Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущность их характеров

Обновлено: 04.11.2024

Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущность их характеров?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

— Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, — проговорил он с расстановкой, — тогда я изменю своё мнение о самом себе. Ненавидеть! Да вот, например, ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, — она такая славная, белая, — вот, сказал ты, Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать. А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет. да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?

— Полно, Евгений. послушать тебя сегодня, поневоле согласишься с теми, которые упрекают нас в отсутствии принципов.

— Ты говоришь, как твой дядя. Принципов вообще нет — ты об этом не догадался до сих пор! — а есть ощущения. Всё от них зависит.

— Да так же. Например, я: я придерживаюсь отрицательного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — тоже в силу ощущения. Это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу.

— Что ж? и честность — ощущение?

— Евгений! — начал печальным голосом Аркадий.

— А? что? не по вкусу? — перебил Базаров. — Нет, брат! Решился всё косить — валяй и себя по ногам. Однако мы довольно философствовали. «Природа навевает молчание сна», — сказал Пушкин.

— Никогда он ничего подобного не сказал, — промолвил Аркадий.

— Ну, не сказал, так мог и должен был сказать, в качестве поэта. Кстати, он, должно быть, в военной службе служил.

— Пушкин никогда не был военным!

— Помилуй, у него на каждой странице: на бой, на бой! за честь России!

— Что ты это за небылицы выдумываешь! Ведь это клевета наконец.

— Клевета? Эка важность! Вот вздумал каким словом испугать! Какую клевету ни взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того.

— Давай лучше спать! — с досадой проговорил Аркадий.

— С величайшим удовольствием, — ответил Базаров.

Но ни тому, ни другому не спалось. Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых людей. Минут пять спустя они открыли глаза и переглянулись молча.

— Посмотри, — сказал вдруг Аркадий, — сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полётом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мёртвое — сходно с самым весёлым и живым.

— О друг мой, Аркадий Николаич! — воскликнул Базаров, — об одном прошу тебя: не говори красиво.

— Я говорю, как умею. Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего её не высказать?

— Так; но почему же и мне не высказать своей мысли? Я нахожу, что говорить красиво неприлично.

— Что же прилично? Ругаться?

— Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!

— Как ты назвал Павла Петровича?

— Я его назвал, как следует, — идиотом.

— Это, однако, нестерпимо! — воскликнул Аркадий.

— Ага! родственное чувство заговорило, — спокойно промолвил Базаров. — Я заметил: оно очень упорно держится в людях. От всего готов отказаться человек, со всяким предрассудком расстанется; но сознаться, что, например, брат, который чужие платки крадёт, вор, — это свыше его сил. Да и в самом деле: мой брат, мой — и не гений. возможно ли это?

— Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, — возразил запальчиво Аркадий. — Но так как ты этого чувства не понимаешь, у тебя нет этого ощущения, то ты и не можешь судить о нём.

— Другими словами: Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания, — преклоняюсь и умолкаю.

— Полно, пожалуйста, Евгений; мы наконец поссоримся.

— Ах, Аркадий! сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько — до положения риз, до истребления.

— Но ведь этак, пожалуй, мы кончим тем.

— Что подерёмся? — подхватил Базаров. — Что ж? Здесь, на сене, в такой идиллической обстановке, вдали от света и людских взоров — ничего. Но ты со мной не сладишь. Я тебя сейчас схвачу за горло.

Базаров растопырил свои длинные и жёсткие пальцы. Аркадий повернулся и приготовился, как бы шутя, сопротивляться. Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Задание 1 № 1344

К какому роду литературы относится произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

Эпос (от греч. epos — слово) — один из трех родов художественной литературы, повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору. К эпическим произведениям относятся эпопея, роман, повесть, новелла или рассказ, очерк. Роман «Отцы и дети» — эпическое произведение, раскрывающее человеческие характеры через описываемые события в течение определенного периода времени.

Ответ: Эпос Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1. Задание 2 № 1346

Назовите средство характеристики героя, строящееся на описании его внешнего облика: «Но лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах, что он почувствовал невольную робость».

Портрет — описание внешности персонажа, одно из средств создания образа. В литературном произведении портрет соответствует особенностям его содержания и формы, соствляет один из моментов его художественного своеобразия.

Ответ: портрет Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1. Задание 3 № 1348

Как называлась система взглядов «новых людей», основанная на отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни?

Нигилизм — от латинского nihil — ничто. В 40−е годы XIX века реакционеры именовали нигилистами своих идейных врагов — материалистов, революционеров. Передовые деятели вложили в него свой смысл: Герцен, например, утверждал, что нигилизм означает пробуждение критической мысли, стремление к точному научному знанию.

Ответ: нигилизм Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1. Задания Д7 № 1350

Герои спорят о различных вещах, придерживаясь разных точек зрения. Укажите термин, которым в художественном произведении называется столкновение взглядов, жизненных принципов.

Конфликт — непримиримое противоречие, столкновение характеров и обстоятельств, которое, собственно, и создает действие.

Ответ: конфликт Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1. Задание 6 № 1357

В каких произведениях русских писателей XIX века герои полемизируют друг с другом и в чём их споры можно сопоставить со спором Базарова и Аркадия?

Споры героев являются средством раскрытия образов в произведениях русской литературы. В романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» происходят словесные поединки Порфирия Петровича и Раскольникова. Герои рассуждают о теории Родиона Романовича, ее правоте и реальности. Как и персонажи Тургенева, следователь и преступник ведут диалоги о смысле жизни, вере, предназначении человека и будущем. Мысли героев раскрываются параллельно по ходу спора и характеризуют персонажей. Оба автора пользуются приемом внутреннего диалога, тем самым наполняя повествование глубоким психологизмом.

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1. Задание 4 № 5903

Движущей силой действия в художественном произведении является _________. Базаров и Павел Петрович Кирсанов являются ___________ по своим взглядам, образу жизни.

Движущей силой действия в художественном произведении является конфликт. Базаров и Павел Петрович Кирсанов являются антиподами|антагонистами по своим взглядам, образу жизни.

Ответ: конфликтантиподами|конфликтантагонистами

Спор Базарова с Кирсановым является важным в раскрытии конфликта, развивающегося на страницах романа «Отцы и дети». Это не просто конфликт поколений, это конфликт разных социальных формаций: дворян и разночинцев. Базаров — нигилист. Аркадий тоже считает себя нигилистом. Однако в споре мы видим, насколько они разные. Базаров отрицает принципы, любовь, красоту, искусство, даже народ, ради которого он «должен из кожи лезть и который … даже спасибо не скажет. » Базаров не разбирается в поэ-зии, не знает очевидных вещей и при этом не чувствует себя ущербным: «Эка важность!» Базаров отрицает родственные отношения. Но при этом в споре сохраняет спокойствие, доводы свои приводит уверенно и убедительно, без лишних эмоций. Он человек дела, практик и отлично понимает, что «Россия тогда до-стигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать. »

Аркадий внешне производит впечатление более благоприятное, нежели его собеседник. Он вступается за дядю, которого оскорбил Базаров. Он говорит о справедливости, честности, его речь восторженно–красивая. Однако в его словах нет «ядра», нет доводов, одни эмоции. «Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания», — говорит о нем Базаров. Несмотря на практическое отсутствие разницы в возрасте, Базаров и Аркадий — люди разных поколений и формаций.

Критерии проверки:

Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения2

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения1

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

И/ИЛИ авторская позиция искажена 1 ,

3. Логичность и соблюдение речевых норм Отсутствуют логические, речевые ошибки2Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0Максимальный балл6

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.

Читайте также: