Как понять выражение короля делает свита

Обновлено: 04.11.2024

Автор цитаты: «Короля делает свита» считают Н. Макиавелли.

Далеее мы разберем, какой смысл вкладывал в этот тезис классик, и что он нам советует. наберитесь терепения, тезис очень сжатый и требует раскрытия, т.к. не все сразу очевидно.

Высказывание Генрих IV, короля Франции:
"Мое государство – это мои друзья, стоящие у моего трона воины. Меня мало интересуют их богатство и знатность, и то и другое я в состоянии дать им сам, но кто, кроме них, может дать мне уверенность в благополучном правлении в нашей славной Франции? Потому могу лишь пожелать каждому из моих венценосных соседей окружить себя подобной свитой, которой не боишься подставить спину".

Есть аналог русской поговорки "каков поп, такой и приход", но это только частичное сходство. Далее вы узнаете почему.

Есть несколько разноплановых толкований данного тезиса. Это высказывание можно считать стратагемой, приемом, тезисом, управленческим инструментом, от этого суть не меняется.

- это рекомендация королям(руководителям), чтобы с умом формировали свиту

- это рекомендация простым людям домогающихся власти

- Когда и как это можно использовать ?

Если мы посмотрим на свою деятельность или еще кого-либо, то заметим, что нам периодически требуется решать некие задачи, суть которых "убедить кого-либо что-то сделать". Это может быть кто угодно, друг, сотрудник, начальник, жена,муж, дети и т.д. Иногда окружающие, или те к кому мы обращаемся, нас слушаются и делают то, о чем их просят, а иногда мы получаем отказ, который может выражаться мягко или грубо, в зависимости нашего статуса и настроения собеседника. Для решения каких-либо вопрос, связанных с обществом или персоналиями нам обычно требуется деньги или власть, чаще всего люди за этими атрибутами и гоняться. Например, бизнес делают ради денег и престижа, и должности в системе власти тоже для этого домогаются.

Что делать, если у вас нет денег для оплаты услуг или нет власти для принуждения ?

Какие существуют методы добиться решения своих вопросов, если нет денег и нет должностей(власти) ?

Фактически, и тот кто богат, и тот кто имеет власть/должность, использует свой "авторитет", который ему дает должность или деньги. По сути, перед нами стоит задача приобретения авторитета в глазах общества или нужной персоны, а богатство и власть, это всего лишь промежуточные инструменты, которыми пользуются для формирования авторитета или для принуждения, в случае если не получается формировать авторитет.

Одним из мощных инструментов создание авторитета и является данная стратагема, озвученная в заголовке. Плюс этого инструмента в том, что он не требует специальных знаний или силы воли, или что-то еще. Этот инструмент доступен любому среднестатистическому человеку. Правда мало кто этим пользуется, не смотря на большие возможности, которые дает данная стратагема.

Одна из причин этого "неумения" лежит вне этой стратагемы. Большинство предпринимателей или руководителей просто не имеют цели, они живут "сегодняшним днем" или "очевидными событиями", но об этом в другой раз :)

Что значит «Короля делает свита» - этот тезис является инструмент управления, в современном мире его называют "имиджем".

Данный тезис имеет очень серьезное практическое значение для руководителей и людей занятых общественной деятельностью, для тех кто по роду занятий должны управлять людьми, прямо или косвенно. Значение тезиса «Короля делает свита» носит более глубокий/широкий смысл, чем инструмент имидж, но они понятия одного порядка.

Предположительно, автор цитаты вкладывал туда следующие смыслы:

- окружение "короля" порой имеет большее значение, для решения реальных задач, чем личные способности короля

- мнение о короле(руководителе) формируется из имиджа окружения, т.к. для большинства людей, не имеющих личный контакт с руководителем невозможно сформировать о нем свое мнение. Соответственно, нужно внимательно подбирать сотрудников из близкого окружения, с учетом этого фактора.

- можно "нанять" временное окружение, поставить перед ними задачу "играть в игру", чтобы сформировать нужное мнение

Один из функциональных качеств тезиса «Короля делает свита» заключается в том, что королю(руководителю) часто приходится работать в разных социальных ролях(водитель, отец, муж, друг или же нарушитель, проситель, начальник и т.д.). Разные роли требует разных навыков, а это очень плохо получается у людей, даже профессиональные актеры плохо играют разноплановые роли. Причин много, и они сложные, определенная интеллектуальная предрасположенность и характер людей. Так вот, "король" должен выполнять эти социальные роли, если они хорошо получается самому, а то что плохо получается нужно ПЕРЕПОРУЧИТЬ своему окружению(персонально). Вот тут и создает определенный положительный или отрицательный эффект. Данное поручение может выполнить разные люди, и их могут оценить по субъективным критериям "толковый парень" или "проходимец". Нужно четко понимать, кто является нашим(королевским) представителем. Для качественного выполнения своих прямых обязанностей руководители обязаны прибегать к помощи своего окружения, и если оно сформировано исходя из реальных задач, а не капризов, то эффективность управления может кратно вырасти.

По одной из версий фразу «Короля делает свита» сказал великий итальянский мыслитель Н. Макиавелли, где он это сказал/написал, пока уточнить не получилось(данных я не нашел), но в книге "Государь" есть близкое по смыслу рекомендация/тезис, суть которого в следующем. По мнению Н. Макиавелли о государе народ составляет мнение по его окружению, то есть от людей, окружающих руководителя, от них зависит его репутация и, как следствие, отношение к нему окружающих. Конечно речь идет когда прямой контакт с руководителем исключен, т.е. напрямую проверить "качества" руководителя у персонала нет возможности.

Руководитель никогда не должен забывать об одном из самых важных законов управления людьми: свита играет
короля.

Мне кажется, что те кто занимаются политикой( особенно новички) или бизнес явно недооценивают данную стратагему. На мой взгляд привлекательность этой стратагемы в простоте и высокой эффективности, и плюс к этому ее можно назвать " многомодельным принципом", т.е. можно использовать для решения разных задач.

Вот два варианта/направления, которые очевидны:

- руководитель(более 300 сотрудников) может использовать данный прием для формирования своего имиджа или даже корпоративной культуры

- любой человек может сформировать себе "авторитетность" в глазах ЦА, для дальнейшей работы, как промежуточный этап

Как это можно сделать, как сформировать авторитет(руководитель или сотрудник не так важно)

Когда нам нужно, в долгосрочной перспективе, нужно сформировать у общества или у сотрудников(более 300 чел/коллектив) "серьезное" мнение о нашем статусе. например, что поднять ценность указаний/рекомендаций, повысить ценность наших подарков/одолжение и т.д.

Одним из приемов служит следующая технологическая цепочка. За основу берем, что у нас есть в окружении 5-10 человек, среднестатистическими способностями, и остальное "общество"их так же оценивают.

1. Нужно поставить перед окружение цель/задачу о формировании имиджа руководителя и они должны принять эту задачу как важную

2.Использовать стереотипы общества,т.е. что в данном обществе принято считать "уважительным отношение", например:

- окружение встает когда он входи в помещение

- окружение носит "папку руководителя" и сопровождает на встречах, в общественных местах

- при разговоре руководителя остальные замолкают, не перебивают

- периодически цитирует слова руководителя "он так сказал"

- и другие знаки внимание соответствующие старшему/руководителю/авторитету

Фактически, понятие «короля играет свита» является стратагемой(методом), который можно использовать, и в бизнесе в том числе. Представим ситуацию, что у нас есть ресурсы, которые помогут сформировать небольшую лояльную(приверженцев) группу клиентов или же эти ресурсы можно потратить на стандартное увеличение продаж, через рекламу. Как правило, большинство сделает последнее, так как выгода очевидна. А вот если задуматься, используя данный метод «Короля делает свита», то можно сформировать лояльную группу клиентов, которых можно использовать как носителей ценностей компании. Через них реклама компании будет более эффективной. Данная ситуация напоминает диллему: ". купить удочку или рыбу".

Случаи, как имидж влияет на ситуацию, и как формируется имидж.

Есть в литературе есть интересный случай(произошло во Франции), когда слуга переоделся в одежды короля, чтобы не задержали на границе. Некого герцога/принца объявили в розыск, после очередного неудачного дворцового переворота. Герцог еле унес ноги. Единственный слуга/лакей, который при нем был, зная, что дорожные патрули везде их ищут. Времене эти были "темные", чинопочитание было запредельным. Чем и воспользовался лакей/слуга(явно умнее своего хозяина). Патрульные на дорогах увидев дорогия одеяния лакея будут просто в страхе интересоваться господином.

Случай, с американским гангстером(Личо Джелли), который разослал по два билета, еще ста криминальным авторитетам, на боксерский матч тяжеловесов. и когда он вошел, все они встали, ибо тогда принято было приветствовать знакомых и уважаемых людей вставанием. эффект был в том, что они встали РАЗОМ, сами того не подозревая создали эффект "бомбы". на что и рассчитывал криминальный авторитет. Это тоже разновидность стратагемы "Короля делает свита" или префразирую скажем - "окружение создает короля".

Читайте также: