Как вы понимаете выражение чехов заложил основы новой драмы создал театр философского настроения

Обновлено: 28.04.2024

Выходит дама и произносит : «Господа! «Чайка» провалилась! Провалилась на сцене Александровского театра в Петербурге. Актеры играли абсурд, они не овладели искусством интонирования, не смогли создать общее настроение. Зрители возмущены, в зале шум, шиканье, крики…».

Преподаватель: Только через 2 года в 1898 в Москве Художественный театр под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко с триумфом поставили «Чайку». Молодые режиссеры постигли тайну «новой чеховской драмы». С этих пор на занавесе художественного театра появилась эмблема чайки.

А.П. Чехов – в своих пьесах выступил как реформатор классического театра, заложил основы «новой драмы», театр «философского настроения».

Запишем тему

II . Актуализация опорных знаний.

- Чтобы понять принципы драматургии Чехова, давайте вспомним классическую драматургию театра действия на примере изученной пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Презентация Театр действия (на примере пьесы А.Н. Островского «Гроза»).

Острый конфликт .

В драме «Гроза» раскрывается острый конфликт между двумя историческими эпохами: патриархальной и современной.

Патриархальная – это мир Кабановой, сложившийся уклад жизни, идущей по замкнутому кругу: домашняя работа, посещение церкви, насилие и принуждение. Жизнь по принципу: «Жена да убоится мужа своего». Отсутствие всех нравственных ценностей.

Современная – это идиллический мир семейной жизни, представленной Катериной: домашняя работа, религиозные мечты, гармония в семье, нравственно чистая среда.

На протяжении всего действия идет конфликт, борьба, которая заканчивается смертью героини Катерины.

Динамическое действие.

Действие в драме происходит в провинциальном городке Калинов в течение всего 10 дней. Причем, действие насыщено разными событиями: жизнь города, приезд Бориса их Москвы, встреча его с Катериной, отъезд мужа Тихона по купеческим делам, любовь Катерины к Борису, гибель главной героини. Все действие держит читателя в напряжении.

Герои четко делятся на 2 группы: самодуры и жертвы; одни носители зла, насилия, жестокости, другие – покорные, обезличенные, приспособленные к миру темноты и невежества.

Яркие, информационно и эмоционально насыщенные, зримо характеризуют всех героев.

Те же, Дикой и Борис

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?

Борис. Я и слушаю, что ж мне делать еще!

Дикой (посмотрев на Бориса) . Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя) Вот навязался! (Плюет и уходит.)

Дают информацию – рисуют обстановку, указывают на последовательность событий.

Острый конфликт

Патриархальный мир современный мир

(Кабанова М.И.) (Катерина)

Косная форма отношений нравственная гармония

2. Действие динамичное

Г. Калинов на берегу Волги

Между 3 и 4 действием проходит 10 дней

Е самодуры - жестокость

О жертвы - покорность

III . Преподаватель: Несмотря на юный возраст вы имеете определенный социальный опыт, можете давать оценку своим поступкам, людям, событиям….

Накануне занятия мы провели эксклюзивное интервью, которое поможет нам разобраться в особенностях драматургии Чехова.

1. Что волнует тебя больше: действие или состояние?

(Лично меня волнует состояние, настроение. Я человек настроения. Есть оно – занимаюсь с душой чем-то, нет – отбываю повинность, ничего меня не интересует). (У Чехова тоже настроение).

2. Назови жизненно важные действия, совершаемые тобой. Оцени их.

Я учусь, делаю уроки, дома убираю квартиру, смотрю телевизор, гуляю. В общем живу, как все.

Я – спокойная по натуре и делаю все не спеша, аккуратно. Жизнь моя течет плавно, как река, без экстрима. (будничное течение жизни).

3. Оцени людей своего круга.

Знакомые, друзья – нормальные, обыкновенные со своими слабостями и недостатками люди, физически и психически здоровые, ничем не примечательные. В общем, хорошие люди. Злодеев среди них нет. Ангелов тоже (нет резкого деления на положительных и отрицательных героев).

4. Как общаешься с друзьями?

Беседуем на общие темы, понимаем друг друга. Но бывают и разногласия. Если я думаю о чем-то своем, то отвечаю невпопад. (диалоги невпопад).

5. Как ты понимаешь высказывание: «В произведении все, как в жизни».

(Все как в жизни – это значит реалистично, достоверно, соответствующее действительности, не придуманное).

- Театр Чехова называют театром настроения, в его пьесах нет явных столкновений, противоборства сил, у него всё как в жизни – ответы студентов подтверждают это и в соответствии с ним выделяем принципы нового театра:

1. Конфликт бытовой, раскрывает внутреннее состояние героев.

Действие развивается неторопливо: спокойная, размеренная жизнь.

Система образов: нет резкого деления на отрицательных и положительных героев.

Диалог: реплики невпопад, случайные.

Подтекст – скрытый смысл текста, высказывания.

Символическая образность – новое значение образа.

IV . Задание: Высказывания критиков и самого Чехова об особенностях драматургии Чехова соотнесите с принципами новой драмы. (задание одно на все группы, кто быстрее выполнит).

(Действие). Это сама жизнь… обыденная, всем доступная и почти никем не понимаемая в ее внутренней жестокой иронии. А.П. Чехов

(Образы). Каждый представлен один на один со своей судьбой. Л.А. Иезуитова

(Символичность). Чехов оттачивал свой реализм до символа, а уловить эту нежную ткань произведений Чехова не всем удавалось. В. Мейерхальд

(Подтекст). Подтекст является важной особенностью «новой драмы». Чехов в совершенстве владел искусством передавать настроение персонажа через быт… А. Скафтымов

(Конфликт). Драматически-конфликтные положения у Чехова состоят не в противопоставлении волевой направленности разных сторон, а в объективно вызванных противоречиях, перед которыми индивидуальная воля бессильна. А. Скафтымов.

(Диалог). Диалоги «глухих», «случайных» реплик создают сюжет настроения. И. Золотарева.

Ремарка. Ремарки, кроме своей обычной роли, часто помогают понять внутренний мир героев. И.А. Фогельсон.

Студент: Изучив высказывания я соотнесла их таким образом:

Раскрывает особенности действия.

V . Работа с центральным образом – символом пьесы «Вишневый сад».

Учитель: Важным способом выражения авторской позиции становятся у Чехова ключевые символы . Они реалистические и в то же время наполнены философской глубиной, связывают будничное и вечное, материальное и духовное, действительность и мечту.

Назовите центральный образ – символ пьесы «Вишневый сад» и дайте максимальное количество его интерпретаций, обоснуйте все трактовки, нарисуйте схему .

(Варя, Раневская) Россия (вечные ценности, Трофимов)

Крепостное право Дом

Коммерческий успех Счастье (Раневская)

Молодость: Раневская Л.А. (глядит в окно на сад). О мое детство, чистота моя! О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай.

Прекрасное: Варя (тихо отворяет окно). Взгляните какие чудесные деревья! Боже мой, воздух!

Счастье: Любовь Андреевна. О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…

Крепостное право: Трофимов. Монолог.

Коммерческий успех. Лопахин. Вишневый сад теперь мой!

Россия. Трофимов. Вся Россия наш сад!

У каждого героя свой сад. Он высвечивает духовные возможности каждого. Садом грезят, но не созидают его, а созерцают со стороны.

Трансформируется, изменяется ли центральный образ от начала к концу пьесы?

(Да, образ сада преобразуется: от майского цветения деревьев в начале пьесы к октябрьскому бесприютному пейзажу, т.е. от полной и радостной жизни сада к его гибели под топором нового хозяина) – это скрытая символика, т.е. подтекст пьесы.

Майское цветение Октябрьский безжизненный

Радость жизни Гибель под топором

VI . Интерпретация предметных образов – символов. Размышление над скрытой символикой.

1 мкгр. – с книгой

2 мкгр – с ключами

3 мкгр – «Золотой»

VII . Отчет микрогрупп.

Книга. Лопахин. Мужичок… Отец мой правда мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд. Только вот что богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком… (Перелистывает книгу). Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул.

Книга – традиционный символ культуры, к которой Лопахин не приобщен, а значит нет духовности и гармонии у человека. (это уже подтекст ). Он не понимает прекрасное , поэтому без лишних эмоций и размышлений совершает грубый поступок – уничтожает сад, «прекрасней которой нет на свете».

Лопахин – слишком практичен, не имеет никаких возвышенных идеалов, иллюзий. Причина: отсутствие культуры, которую человек получает из книги .

Ключи. Лопахин (поднимает ключи, ласково улыбается). Бросила ключи, хочет показать, что она уже не хозяйка здесь… (звенит ключами).Ну, да все равно. Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй. О скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!

Ключи – это металлический стержень для отпирания и запирания замка. Каждый человек пользуется ключами от дома, квартиры. Ключи – символ домашнего очага . У Чехова появляется еще один символ – власти. Лопахин купил имение у Раневской – стал новым хозяином. Читатель понимает, что это не надолго: подтверждает эту мысль последняя сцена – слышно, как запирают все двери на ключ, потом уезжают экипажи. Становится тихо. Фирс остается умирать в заколоченном доме. Еще один подтекст появляется: власть капитала растлевающее действует на людей – нет чуткости, доброты, сострадания. Никто не удосужился проверить наличия людей в доме.

Золотой. Раневская Л.А. Нет у меня денег (смотрит в портмоне). Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как-то бессмысленно… (Уронила портмоне, рассыпала золотые).

Идет прохожий: Мадемуазель, позвольте голодному россиянину копеек 30.

Раневская Л.А.: Возьмите, вот вам…(ищет в портмоне). Серебра нет… Вот вам золотой.

Прохожий: Чувствительно вам благодарен. (Уходит).

Деньги - это 1. средство платежа. 2. это капитал. Деньги – это традиционный символ богатства. У Чехова же деньги – символ ослабленной связи героини с реальностью. Широкий жест Раневской – знак расточительности, а не доброты, безалаберности, безволия. Раневская – помещица, жившая за счет других, не сама зарабатывала, поэтому и тратила беспечно.

Часы. Лопахин. 1. Сейчас я уеду, некогда разговаривать… (смотрит на часы). Если ничего не придумаем и ни к чему не придем, то 22 августа и вишневый сад и все имение будут продавать с аукциона. Решайте же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет. 2. На дворе октябрь, а солнечно и тихо, как летом. (смотрит на часы). Господа, имейте в виду: до поезда осталось всего 46 минут. Значит через 20 минут на станцию ехать. Поторапливайтесь!

Часы – по Ожегову, это прибор, отсчитывающий время. Традиционный символ – время. Только один герой Лопахин понимает, что время идет, не стоит на месте и поэтому постоянно смотрит часы (кстати 8 раз).

Другие же герои ощущают временность своего пребывания в имении, но ничего не делают, а только ждут рокового конца.

Подтекст: Люди не набрали соответствующего темпа жизни: они живут и чувствуют в полсилы, поэтому они безнадежно опаздывают, отстают. Никому в пьесе не суждено стать творцом новой жизни. И хотя Лопахин – единственный герой, который понимает время, не посадит новый сад. Не зря пьеса заканчивается опозданием героев на поезд.

Интерпретация символов

Результат общий:

Интерпретация, изменение, объяснение символа – это подтекст.

Много предметов или явлений имеют символическое значение.

Главное для Чехова – подтекст.

Читатель не всегда понимает подтекст.

Но главное направление «подводного течения» все же понятно. И вы является доказательством этому.

Чтобы поставить точку каждая микрогруппа выскажет суждение по чеховскому подтексту в виде пословицы, афоризма:

Книга – 1. источник знаний. 2. смотрит в книгу, а видит фигу. 3. книгу читай – ума набирай. 4. Без культуры нет ни знаний, ни воспитания.

Ключи – 1. Дом – моя крепость, делай все, чтобы сохранить ее. 2. Власть властью, но о морали не забывай.3. Не живи прошлым – думай о будущем. 3. Всякий дом хозяином славиться.

Деньги – 1. Плакали мои денежки. 2. Запасливый лучше богатого.

Часы – жизнь прожить – не поле перейти. Соблюдай человеческие нормы.

С какими трудностями сталкивается режиссер при постановке чеховских драм?

Читайте также: