Как заканчивается высказывание аристотеля познание начинается с
Обновлено: 04.11.2024
В своем высказывании немецкий философ рассматривает познание как последовательность шагов: от восприятия предмета познания до его понимания, а затем уже к тому, что стало причиной наблюдаемых явлений. Я согласен с данным утверждением.
Перед тем, как перейти к рассмотрению примеров процесса познания, стоит дать определение тем понятиям, которыми оперирует Кант в своем утверждении. Познание – это приобретение нового знания об окружающем мире или каком-либо явлении. Оно начинается с восприятия – чувственного познания, то есть с помощью органов чувств человека, которых всего пять:
Затем приходит черед понимания, то есть процесса мышления, при котором явление осознается и усваивается человеком и включается в его систему знаний. Теперь остается только понять причину явления,то есть условия, при котором оно происходит. Познание и есть совокупность трех этих составляющих, три ступеньки, которые нужно преодолеть, чтобы познать явление или событие окружающего мира.
Еще один пример – как ребенок учится бояться горячих поверхностей. Дотронувшись до вскипевшего чайника, он обожжется – чувственное познание через осязание. К ребенку приходит понимание того, что чайник – горячий. Причина этого – нагрев с помощью огня. В дальнейшем ребенок будет осторожен с любым предметом, который нагревается на плите или даже просто находится на ней.
Проезжающие мимо нас машины из-за эффекта Доплера меняют свой тон от низкого до высокого. Происходит чувственное познание через одно из человеческих чувств – слух. Размышляя над изменением высоты звука, мы сопоставляем это наблюдение с другими похожими событиями и понимаем, что это происходит из-за того, что машина движется. Причина же изменения тональности – машина движется по направлению к нам. В дальнейшем, при схожих обстоятельствах, мы будем непроизвольно отходить в сторону к обочине, чтобы не оказаться под колесами проезжающей мимо нас машины.
Описанный Кантом алгоритм познания является универсальным и применим не только к бытовым условиям, но и к процессу научного познания.
Читайте также: