки, компетенции, знания, поэтому хочу разграничить эти понятия.

Знания - это то, что можно взять и выучить.

Умения - то, чему можно научиться (умею рассказывать истории, водить машину).

Навыки - простые операции, доведенные до автоматизма.

Компетенция - проявление ЗУН в реальной деятельности, в нестандартных ситуациях плюс рефлексия опыта, т.е. способность анализировать свои действия и выбрать наиболее эффективные пути достижения целей. К омпетенции не противопоставляются ЗУНам, они шире понятия «знания», или «умения», или « навыки », принципиальное отличие заключается в том, что ЗУНы направлены на процесс, а компетенции - на результат.

Если кратко, знание - это «знаю как».

Навык - это «знаю и могу сделать, но обычно не делаю».

Компетенция - «знаю, могу сделать и делаю когда необходимо. И саму необходимость определяю, конечно».

С начала 2000-х гг. на разных уровнях активно обсуждается концепция «навыков XXI века» . Для начала давайте разберемся, что же именно скрывается под звучным названием «навыки XXI века», и чем эти навыки отличаются от тех, что были раньше? Так вот, если задуматься, то легко признать тот факт, что основными навыками в индустриальную эпоху были чтение, письмо и арифметика. В современном мире этими навыками уже никого не удивить и, таким образом, акценты сместились в сторону умения мыслить критически, способности к коммуникации, взаимодействию и творческого подхода к любому делу, а это уже не навыки, а компетенции.

Таким образом, под навыками 21 века подразумеваются личностные качества человека, готового жить в быстром, меняющемся, интересном, но сложном и непредсказуемом мире, в условиях высоких технологий и социальной активности.

Существует несколько теорий компетенций или навыков 21 века.

Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес Hard Skills — «жестким» профессиональным навыкам.

На всемирном экономическом форуме в Давосе определили 10 ключевых компетенций, которыми должен обладать каждый востребованный сотрудник:

решать комплексные задачи;

работать в команде;

распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими;

формировать суждения и принимать решения;

ориентироваться на клиента;

быстро переключаться с одной задачи на другую

В нашей стране специалисты от образования сократили Давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:

критическое мышление (Critical Thinking);

координация (Coordinating With Others).

Для многих преподавателей эти навыки XXI века являются чем-то самим собой разумеющимся, необходимым для качественного образования. И, ведь, правда. Наверняка, многие из вас сразу подумали: «Хм, а ведь я давно использую эти самые навыки на своих занятиях. Что же в них удивительного?»

Ведь каждый преподаватель хочет, чтобы его ученики:

были способны выполнять задания самостоятельно, а также работать в паре/группе в высокотехнологичной передовой атмосфере.

были готовы к взаимодействию с преподавателем и другими учащимися.

были способными к гибкому и креативному мышлению.

Подробнее о каждом из четырех «К».

Критическое мышление - это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы.

Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.

Координация (сотрудничество) тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат .

Модель «4 К», по большому счету, - это модель гармоничной и счастливой личности.

Гибкие навыки формируются задолго до того, как человек начинает карьеру. Это значит, что участие в их развитии должна принимать и школа.

На выходе мы хотим получить портрет нового человека, благополучного человека, человека с определенными ценностями, который способен развивать и экономику, и науку и другие отрасли».

Итак, современный человек будет обладать

1) определенными личностными качествами: лидерство, умение работать на результат, умение работать в команде, умение добиваться успеха;

2) компетенциями: такими как критическое мышление, творчество;

3) базовыми знаниями: умения и навыки, ведь формирование компетенций и личностных качеств невозможно без серьезной базы. Пока мы - заложники ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Важно не забывать о том, что современный бизнес ждет от системы образования другого, самого сложного - личности человека, готового жить в быстром, меняющемся, интересном, но сложном и непредсказуемом мире

Почему концепция «навыков XXI века» выглядит именно так, и чем навыки ХХI века отличаются от традиционного набора знаний?

Традиционная система образования в России предлагает устоявшиеся с годами подходы: программы обучения основываются на изучении отдельных дисциплин, основной упор делается на получение информации, а не на ее самостоятельную переработку, выделяется определенное «ядро» необходимых знаний, которые нужно усвоить в обязательном порядке. Но , ведь, современное общество часто требует от каждого из нас нестандартного мышления, неординарности, нетипичности. Люди, которые могут найти нестандартное решение проблемы, пользуются спросом, креативность в обучении и на многих рабочих позициях только приветствуется. Но эти навыки могут появиться только при условии, если их развивать. Во-вторых, знания сами по себе ничего не стоят, если студент/ученик не может их правильно и уместно применить, проанализировать . Если мы его научим только тому, что знаем, знания ученика будут ограничены рамками наших собственных знаний, он не сможет выходить за «границы» заучивания, мыслить нешаблонно, нестандартно.

Значимость «навыков XXI века» заключается как раз в том, что они позволяют лучше ориентироваться в разных дисциплинах и разбираться в потоках новой информации - в первую очередь, благодаря развитию навыков и компетенций, позволяющих находить и использовать необходимые знания. Это означает, что, овладев « навыками XXI века», мы сможем самостоятельно, вне привычных институций, заниматься собственным образованием и развитием.

Читайте также: